Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Злоба дня

11.12.2001 | Наталья Хмелик

ПОЛЕТЯТ ЛИ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СПУТНИКИ?

Саммит Евросоюза должен решить судьбу амбициозного проекта Galileo -европейской спутниковой радионавигационной программы. По замыслу, система Galileo должна состоять из 30 спутников связи, которые позволят с большой точностью определять местоположение и скорость тех или иных объектов на земле. Это свойство системы играет важную роль в управлении судами, находящимися в море, воздушным движением и движением автотранспорта, слежении за взятыми на прокат автомобилями. С помощью такой системы осуществляется также синхронизация по времени, необходимая для работы энергетических сетей, телекоммуникаций и банков.

Собственно говоря, подобная система в мире уже действует. Это американская Система глобального позиционирования (GPS). Система, которая прославилась во время войны в Персидском заливе, изначально была разработана для американских военных. В 1993 году она стала доступной и для коммерческого использования, но "гражданский" сигнал был хуже "военного" и давал менее точную локализацию объектов во времени и пространстве. Это должно было помешать использованию системы в преступных целях. Однако за эти годы военные получили новые технологии, и необходимость ухудшать гражданский сигнал отпала. С прошлого года он ничуть не хуже военного.

В 1993 году началась эксплуатация российской Глобальной навигационной спутниковой системы - ГЛОНАСС, состоящей из 24 спутников. Однако эта система постепенно вышла из строя, и до недавнего времени на орбите находилось лишь шесть спутников. Сейчас Россия полна решимости возродить ГЛОНАСС, и совсем недавно запустила еще три.

Зачем же Европе заводить еще одну такую систему? Ведь стоит это недешево - расходы на разработку и развертывание оцениваются в 3,6 млрд. евро. Главный аргумент, который приводят сторонники проекта заключается в том, что американская GPS и российская ГЛОНАСС находятся в руках военных. Правда, GPS управляет межведомственный совет, но все работы, связанные с нею, ведет Пентагон. Выражая общеевропейское мнение, высокопоставленный чиновник из Европейского космического агентства Рене Остерлинк недавно заявил, что Европе нельзя надеяться на систему, которую военные в любой момент могут отключить. Galileo задуман как чисто гражданский проект, и это привлекает не только европейцев. На начальной стадии в нем принимала финансовое участие Канада. Россия оказывала техническую помощь и надеется расширить свое участие в проекте. Желание участвовать в нем проявляет Китай. Интерес выражают Израиль, Индия, Южная Африка и Австралия.

Первый этап работы над проектом - подготовка описания и бизнес-плана - был завершен в конце 2000 года. Осталось еще три этапа: разработка, которая будет завершена к 2005 году, развертывание - к 2007, а затем отладка. Начало полномасштабной эксплуатации системы намечено на 2008 год.

К анализу экономической целесообразности проекта Galileo были привлечены эксперты всемирно известной консалтинговой фирмы PricewaterhouseCoopers. Изучив бизнес-план, они пришли к выводу, уже через три года после начала эксплуатации, в 2011 году, доходы от Galileo могут превысить расходы на содержание системы. Платными пользователями могут стать правительства, провайдеры, операторы мобильной связи. Эксперты рекомендуют учредить концессии, с тем чтобы уже на стадии развертывания Galileo привлечь средства частного сектора (до 2 млрд. евро) в качестве предоплаты за будущие услуги.

Стадия разработки должна финансироваться Европейским сообществом и Европейским космическим агентством (ESA). ESA уже выделило 550 млн. евро, а вот с Сообществом возникла проблема. 4 декабря проект обсуждали министры финансов стран Евросоюза. Выяснилось, что страны, уже ощутившие экономический спад, считают, что сейчас не время финансировать этот проект. На его несвоевременности настаивают Великобритания и Голландия, Германия ставит под вопрос суммы, которые необходимо вложить в Galileo. За дальнейшее развитие высказываются Франция и Италия - если проект будет двигаться вперед, в явном выигрыше окажется аэрокосмическая промышленность этих стран. 7 декабря Galileo обсуждали европейские министры транспорта. На их встрече за приостановку проекта высказались уже шесть стран: к Германии, Голландии и Британии присоединились Дания, Австрия и Швеция.

Европейский комиссар по транспорту Лойола де Паласьо предупредила правительства, что если они не поддержат финансирование проекта до конца декабря, Европейская комиссия может его приостановить. Последнее слово остается за премьер-министрами, и они скажут его на открывающемся саммите. При этом решение о финансировании Galileo должно быть единогласным.

Сторонникам Galileo не стоит проявлять излишний оптимизм: на мартовской встрече лидеры Евросоюза не выразили особого желания финансировать проект, не имея гарантий, что к финансированию присоединятся частные инвесторы.

А время торопит. Американцы планируют в течение ближайших десяти лет модернизировать GPS. Чтобы составить ей достойную конкуренцию, система Galileo должна заработать раньше. Между тем проект уже на год отстает от графика, Лойола де Паласьо считает, что если решение о финансировании не будет принято до конца года, на нем можно поставить крест.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net