Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
30.12.2005
ЛЮДМИЛА ПУЧКОВА, ПРЕЗИДЕНТ ХОЛДИНГА "ЛАНТА-ТУР ВОЯЖ": "ГОСУДАРСТВО ОТВЕТСТВЕННО ЗА ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДНЕГО КЛАССА"
…Я родилась в семье военнослужащего в Крыму. В силу специфики профессии папы пришлось сменить не одно место жительства как у нас в стране, так и за границей. Так как последнее место службы отца была Белоруссия, поступила в Белорусский государственный университет на исторический факультет. После окончания университета работала в музее, преподавала на кафедре и училась заочно в аспирантуре. В 1990 г. после переезда в Москву по новому месту службы мужа (мой супруг – кадровый военный), работала в райкоме партии Ленинского района Москвы.
Это был период развала системы, и когда меня пригласили в коммерческую структуру, я приняла предложение, особо не задумываясь. Это был большой холдинг под названием Lanta, который не имел никакого отношения к туризму. Я отвечала за внешнеэкономическую деятельность компании. Тогда это было одновременно и сложно, и просто, потому что специалистов не было ни в какой отрасли. Туризм появился позже спонтанно. Одна компания нашего холдинга занималась импортом кожи из Германии, наши немецкие партнеры стали присылать немецких туристов к нам в страну. Мне также пришлось это курировать; неожиданно для себя я начала осваивать туризм, совершенно не представляя, что это за деятельность.
- То есть здесь есть большой элемент случайности?
- Не исключено, если бы не эти обстоятельства, то, может быть, я и не занялась бизнесом.
Со временем мне удалось выкупить это предприятие, и, начиная с 1994 года, я полностью руковожу компанией. За ней осталось прежнее название Lanta-tur, где слово tur не было связано с туризмом. Но созвучие, на мой взгляд, было весьма символичным.
Когда придумывали логотип, я предложила бабочку. По ассоциации с туризмом: подвижная, легкая, красивая, в целом вызывает положительные эмоции. Первый же предложенный эскиз был одобрен и стал нашим логотипом.
- Как развивалась компания в последние годы?
- За прошедшие 11 лет, как и было задумано, Lanta-tur стала одним из крупных туроператоров России. Туроператоры, как вы знаете, занимаются оптом: заранее закупают гостиницы, арендуют самолеты, то есть формируют туристический пакет, а туристические агентства реализуют эти пакеты за комиссию.
Помимо туроператорской деятельности, где наша компания развивается динамично, мы стараемся участвовать и в других проектах, в частности, инвестируем средства в строительство гостиниц.
- Вы, насколько известно, удерживаете лидирующие позиции в рейтинге российских туристических компаний.
- Да, по России мы входим в первую десятку. Ее состав в последние несколько лет сужается в силу действия законов конкуренции. Очевидно, скоро это будет восьмерка.
- Конкуренция при этом не стала жестче? За счет чего такая стабильность рейтинга?
- Конечно, конкуренция в нашей отрасли не ослабевает, и думаю, что по мере укрупнения бизнеса - а эта тенденция очевидна - она будет еще более ожесточенной. Пока каждый участник рынка более глубоко разрабатывает свой сегмент и укрепляется именно в нем.
- Какими критериями вы руководствуетесь в поисках партнеров, что для вас важнее всего в отношениях с клиентами?
- Ну, во-первых, конкурентность туристического продукта партнера, его технологичность, а также соответствие нашему менеджменту, нашему менталитету. Несомненно, очень важна надежность партнера. Многолетний опыт показал, что у нашей компании не так было много ошибок.
- Туристическая отрасль всегда была привлекательной для желающих начать бизнес, достаточно посмотреть на общее число компаний. Но это и ужесточает условия конкуренции, особенно для новичков. Насколько, с вашей точки зрения, изменилась ситуация за эти годы?
- А перспективность связана с тем, что это сфера услуг, а она постоянно расширяется, развивается. Это касается не только туристического бизнеса, но и других отраслей. Малый и средний бизнес объективно будут расти по мере роста платежеспособности населения.
Если говорить об открытии туристического агентства – я не говорю о туроператорском бизнесе, здесь все сложнее, - то сделать это достаточно просто. Это не требует серьезного инвестиционного ресурса, да и правовая сторона для начала частного дела достаточно разработана. Другое дело – сохранить и развить созданный бизнес, даже если он малый, сделать его успешным - это гораздо сложнее.
