Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
29.12.2005 | Елена Супонина
ИСЛАМИСТЫ ИДУТ НА ВЫБОРЫ И ПОБЕЖДАЮТ
Если кто и сомневался насчет того, что означает всплеск ислама в последнее десятилетие (к примеру, французский исследователь Жиль Кепель высказывал точку зрения, что это всего лишь «смертельная агония» перед закатом), то уходящий год поставил точку в этих спорах: ни о какой агонии нет и речи, наоборот, все чаще социальный протест рядится в религиозные одежды. Но действительно ли это борьба за утверждение религиозных ценностей? Скорее, здесь другое.
Во Франции иммигранты напомнили минувшей осенью, что они – чужие в Европе. При этом они претендуют на материальные и социальные блага, а в своих требованиях не отстают от коренных жителей, только более энергичны. Где-то еще ислам стал «мобилизующим импульсом» для распространения, по словам американского политолога Збигнева Бжезинского, «новых устремлений к национальной независимости». Россия, как казалось по Чечне, переболела этой болезнью. Но волнения в Кабардино-Балкарии показали, что рецидивы возможны.
На каком-то этапе активность исламистов может принести выгоды властям. С одной стороны, итоги завершившихся в декабре выборов в Египте пугают: 88 мест в парламенте (где 454 мест) добились независимые якобы кандидаты, которые на самом деле – активисты группировки «Братья-мусульмане». В истории Египта такого не было. К тому же официально «Братья-мусульмане» запрещены с 1954 года, со времени неудавшегося покушения на президента Гамаля Абдель Насера. Но гонения на «братьев» волнообразны – то они в тюрьме, то, как сейчас, над дверью в их штаб (они снимают квартиру в многоэтажке в центре Каира) спокойно висит скромная табличка – «Братья-мусульмане». Есть впечатление, что власти заигрывают с исламистами. Почему?
Арабские страны под давлением США вынуждены проводить демократические реформы или хотя бы создавать видимость их проведения. 77-летний египетский президент Хосни Мубарак, правящий с 1981 года, тоже пошел этим путем, куда уж денешься. Однако осенью этого года счел лучшим для стабильности страны выдвинуть свою кандидатуру на пятый шестилетний срок, и, естественно, выиграл президентские выборы. Критикам, особенно в США и Европе, он ответил итогами выборов парламентских – смотрите, кто рвется к власти, и выбирайте. Это сработало.
Западные дипломаты в Каире только и говорят сейчас о том, что развитию Египта и безопасности региона угрожают исламисты. А лидер «Братьев-мусульман» 77-летний Мухаммад Махди Акеф будто специально подлил масла в огонь заявлениями о том, что государство Израиль «не выживет в арабском окружении». Этот бывший учитель физкультуры, отсидевший при разных египетских режимах в общей сложности 20 лет, в недавней беседе со мной в Каире почти слово в слово повторил безумные предложения нового иранского президента Махмуда Ахмадинежада выселить Израиль из Ближнего Востока куда-нибудь в Европу.
Но если Мубарак играется с исламистами, и ситуация под контролем, то стоит ли волноваться? Как ответил мне один российский дипломат, специалист по региону: «Можно ведь и заиграться. Исламисты – как джинн. Выпустить его из бутылки легко. А вот загнать обратно не всегда удается». В 1992 году в Алжире исламисты тоже победили на парламентских выборах, после чего светски настроенная армейская верхушка не нашла ничего лучшего, как отменить их результаты. В итоге – многолетний конфликт и тысячи жертв ежегодно.
Чем исламисты берут избирателя за душу? Они не предлагают конкретной программы, а лозунги их просты, если не убоги. Бьют по больному: большинство населения живет бедно, не хватает не только на образование, но и на нормальное жилье и одежду. Кто виноват? Есть внутренний враг – коррумпированное чиновничество и кучка богачей. Кто отнимет у них богатства? Народ под предводительством исламистов. Сами они, кстати, люди благочестивые, выделяются порядочностью, а на лбу – забиба, мозоль от частых молений и стуканья при этом лбом о землю. Внешний враг – это Израиль, США и вообще страны Запада. Но появилось у исламистов и нечто новенькое: потакая западной моде, они заимствуют риторику о демократических ценностях. Чего стоит сказанное мне Мухаммадом Махди Акефом: «Мы за построение в Египте истинно демократического государства». Исламисты намекают: дайте народу демократию – и народ выберет нас. Похожая ситуация складывается и в Палестинской автономии, где на 25 января 2006 года намечены парламентские выборы. Исламское движение сопротивления (ХАМАС) имеет настолько серьезные шансы на победу, что в минувшем году выборы уже были перенесены с 17 июля на январь следующего года. Как полагается «демократам», палестинские исламисты выставляют в числе кандидатов и женщин. Среди них 56-летняя Марьям Фархат, потерявшая за три года троих сыновей. Двое юношей погибли во время нападений на еврейских поселенцев в секторе Газа, еще один был убит израильской ракетой. В конце декабря кандидатка от ХАМАС побывала в Каире, где встретилась с коллегами из группировки «Братья-мусульмане» для обмена опытом: как побеждать на выборах демократическим путем?
Елена Супонина - заведующий международным отделом газеты «Время новостей» - для «Политком.Ру»
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.