Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Злоба дня

19.06.2001 | Сергей Михеев

Шанхайский форум в плену перспектив

Преобразование Шанхайского форума в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) вызвало большой отклик практически во всём мире. Это неудивительно, ведь в странах участницах ШОС проживает около четверти всего населения земного шара, а территория занимает более половины Евразии. "Шанхайская пятерка" была образована 26 апреля 1996 года, когда прошла первая встреча руководителей пяти государств: России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Основной целью создания "пятёрки" было провозглашено совместное противостояние терроризму и экстремизму, а также общее укрепление доверия и сотрудничества в области безопасности. Создание "пятёрки" стало ответом на рост исламского фундаментализма, обострение проблем с наркоторговлей и общей дестабилизации ситуации в регионе, произошедшей после распада СССР. На нынешнем форуме в Шанхае к "пятёрке" присоединился и Узбекистан, что и ознаменовало образование ШОС.

В большинстве российских СМИ сообщения о встрече в Шанхае напоминают парадные рапорты. Тем временем, за прошедшие с момента первой встречи в Шанхае пять лет, реальные достижения организации свелись фактически к одному единственному, эффективному решению. Речь идёт о соглашении, предусматривающем сокращение приграничных войсковых контингентов и отвод войск на 100 километров от границ стран-участниц. Соглашение действительно выполняется, что привело к созданию 200-километрового приграничного коридора безопасности. Это, в свою очередь, позволило усилить прикрытие других, менее "дружественных" направлений.

Однако не стоит сильно обольщаться по этому поводу. Вряд ли кто-то готов всерьёз поверить в то, что доверие между Россией и Китаем, негласно считающим российский Дальний Восток зоной своих потенциальных интересов, выросло настолько, что обе страны готовы полностью оголить границы и забыть о взаимной осторожности. Ещё труднее в это верится на фоне непрекращающихся сообщений о "тихой" китайской экспансии в приграничные российские регионы и претензиях китайцев на изменение некоторых участков границы в свою пользу. Совершенно очевидно, что Китай внимательно следит за развитием событий в Сибири и на Дальнем Востоке, характеризующихся активной депопуляцией и экономическим кризисом. Об этом нельзя забывать. Как известно подход к решению серьёзных дипломатических вопросов с точки зрения "широкой русской души" пока ещё не приносил России политических дивидендов.

Стоит вспомнить хотя бы пример с объединением Германии и роспуском организации Варшавского договора. Теперь наши стоны по поводу расширения НАТО просто никого не волнуют, а за всю нашу "доброту", нам даже не хотят списать старые советские долги.

Действительно актуальным данное решение стало, пожалуй, лишь для Таджикистана и то, только потому, что это государство просто не способно одинаково эффективно обеспечивать охрану своей границы на всех направлениях. Казахстан, скорее всего не готов к тому, чтобы отказаться от усиленного прикрытия своей границы на южном направлении, несмотря на данное соглашение. То же самое касается и Киргизстана, непосредственно граничащего с Таджикистаном. Вообще доверие доверием, но надо учитывать и тот факт, что ситуация в Средней Азии достаточно нестабильна и молодые среднеазиатские государства зачастую просто не контролируют некоторые участки собственной территории, что уже не раз подтверждалось фактами. В этой ситуации приграничные демилитаризованные зоны могут стать отличным рассадником для бандитов всех мастей и в том числе пресловутых исламских фундаменталистов, с которыми и ведётся борьба.