Но вообще, в каждое время свои трудности. Когда мы создавали свой бизнес, конкуренция сказывалась в другом – успеть быстрее предложить что-то рынку, трудность была в другом, так как мы ничего не знали про рыночную экономику и мало что умели. Сейчас, наоборот, в бизнес приходит поколение людей, обладающих нужными знаниями, но это не значит, что им легко. Я думаю, что правило «войти в бизнес легче, чем удержать его и сделать рентабельным» будет работать всегда.
- А что нужно для успешного развития бизнеса? По-вашему наблюдению, изменились ли за последние годы факторы успеха?
- В первую очередь это профессионализм, трудолюбие, интуиция и способность учиться. Но на самом деле это требуется всем, независимо от размеров компании.
- По существу, вы перечислили качества «идеального предпринимателя». Здесь хотелось бы уточнить. В первые годы становления российского бизнеса был распространен авантюрный тип предпринимателя, да и сами бизнес-проекты граничили с откровенной авантюрой. В какой степени изменилась ситуация и изменилась ли она вообще?
- Доля хорошего, здорового авантюризма обязательно должна быть присуща всем, кто хочет достичь больших результатов в бизнесе. В перестроечные времена все брались за то, что умели делать, не задумываясь о последствиях и ответственности, не зная законов коммерции в условиях свободной экономики. И это было массовым явлением – поэтому предпринимательство было дискредитировано в глазах основной массы населения. Да и сейчас с этим у нас не все в порядке. Еще надо много времени, чтобы российский бизнес понял, что необходимо не только любыми путями зарабатывать прибыль, но и руководствоваться другими целями, направленными на безопасность и социальную поддержку других слоев нашего общества.
На самом деле авантюристы есть везде: и в седой Европе, есть в Штатах, на самых высоких уровнях. Я, честно говоря, не согласна с утверждением, что только у нас в бизнесе много проходимцев. Да, была первая волна, когда были открыты новые возможности. У нас только сейчас формируются бизнес-культура, опыт и традиции предпринимательства. Все встает на свои места, а авантюристы были, есть и будут.
- А с какими рисками сейчас сталкиваются предприниматели?
- В последние годы, конечно, появилась некоторая стабильность. Это, так сказать, общая ситуация. Но прибавились большие риски другого, глобального порядка: политические кризисы, природные катастрофы. Это затрагивает все общество, но нашу отрасль это затрагивает особенно ощутимо. Сейчас, в силу информационной и экономической глобализации мирового пространства, любое незначительное событие, которое происходит, допустим, на малоизвестном острове в Тихом океане, о котором раньше никто толком и не знал, может спровоцировать смену правительства в каком–нибудь европейском государстве, то есть СМИ могут утрированно подать любую информацию. Население подвергается все возрастающему прессингу на сознание, возрастает угроза, что определенные силы, имеющие доступ к СМИ, будут приобретать неограниченную силу манипулирования общественным мнением. А это вносит нестабильность в общество и экономику и, соответственно, увеличивает фактор риска для предпринимателей. Я думаю, что мы еще не до конца представляем, к каким последствиям это может привести.
- Насколько велика вероятность столкнуться с недобросовестным партнером?
- Успешность бизнесмена в том и состоит, чтобы соизмерять риск и реальность. Понимаете, тут надо больше винить себя, чем твоего партнера. Если ты видишь, что с партнером не все в порядке, то это не может произойти вдруг, в один день. Всегда есть какие-то сигналы, пусть совсем слабые, и если ты их не анализируешь, то в конечном счете получаешь проблему. А если ты делаешь выводы сразу, даже после мельчайшего сигнала, то это и называется интуиция. Меня она часто выручает.
- Какими, на ваш взгляд, должны быть отношения между бизнесом и государством, что вы ждете от государства?
- Бизнес не может существовать без благоприятных объективных условий, которые создает государство. Благодаря нашему президенту в нашей стране провозглашен курс на поддержку малого и среднего предпринимательства. Пока это все больше декларации, а не что-то реальное. Стабильность любого государства обеспечивается наличием среднего класса, а он в России только формируется. Без реальных действий государства, направленных на формирование правового общества, процесс формирования среднего класса будет сильно замедлен.
В первую очередь предприниматели хотят получить четкие «правила игры», то есть объективные, учитывающие мировую практику законы, логичную налоговую систему. Вот тогда, действительно, будет стимул создавать собственное дело и таким образом обеспечивать свое существование не только для сильнейших, но и для людей со средними способностями. Сейчас же у нас практически только сильнейшие в состоянии продолжительное время развивать свой бизнес.
- Меняется ли при этом отношение к самим предпринимателям?
