Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Злоба дня

30.11.2001 | Татьяна Иванова

ДА, ЭТО ПРАЗДНИК

Как-то утомляют кривые улыбки и скептические усмешки. И слушать про то, что десятилетие СНГ никакой не праздник, что-то совсем не хочется. Даже тянет на грубость. Взять и спросить: а какого вам, голубчики, рожна? И чем вы, собственно, недовольны?

Конечно, у мыслителей, которые лелеют все десять лет одну и ту же мысль "Горбачев и Ельцин развалили великую страну, в Беловежской Пуще был преступный сговор", - у этих мыслителей спрашивать ни о чем вообще не имеет смысла. Вопросов они не слышат. Ответы у них всегда готовы.

Но публика, считающая себя элитой общества, его интеллигентной частью, всё-таки должна взять себя в руки. И заставить себя кое о чем вспомнить.

Ну, хотя бы о том, как десять лет назад стало очевидно: республики, входящие в состав СССР, оказывается, в составе СССР удерживались лишь силой. А вовсе не любовью к ЦК КПСС, к самой КПСС, к РСФСР - старшей сестре, порождавшей неисчислимые количества старших братьев и для Латвии, и для Таджикистана, и для Украины. Для всех.

Республики не выходили из нашего нерушимого братского Союза, нет. Они убегали, их будто ветром уносило. Суверенитет, независимость, единогласно… И лес рук вздымался над залом, где заседал Верховный Совет республики. И со скоростью света исчезали из её имени слова "Советская", "социалистическая".

И не было силы… Да нет. Сила была. Был вариант избежать этого мгновенного распада. Ведь у нас была Советская Армия. Эта армия могла бы войти в Ригу, Кишинев, Киев, Душанбе, Алма-Ату (далее по всему списку). Нормально оккупировать. Арестовать и пересажать в кутузки смутьянов. Арестовывать было кому. И с кутузками ни малейшей напряженности. На все ключевые посты в республиках посадить старших братьев и сестер. Вторыми лицами - надежных местных товарищей. И порядок. И полное благолепие. Были бы, как привыкли, сверхдержавой. Все бы нас, что нам всегда было приятно, боялись. Продолжали бы получать, как привыкли за последние годы, из всяких дальних стран гуманитарную помощь, торговали бы ею на рынках из-под полы, делили бы на предприятиях (ударнику коммунистического труда - две банки немецкого маргарина и два килограмма итальянской муки, члену месткома - банку тушонки, члену партбюро - полкило колбасы, остальные не лезьте, не напирайте, в очередь, суки, в очередь). Чудная воцарилась бы, привычно благолепная картина. И абсолютно неясно, почему это не было сделано. Так?

Нет, не так.

Не будем вспоминать сейчас несчастную Югославию, руководители которой именно этим способом и пытались её сохранить. Зачем нам чужой опыт? У нас же всё, как известно, наособицу, неповторимый, единственный, свой собственный путь.

Советская армия была интернациональна. Рядом служили украинцы и узбеки, красивые песни слагались про это. Но вот она пошла бы, вся такая интернациональная, допустим на Украину. Или в Узбекистан. Или в Киргизию. Или в Белоруссию. А к моменту её выхода из казарм, надо напомнить тем, кто всё так быстро и легко забывает, в республиках сформировались свои собственные армии. Слабенькие, конечно, куда им…

Но только ведь эти слабенькие тут же укрепились бы рядовыми и командирами из большой, общей, в песнях воспетой. Кто же это выдержит, когда бьют своих? И бывшие мирные граждане, способные держать оружие, срочно присоединились бы к своим. А мирные граждане, не способные держать оружие, только метались бы, как зайцы, пытаясь увернуться. Что весьма затруднительно, если вспомнить, что "в чистом поле система "град".

К пятнадцати войнам звали нас те, кто настаивал на этом пути - с пятнадцатью братскими республиками. С пятнадцати концов эти люди предлагали тогда запалить РСФСР. И они, эти национал-предатели, смели тогда, смеют и сейчас, и считать и называть себя патриотами.

А ведь легко вообразить себе, что советские люди, начав тогда, до сей поры, все десять последующих лет всеми несметными запасами оружия, за все взаимные обиды убивали бы, уничтожали друг друга. И обратили бы в прах всё, что общим трудом создавали и строили.

Так не надо ли сегодня сказать друг другу: с праздником. Нам удалось избежать страшной трагедии - взаимоистребления.

Тот документ, который был подписан в Беловежской Пуще, был тоненькой ниточкой, не толще паутинки - ниточкой, которая связала некоторыми взаимными обязательствами тех немногих, кто был согласен связаться друг с другом хоть такой тоненькой ниточкой. И это в те без преувеличения роковые дни было огромным благом.

