Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Политмнение

26.09.2001

Америка охвачена ужасом

мнения Игоря Бунина, Вячеслава Никонова, Иосифа Дискина, Андрея Рябова, Александра Бовина, Бориса Макаренко, Владимира Аверчева, Михаила Козакова, Льва Аннинского, Виктории Токаревой, Эфраима Севела, Григория Остера, Виталия Шлыкова, Евгения Сатановского, Владимира Кумачева

Мир потрясен взрывами, уничтожившими Международный Торговый Центр в Нью-Йорке. Количество жертв по предварительным данным исчисляется десятками тысяч. Человечество застыло в ожидании - каков будет ответ президента Буша, каков будет ответ Америки на вызов террористов?

Игорь Бунин, генеральный директор независимого фонда «Центр политических технологий».

Первая проблема - кто это мог сделать? Это могли быть люди Бен Ладена, поскольку к нему вели следы от предыдущего взрыва, так же связанного с торговым центром. Реакция США будет подобна реакции на Перл Харбор, когда тут же была объявлена в ответ война. Реакция на терроризм и на палестинцев, и на Бин Лдадена будет реакцией с использованием всех возможных средств. Ни на ООН, ни на другие международные организации оглядываться никто в США не будет, будут действовать или в одиночку, или с естественными союзниками. Возможно, что в какой-то мере и с Россией, если речь пойдет об ответе талибам, но Россия потребует максимальных доказательств того, что вина тут лежит на афганских террористах.

Но основной трагизма ситуации в том, что даже после ответного удара терроризм в США не ослабеет, скорее, случится так, что десятки новых мусульманских экстремистов будут стремиться в рай, уничтожая неверных. Жесткий ответ может стать даже новой точкой эскалации.

Вячеслав Никонов, президент Фонда «Политика».

«Авторами» этого террористического акта могут быть палестинские экстремисты. Но по размаху и дерзости это больше похоже на работу «террориста №1» Усаму Бен Ладена. Последствия произошедшего трудно предсказуемы. Ничего подобного еще ни разу не было в мире. Ответная реакция США будет жесточайшая. Скорее всего, будут предприняты какие-то акции на Ближнем Востоке, не исключаю, что против Бен Ладена и талибов, которые его скрывают. Но предсказать нельзя, ничего подобного в мире не было. Количество жертв - десятки тысяч… Помните реакцию на взрывы в Москве выказала терпеливая Россия, а уж что тут будет… Не думаю что многих успели эвакуировать. Вот и к вопросу об НПРО. Оказалось, что угроза исходит не отсюда, не от наших или чьих-то еще ракет. О чем многие говорили, не надо далеко ходить. Повторяю. Ничего подобного в мире не было никогда. Жертв может оказаться больше, чем они потеряли во всем Вьетнаме. Когда я сам был в этом торговом центре, мне говорили, что в каждом его здании одновременно работает сорок тысяч человек…

Иосиф Дискин, политолог

Я считаю, что для Америки это новый Перл-Харбор. Она должна сделать выбор - либо склониться перед терроризмом, либо вместе со здоровыми силами, готовыми ему противостоять - и в первую очередь с Россией - начать крестовый поход против терроризма.

Андрей Рябов, член научного совета Московского Карнеги-центра

Трудно говорить, как это скажется на американской политике. В США просто открытая паника. Призывают резервистов, но зачем? Можно будет говорить о каких-то кинжальных акциях против стран, покровительствующих терроризму, и возможно появится инициатива по поводу санкций против стран, укрывающих основных террористов. Речь не пойдет, скорее всего, о каких-то отдельных военных акциях, а скорее о международных операциях быстрого реагирования и международных санкциях. И у российского руководства в отношении террористов на Северном Кавказе, будет развязаны руки.

Александр Бовин, писатель, журналист

Я думаю, что во-первых, нужно было бы срочно созывать большую восьмерку, именно по поводу этого случая. Наконец-то договориться о том, что борьба с международным терроризмом требует международной координации. Те же израильтяне тысячу раз об этом говорили, все кивали головами, соглашались… А нужно наконец ударить по гнездам террористов. Мы же знаем, где эти «гнезда»! Ударить сейчас, пока все это в зародыше. Когда американцы ударили по Бен Ладену, все ведь кричали: «Что вы делаете, да как вы могли!" Из этого трагического случая нужно извлечь уроки, надеюсь, что это будет сделано.