- Отношение немного улучшилось. Пришло новое поколение, которое не помнит советского общества, по-иному воспринимает бизнес, экономические отношения, чем старшие поколение. Да и у тех оно тоже меняется. Все общество тотально вовлечено в новые отношения, поэтому отношение терпимое.
Но еще раз подчеркиваю, что без участия бизнеса в социальных программах в интересах всего общества общественное мнение не будет меняться в сторону доверия к нему.
- А как на общественном имидже предпринимателей сказывается тот массив негативной информации, который проходит через СМИ, в частности, о недобросовестных туристических компаниях? Это тоже прессинг?
На самом деле идет совершенно логичный процесс изменения рынка, через который прошли абсолютно все развитые государства. Идет естественный процесс отбора сильных компаний, слабые покидают «поле боя» через процесс банкротств. Это совершенно естественный процесс развития рынка, и здесь нет ничего нового: так было, так есть и так должно быть. То, о чем в последнее время много пишет пресса, – это в чистом виде банкротства, результат неправильной стратегии ведения бизнеса. Естественно, мы говорим о тех компаниях, которые были участниками рынка, но за долгие годы у них накопились ошибки из-за неверно избранной стратегии, что в конце концов и проявилось.
- Много лет занимаясь предпринимательской деятельностью, чувствуете ли вы изменения в своем характере. Может быть, обнаружили в себе какие-то неожиданные для вас самой свойства?
- Мое самое главное открытие за эти годы – что мир не делится на черное и белое, что мир многоцветен. Мне в этой связи приходится многому учиться. Для меня, например, характерна очень большая требовательность и к себе, и к окружающим. Занимаясь большим бизнесом и сталкиваясь с большим количеством людей, я поняла, насколько люди разные, и надо стараться увидеть в каждом максимум положительных черт.
- То есть бизнес не сделал вас более жесткой в отношении людей, как это иногда бывает с представителями бизнеса?
- Может быть, я стала более сдержанной и лаконичной, поскольку ответственность и нагрузки стали больше, хотя окружающими это может восприниматься как-то иначе, как большая суровость. Я хочу сказать, что эти годы сделали меня более мудрой в отношениях с людьми.
- А в профессиональном плане вам пришлось получать дополнительное образование, осваивать что-то новое?
- За это время я защитила диссертацию по экономике туриндустрии, стала кандидатом экономических наук.
В этом году французское правительство наградило меня медалью за личный вклад в развитие культурных связей между Россией и Францией. Много лет я являюсь старшиной Московского Английского клуба.
- С ростом компании и ответственности приходится ли вам жертвовать какими-то личными, в том числе семейными интересами, личным временем?
- Да, в общем-то, за все, как говорится, надо платить, вот и дети выросли очень быстро, и мне не удалось сполна насладиться их интересами. Сейчас дочь студентка, учится в Плехановском, сын закончил МГИМО и поступил на МВА в американский университет. Несмотря ни на что, стараемся использовать возможности вместе проводить свободное время, ездить на – кратковременный - отдых, ходить в театры, встречаться с друзьями.
- А бывают минуты, когда хочется все бросить, отдохнуть или заняться чем-то новым?
Конечно, бывают неудачи и успех, бывают минуты, когда ты себя ловишь на мысли, что ходишь как бы по кругу: вроде и бизнес растет, и конкуренция – очень азартное дело, но при этом много рутинной работы. Поэтому важно для бизнесмена пытаться работать в разных сферах, чтобы избегать такого явления, как депрессия. Несколько лет назад мы приняли принципиальное решение укреплять компанию как многопрофильную, идти в регионы. Планируем иметь свои представительства в 10 регионах. Кроме того, стали вкладывать деньги в другие проекты. В частности, в строительство гостиниц. То есть идем по пути диверсификации.
Хотя на самом деле в личном плане мне уже трудно представлять себе по-другому, без активной работы. Я никогда не сидела дома. Я всегда работала, училась, всегда чем-то была занята. А бизнес всегда дает азарт, чувство независимости.
- Какова структура компании? Ваша роль в ней?
- Это наш семейный бизнес. Я – идеолог компании, супруг мне помогает, поскольку для него это не основной бизнес. Что касается туризма - основные, стратегические решения одобряю я. Обязательно опираюсь на коллективное мнение топ-менеджеров компании, но последнее слово за мной, поскольку именно на мне лежит вся ответственность.
- Есть ли какие-то различия между женщинами-предпринимателями и мужчинами-предпринимателями? Правомерно ли вообще так ставить вопрос? И с кем вам проще работать?
Я придерживаюсь той точки зрения, что есть люди, мне психологически близкие, поэтому мне легко их понимать, чей уровень ответственности соответствует моей планке или не соответствует. В бизнесе есть личности, а этот факт не зависит от полового признака.