В остальном все достижения Шанхайского форума пока сводились к многочисленным заявлениям лидеров пяти государств о готовности к конструктивному сотрудничеству, возрождению "Великого шёлкового пути" и так далее. Это, несомненно, позитивный фактор, но без наполнения практическим содержанием он практически лишён смысла. Тем не менее, такие заявления дают надежду на позитивную перспективу. Россия находится в таком положении, когда она безусловно заинтересована практически в любой форме интеграции как на постсоветском пространстве, так и в прилегающих к нему регионах. В этом смысле одним из главных позитивных достижений шанхайского форума следует признать присоединение к организации Узбекистана. Как известно это государство с момента обретения независимости претендует на особую роль в среднеазиатском регионе и в этой связи предпочитает дистанцироваться от России. Недаром, Узбекистан вошёл в ГУУАМ, а в СНГ предпочитает роль пассивного наблюдателя. Такая позиция подкреплена и относительно стабильным экономическим положением Узбекистана. В этом контексте присоединение Ташкента к ШОС тем более примечательно, так как лидирующая роль России в данной организации очевидна.

Таким образом, ШОС скорее организация потенциально имеющая неплохие перспективы, чем добившаяся реальных результатов. В то же время перспективы ШОС также весьма неоднозначны. Направленность организации изначально несколько ограничена форматом вопросов борьбы с терроризмом и обеспечением безопасности. Такая узкая специализация может наложить определённые ограничения на перспективы развития отношений внутри ШОС. Это создаёт почву для возможных разногласий внутри организации по вопросу её дальнейшего развития. Одновременно с этим сотрудничество в области безопасности, как бы автоматически толкает страны участницы к некоему военно-политическому союзу, что также потенциально чревато возникновением напряжённости внутри организации. В то же время очевидно, что для России данная организация скорее представляет интерес, как структура экономического сотрудничества. Для России важно развивать азиатское направление экономического сотрудничества, как альтернативу западной помощи. А вопросами борьбы с терроризмом Россия и без ШОС вынуждена заниматься, что называется по факту. Никуда не деться России и от необходимости помогать в этом вопросе государствам Средней Азии, так как в противном случае волна нестабильности быстро докатится до наших южных границ.

Важным моментом для России стало то обстоятельство, что в рамках ШОС появилась новая возможность интенсификации российско-китайских отношений. Хорошие отношения с Китаем являются жизненно важными для России как в экономическом, так и в геополитическом плане. Ослабленной экономическими проблемами России как воздух необходимы стабильные отношения с мощным азиатским соседом. В рамках шанхайской встречи обсуждался вопрос о заключении договора о дружбе и добрососедстве, подобному которого не было уже 20 лет.

Цзян Цзэминь и Владимир Путин подчёркивают, что между двумя лидерами сложились близкие дружественные отношения. Высказываясь по вопросам международной политики китайский лидер назвал российско-китайские отношения залогом стабильности в мире. Это послание без сомнения было направлено в адрес США.

Россия и Китай имеют столько же общих интересов, сколько и скрытых разногласий. К тому же амбиции двух стран не способствуют абсолютно солидарной позиции России и Китая по всем вопросам мировой политики. К тому же без соответствующей экономической базы действительно эффективная конкуренция с США просто невозможна. Пока ни Китай, ни тем более Россия такой базой не обладают.

Что касается возможного расширения ШОС, то такие перспективы в ближайшем будущем следует признать весьма сомнительными. Во-первых против этого выступает Китай. Позиция Пекина вполне понятна. Свой интерес к организации проявили Монголия, Пакистан и Индия. Но отношения с Индией у китайцев как известно традиционно весьма напряжённые. По сути до сих пор не урегулирован территориальный вопрос. Индийцы выступают против притеснений буддистов в Тибете. Монголию китайцы вообще считают исконно "своей" территорией и если бы не позиция СССР по этому вопросу, Монголия, скорее всего уже давно была бы поглощена Китаем. Что касается Пакистана, то именно это государство активнее всех поддерживает исламский экстремизм, против которого и договорились в своё время бороться члены "пятёрки". К тому же невозможно представить, как бы в ШОС смогли ужиться Индия и Пакистан. Не исключено, что Китай вообще рассматривает ШОС как своего рода продолжение в новом качестве именно советско-китайских отношений. Характерно, что в организацию кроме Китая, пока входят лишь бывшие советские республики. Таким образом о становлении нового полюса мирового влияния, способного объединить всех недовольных США и имеющих собственные амбиции пока говорить слишком рано.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net