Борис Макаренко, первый заместитель генерального директора независимого фонда «Центр политических технологий»

Для того, чтобы придумывать ответ, нужно понять, с чем мы имеем дело. Еще в двенадцатом веке в ответ на крестовые походы запада на Ближнем Востоке появилась секта курителей гашиша, известная в Европе под названием «асассины». Глава секты, «Старец горы», мог подослать обкуренного политического убийцу к любому политически неугодному вождю, чаще христианскому - но возможно и мусульманскому. Секте приносили богатые дары и крестоносные правители и султан Саладин. Разгромили ее лишь монгольские завоеватели в середине XIII века. Это пространное историческое отступление приводится для иллюстрации только одной мысли. Сегодня международный терроризм вышел на принципиально иной уровень. С точки -зрения организации своего черного дела и политического эффекта от своих грязных акций. Ответ на такой вызов предстоит искать всему миру.

Если Америка собирается ответить, то вопрос - кому? Проблема что делать с Палестиной не решается ни сносом башен Всемирного Торгового Центра, ни бомбовыми ударами по конкретным мишеням в Палестине.

Владимир Аверчев, помощник вице-спикера Государственной Думы В.П. Лукина

Общее ощущение - потрясение. То, что мы видим, мы тысячу раз видели в голливудских фильмах. Это чудовищно. Но это трагическая иллюстрация правоты Путина, когда он сказал, что вместо того, чтобы заниматься всякими НПРО, нужно объединить усилия в борьбе с терроризмом. Это трагическая иллюстрация его правоты! Что могла бы тут сделать НПРО? Ничего… Как только американцы выяснят, кто за этим стоит, эту организацию просто сотрут с лица земли. Но… часто говорят, что произошедшее похоже на мировую войну. Это не мировая война, но по своим последствиям этот теракт приведет к радикальному пересмотру всей системы международной безопасности, сопоставимому с тем, что был после первой и второй мировой войны. Это будет сопоставимо по масштабу.

Михаил Козаков, актер, режиссер

Это шок. Трудно найти какие бы то ни было слова, потому что есть ощущение мирового кризиса. Это случилось не просто в Амреике, это касается каждого из нас. Возникает страх перед третей мировой войной. Если убйиство одного человека породило первую мировую войну, и трудно осознать, что же произошло сейчас, в начале двадцать первого века. Я смотрю на телеэкран и не могу понять, у меня не укладывается в голове, как это могло произойти.

Лев Аннинский, писатель, критик

Начинается новая эра, в которой мы еще никогда не жили. Произошедшее очень трудно комментировать. Но если три убийцы убегают из Бутырки, и страна становится дыбом и боится их, то уж что сказать о США после случившегося в Нью-Йорке? Самой страшное, если начнется безудержная раскрутка ответных действий. Сейчас самое важное удержаться от мгновенной слепой мести, не допустить «эффекта домино». А если удержимся, то потом сразу встанет вопрос, каким образом человечество культурное может объединиться против человечества дикого. Вот собственно и весь комментарий.

Виктория Токарева, драматург, писатель

Я так же как и весь мир, пока не могу понять, что это такое. Но думаю, что Америка им ответит, кто бы они ни были. Я хочу, чтобы это не спустили на тормозах. Уже все говорят : «это не мы!", и Бен Ладен, и палестинцы… Я не могу гадать - так же как и все ничего пока я не знаю. Но у меня нет ощущения, что произошло что-то новое. Я думаю, что нам нужно подготовиться к возможным терактам в Москве. Это выплеск дьявольского зла, который не может захлестнуть все человечество. Но готовыми быть надо.

Эфраим Севела, писатель

Какой может быть отклик. Я диву даюсь как это было организовано. Америка оказалась на коленях. Но я себе представляю, каков будет ее ответ. Вывод же для всех - страшен. Мир не защищен. Миру надо объединяться против исламского радикализма. Кто знает, как поведет себя Европа, но Америка теперь точно встанет на дыбы. Уже объявлена мобилизация резервистов. Если хотя бы приблизительно выяснится, какое государство к этому причастно, его пробомбят до основания. Ответ должен быть очень жестоким. Теперь и США и другие страны будут внимательнее относиться к Израилю, к его ударам по арабам. Испытали на своей шкуре…

Григорий Остер, детский поэт

Мне страшно за детей, для которых я пишу стихи. Мне за детей страшно было и до того, как все это произошло. Мне, конечно, страшно. А комментировать это все… слово-то это язык говорить не поворачивается... И 20 лет назад, и 30, умные люди говорили о том, что начинается эпоха терроризма. Мы живем в мире, где так много людей, у которых так много техники, что мы очень уязвимы. Наступила эпоха, в которую опасно становится и могучее государство, вооруженное ядерными ракетами, и кучка людей, готовых на все. Чем сложнее вокруг нас технологии, тем бессмысленнее всякого рода военные действия вообще. Ракеты и бомбы бессильны против нескольких мерзавцев. На планете с сегодняшнего дня началась новая эпоха.