Может быть, все-таки, есть небольшой нюанс: женщины более эмоциональны.
- В бизнесе это хорошо или плохо?
- И хорошо, и плохо. Эмоциональный человек более открыт, более уязвим. Мужчин детали волнуют меньше. Женщины, наоборот, быстрее чувствуют на подсознательном уровне изменения и придают им большее значение, и иногда от этого они выигрывают.
- Почему, на ваш взгляд, не так уж много женщин среди крупных, то есть успешных предпринимателей?
- Потому что, по большому счету, главное предназначение женщины – семья и дети. Каких бы успехов женщина ни достигла в любом деле: театре, бизнесе, политике - если у нее нет семейного счастья, то ее счастье является неполным, подсознательно она чувствует себя неполноценной. Поэтому основная часть женщин, когда ей приходится выбирать, выбирает именно семью и детей. Домашний очаг – это дело рук женщины, не мужчины, хотя, конечно, есть мужчины, которые занимаются домом, и вполне успешно, но это все-таки редкое исключение.
Когда женщина начинает делать карьеру, особенно на первых порах, ей противостоит окружающая среда, даже не осуждая ее открыто. Претензии к ней будут со всех сторон, в том числе со стороны детей: мол, мамы постоянно нет дома. Ее родители не очень будут этому рады, так как придется оказывать дополнительную помощь внукам и т.д и т п. И это станет для нее большой психологической нагрузкой. Только после того, как удастся достигнуть определенных результатов, и все увидят, что она достаточно успешна, тогда барьер будет как-то преодолен. Но к этому надо очень долго идти. Но и потом все равно сильно легче не станет.
- Откройте секрет, как вам удалось найти баланс.
- Если бы я все сознавала заранее, когда все начиналось, как все будет, может быть, даже и не отважилась. Просто так сложились обстоятельства. Мне помогла семья, очень сильно поддержал и продолжает поддерживать муж.
- У вас есть хобби?
- Поддерживаю свою форму спортом: теннис, дайвинг, горные лыжи, велосипед. Стараюсь не отказываться от отдыха, чтобы успешно выдерживать нагрузки, какие дает управление большой компанией. Отдыхаем мы всегда семьей. Правда, последнее время дети все больше путешествуют сами, так как учеба диктует им свой график, который не всегда совпадает с нашим.
СПРАВКА
Торговая марка «Ланта-тур» была учреждена в 1991 г. В 1997 г. компания была реорганизована в холдинг «Ланта-тур вояж», который осуществляет свою деятельность под единой торговой маркой. Президент холдинга – Людмила Пучкова.
«Ланта-тур вояж» – один из лидеров отрасли. Многопрофильный туроператор, специализируется на выездном групповом и индивидуальном туризме, организует собственные чартерные программы в 18 стран Европы и Азии, а также США.
Член Российского Союза Туриндустрии (РСТ), Международной Ассоциации Воздушного транспорта (IATA). Генеральный представитель в России и странах СНГ ведущего мирового круизного холдинга Royal Caribbean International ' Celebrity Cruises и избранный туроператор круизных компаний Silversea Cruises, Disney Cruise Line. «Ланта-тур вояж» - избранный туроператор Walt Disney World (США), Universal Studios (Орландо, США) и Disneyland Resort Paris (Франция) в России. «Ланта-тур вояж» является ежегодным лауреатом премии 'Туристический бренд года' по шести категориям.
Людмила Пучкова родилась 12 февраля 1960 года в г. Балта Одесской области.
В 1982 году закончила Исторический факультет Белорусского Государственного Университета по специальности историк. Кандидат экономических наук. Свободно владеет английским и испанским языками.
С 1991 по 1994 гг. - коммерческий директор многопрофильной компании ООО 'Ланта'. С 1994 г. - генеральный директор АОЗТ 'Ланта-Тур', с 1997 - президент холдинга компаний 'Ланта-тур вояж'.
Неоднократный лауреат рейтинга Ассоциации менеджеров «1000 самых профессиональных менеджеров России» по категории бизнеса «Сервис», лауреат рейтинга журнала «Карьера» «100 деловых женщин России».
Награждена почетным знаком «Общественное признание» и Золотым дипломом за большой личный вклад в становление гражданского общества России, активное участие в подготовке и проведении гражданских Благотворительных акций 'Мужество и Милосердие'. В 2005 г. награждена Правительством Франции медалью за личный вклад в развитие культурных связей между Францией и Россией.
Член Президиума Независимой Организации 'Гражданское общество'.
Старшина Московского Английского клуба.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.