О чём договорились тогда? Разойтись с миром. Не нападать друг на друга. Оставить возможность тем, кто захочет, присоединиться к этому новому договору.

Развод был мучителен. Это естественно, потому что мучителен любой развод. А наш усугублен тем, что в лжепатриотической присказке "резали по-живому" содержится правда.

Только не события десяти-пятнадцатилетней давности в этой правде виноваты. Ведь эти события были лишь признаками распада. Распадался же абсолютно неестественный монстр. Империя, где метрополией была вовсе не страна. Не Россия. Метрополией был спрут. Тельце, правда, в Москве. На Старой площади. А щупальца неисчислимые - по всей одной шестой части света. В каждой сельской бригаде - парторг, в каждой деревне партбюро, в каждом городишке райком, в городке горком, в городе - обком. И им в помощь: комсомол, советы, профсоюз. И их охранять - ЧК. Тоже на каждом квадратном километре…

Распадалось чудовищное сооружение, где поезда возили комплектующие на заводы за десятки тысяч километров. Где "товары народного потребления (так называемая "группаБ") делали исключительно из отходов тяжелой (ох и тяжелой…) промышленности. Где колхозница, чтобы купить туфельки дочке- школьнице, должна была прополоть шесть гектаров свеклы (таково было соотношение цен на сельский труд и, скажем, вещи).

Создатели планового социалистического хозяйства пусть бы теперь отвечали за то, что в разных республиках стоят неработающие заводы. Это феноменальное явление - народное хозяйство СССР - ещё будет когда-нибудь изучено и осмыслено. Сейчас никому дела нет, все только стонут, о нем жалея.

Стоны! Стоны на наших огромных просторах! Все несчастны. Всё плохо. Власть никуда не годится. Прекрасную страну развалили. Ельцина - под суд! Горбачева - повесить? И кто он, вообще говоря, такой, этот Путин, рейтинги у него дутые, и вообще мы за него не голосовали, всё подделано!

А при советской власти один дед на десять лет сел в тюрьму за то, что пожалел лавочки на бульварах. Лавочки, говорит, жалко. Куда они делись? Так хорошо с ними было…

Пикнуть не смел так свободно разговорившийся, так вольно стонущий, так громко проклинающий наш великий народ. Все поголовно счастливы были. Хоть шесть гектаров свеклы поли за туфлишки, хоть хлеб по карточкам получай, хоть подыхай, потому что инсулин не купишь - ликовали и пели.

И эти десять лет абсолютной, ничем (к сожалению) не ограниченной свободы - в актив тому празднику, с которым никто никого поздравлять не хочет.

И дети, выросшие за эти годы - бесстрашные, как будто не наши. Дети, которые не могут себе представить, что нельзя купить колготки, что в магазине нет туалетной бумаги. Что вообще ни в каком магазине нет никакой бумаги.

И эти массовые поездки за всяческие границы. И эти машины, сквозь которые не протолкнуться. И это строительство, стройка - везде, по всей России, по всем дорогам, во всех концах…

Медленно, опасливо, с величайшей осторожностью вот уже десять лет бывшие советские республики пробуют сблизиться. Кое-что получается. И слава Богу. Всем очень страшно потерять независимость. Все боятся даже намека на то, что империя вдруг захочет возродиться. Вот как они, оказывается, любили-то нас, русских… В Москву-то теперь калачом не заманишь.

И все понимают, что жить нам, всем бывшим, надо в мире, добре и согласии. Ведь соседи же. И общее прошлое, в котором много такого, о чём лучше не вспоминать. Но есть и кое-что, о чём грешно было бы забывать.

Они боятся России. Но фокус в том, что и Россия… не то чтобы боится… но прежней близости вовсе не хочет. И не потому только, что обрела свое имя. А потому ещё, что - совсем, или не совсем справедливо - думает, что слишком долго во многом отказывала себе ради благополучия "младших". Взаимовыгодные отношения, друзья, давайте говорить о взаимовыгодных отношениях. Это, конечно, не так красиво, как о том, что мы братья навек. Но, знаете, так будет лучше для всех. И для вас, и для нас…

Не надо ждать многого от документа, который сегодня, возможно примут в честь десятилетия СНГ главы независимых государств - бывших республик СССР. У них парадная, праздничная встреча. А значит, в документе может быть лишь констатация взаимной доброжелательности, лишь заявление о взаимно добрых намерениях. С каждой отдельной страной наша страна должна подписывать отдельный договор, если речь идет о деле, о деловом сотрудничестве. Ведь так, кстати, делают и эти страны - наши соседи и бывшие братья по разуму. Они тоже подписывают договоры между собой, деловые, партнерские.

Содружеству всего десять лет. Только десять. Уже десять.

Не отказывайте себе в празднике.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net