Виталий Шлыков, полковник ГРУ в отставке, член Совета по внешней и оборонной политике.

Все шло именно к этому. Только после сегодняшнего дня это всем очевидно. Предстоит много размышлений, почему раньше не распознали опасность. И мы, и американцы легкомысленно относились. И есть опасность, что будет переоценка этой угрозы, чрезмерные меры - но это неизбежно. Многие серьезные специалисты предсказывали, что этот век будет очень тяжелым.

А вот некое сближение по вопросам борьбы с терроризмом между Россией и Америкой теперь неизбежно. Да и ситуация с Чечней заметно изменится в мировом мнении. Да и сама Чечня будет выглядеть совсем по-другому. Так что Борис Немцов не вовремя подсуетился, но это с ним бывало и раньше. Исламистская угроза наконец-то будет оценена как цивилизационный фактор. А Хантигтона-то везде на Западе высмеивали... оказалось очевидным теперь, что этот человек очень и очень далеко смотрел в своей книге «Борьба цивилизаций». Гигантская разница, огромные барьеры между людьми на Земле. Есть даже сценарий мировой войны в 2010 году. Рекомендовал бы политикам его перечитать.

Евгений Сатановский, директор Института изучения Израиля и Ближнего Востока

Если в Америке не пересмотрят отношения к терроризму, то США как державы претендующей на сколько-нибудь серьезное отношение к себе больше не будет существовать. И еще - как ни парадоксально, но единственный адекватный способ борьбы с терроризмом оказал русский президент. Терроризм может быть только уничтожен, а база устранена. Меня горько смешат разговоры о том, что серийный убийца стал таким, потому что мама сильно хлопнула дверью у него над ухом, а терроризм появился из-за того, что в некоторых странах люди бедно живут. Надеюсь, что мир немного серьезнее станет прислушиваться и к нашему аргументу, и к израильскому. Еще надеюсь, что мы не будем следующими мишенями будем мы, тем более что Москва уже становилась объектом терроризма…

Владимир Кумачев, вице-президент Института национальной безопасности и стратегических исследований

Месяца три назад мы писали статью по терроризму. Попалась нам среди прочих материалов одна директивная записка еще советской эпохи. Идея ее была такая, что в мире все больше и больше терактов совершается, что терроризм - это международное явление, и лучше бы нам разобраться с ним вместе с цивилизованными державами. Еще тогда. Никто на Западе не услышал.

Американцы пытались давить на нас, якобы мы неправильно действуем в отношении Чечни. Но это ведь не Чечня виновата, это международный терроризм, и было ясно, что и Америке однажды придется с ним столкнуться. Что бы они не делали, строили НПРО, объявляли какие-то страны «изгоями» - это не поможет. НПРО непригодна против фанатика. Я хочу, чтобы посетители вашего сайта поняли - никакого злорадства я сейчас не испытываю, только горечь боль за людей, пострадавших из-за чьей-то беспечности, уверенности в том, что уж у них-то под крылом ничего произойти страшного не может. Ну вот, вы получили это… А всего три месяца назад я сам писал, что не ракеты надо бояться, а человека с чемоданчиком, в котором лежит устройство, и это устройство ни одна контора не обнаружит. Я тогда писал, что не исключаю, что этот чемоданчик уже лежит в каком-нибудь «Эмпайр стейт билдинге» и взорвется, когда в этом будет у кого-то в этом необходимость. Борьба с терроризмом - наше общее дело. Я не думаю, что этого материала не видели американцы, но я не к тому это сейчас говорю, чтобы это смотрелось так: «Вот, мы вас предупреждали!» Увы, в таких вещах мы должны действовать не раздельно, а вместе. США, сильнейшая держава мира, нарвалась на это не случайно. В своей гордыне американские руководители дождались чудовищной трагедии. Теперь они «вышли» на то что нельзя в каких-то вещах действовать в одиночку. Даже очень сильный, но один - всегда проигрывает. Одиночка- силач нарывается не на нож, не на кулак, а на отравленную колбасу… Нельзя действовать в одиночку. Поэтому и Россия не может быть в стороне. Простите, что говорю сбивчиво - о таком трудно говорить вообще.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net