Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Злоба дня

20.11.2001 | Сергей Михеев

В ДАГЕСТАНЕ И БЕЗ РАДУЕВА НЕСКУЧНО

Процесс над Салманом Радуевым, проводимый в Дагестане, вынудил власти принимать дополнительные меры безопасности. По мнению местных "силовиков" не исключены попытки освобождения Радуева со стороны непримиримых боевиков. Тем временем, в самом Дагестане далеко не всё спокойно. Начало ноября ознаменовалось новым обострением ситуации. Политический процесс в этой северокавказской республике всегда отличался крайней нестабильностью и постоянным возникновением конфликтов, в том числе вооруженных. Это обусловлено относительной слабостью влияния нынешнего главы Дагестана, председателя Госсовета Магомедали Магомедова на фоне острых межнациональных противоречий, которые имеют место в республике.

30 октября в Махачкале в результате покушения был убит вице-спикер Народного Собрания Дагестана Арсен Каммаев. Погиб также случайно оказавшийся рядом руководитель республиканского отделения Промстройбанка Абдулхалик Мусаев.

2 ноября кортеж мэра Махачкалы Саида Амирова был обстрелян из гранатометов. Сам он не пострадал, ранения получили трое прохожих. Это стало четырнадцатым покушением на жизнь Амирова.

На следующий день сторонники махачкалинского мэра провели мининг, а сам он потребовал отставки министра внутренних дел Дагестана Адильгерея Магомедтагирова.

Конфликт Амирова и Магомедтагирова был разрешен 5 ноября главой республики Магомедали Магомедовым. Он отметил, что ни один руководитель такого ранга, как мэр Амиров, не имеет права организовывать митинги. Председатель госсовета дал понять противоборствующим сторонам, что взаимные обвинения будут жестко пресекаться.

При этом криминальная обстановка в республике остается напряженной. До сих пор не раскрыты убийства муфтия Дагестана Саида Мухаммад-хаджи Абубакарова, министра финансов Гамида Гамидова, а также недавние покушения на спикера парламента Муху Алиева, министра печати Магомедсалиха Гусаева, главу правительства Хизри Шихсаидова.

Дагестан - один из самых сложных регионов России с точки зрения социально-экономической ситуации, осуществления государственного управления, а также обеспечения национальной безопасности. Политические и экономические процессы там имеют свою специфику. Среди факторов, оказывающих главное влияние на ситуацию в регионе, можно назвать: - национально-клановую структуру общества; - сращение власти с криминальными структурами; - глубокий социально-экономический кризис; - геополитическое положение региона, близость Чечни. Экономические проблемы Дагестана весьма серьезны. Практически все сектора доходного бизнеса криминализованы. Конфликты за передел рынков приводят к терактам, в результате которых гибнет мирное население. Соседство с Чечней, межэтнические конфликты и внутренние противоречия между несколькими крупнейшими этническими группами, вызывают глубокий социально-экономический кризис.

Основу экономики республики составляют дотации из федерального центра и доходы от нелегального бизнеса и контрабанды. В хозяйственной и политической элите региона отсутствует установка на развитие собственной налоговой базы, поскольку существуют опасения, что из-за этого республика будет получать меньше финансовых средств из центра. В настоящее время республиканский бюджет на 80% состоит из дотаций федерального бюджета. При расходовании этих средств региональное руководство часто допускает злоупотребления или тратит их неэффективно.

Подобное положение дел во многом объясняется сложностью и запутанностью органов государственной власти в Дагестане. Главой республики является председатель Госсовета, выбираемый из состава этого органа. В состав Госсовета входят 14 человек - 12 представителей крупнейших национальностей республики, председатель правительства и председатель Госсовета. Члены этого органа избираются Конституционным собранием. В состав Конституционного собрания входят депутаты Народного собрания и столько же членов муниципальных органов представительной власти. Конституционное собрание созывается только для избрания нового Госсовета и принятия новой Конституции.

Причина сложности устройства органов государственной власти Дагестана - прежде всего, в уникальной демографической ситуации.

В Дагестане живут 38 народов и этнических групп, как правило, принадлежащих к балкано-кавказской расе, из них наиболее крупные коренные: аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасаранцы, ногайцы, рутульцы, а также чеченцы, агулы, таты и другие.

Наиболее многочисленные из них: аварцы (на территории Дагестана проживают около 500 тысяч), даргинцы (в Дагестане проживают 280 тысяч), кумыки (более 230 тысяч), лезгины (более 400 тысяч), лакцы (более 90 тысяч).

Кроме коренных народов, в Дагестане проживают: русские - 250-300 тысяч человек (около 15% населения республики), азербайджанцы - 70-80 тысяч (около 4% населения), чеченцы - 60-70 тысяч.

К особенностям ситуации в Дагестане относится практическая несменяемость лидеров республики. По конституции Дагестана представитель одной национальности не может быть председателем Госсовета более двух лет. Однако, умело используя механизм референдумов, нынешний глава Госсовета Магомедали Магомедов сохраняет эту должность уже третий срок. При этом Магомедов является даргинцем, т.е. представляет не самый многочисленный народ Дагестана (аварцев). Чтобы удержать власть, Магомедов вынужден блокироваться с представителями других национальностей, прежде всего, из числа так называемых малых народов Дагестана. Однако он вынужден отдавать часть значимых постов и аварцам - например, к этой этнической группе принадлежит глава республиканского МВД Адильгерей Магомедтагиров, на которого была направлена критика мэра Махачкалы Саида Амирова (как и Магомедов, даргинца по национальности).

Федеральный Центр пока не спешит вмешиваться, опасаясь нарушить хрупкий межнациональный баланс. Кремль еще не принял решения относительно наиболее сложного "ельцинского" наследия - сложившейся системы отношений с национальными республиками, способными стать очагами ожесточенного сопротивления политике Центра. Суть подхода Москвы к ситуации в национальных республиках сводилась к схеме: невмешательство Центра в региональные дела в обмен на поддержание стабильной и предсказуемой социально-политической обстановки в республике. Опасное соседство с Чечней Магомедали Магомедов всецело использует для укрепления своей власти.

Он постоянно приводит в пример соседнюю республику, говоря о том, к чему может привести даже малейшая политическая дестабилизация в Дагестане. В этих условиях лидер национального региона и его ближайшее окружение (как правило, родственное) становятся для Москвы гарантом равновесия между основными кланами в республике, предохраняющим от нежелательных этнополитических "всплесков". За это местные лидеры получали определенную "свободу рук".

Специфика ситуации в республике свидетельствует, что ноябрьское обострение борьбы этнополитических группировок Дагестана за власть является далеко не последним. Нынешняя конфигурация политической власти отличается значительной неустойчивостью, что, учитывая серьезные властные амбиции ряда дагестанских политиков - того же Саида Амирова, председателя Народного собрания республики Муху Алиева или Гаджи Махачева (депутата Госдумы, лидера аварского Народного фронта) - делает возможным самый неожиданный разворот событий.

При этом возможности Центра вмешаться в ситуацию очень ограничены. Федеральная власть пока не нашла новые ориентиры своей северокавказской политики. А решение дагестанских проблем возможно лишь в рамках нового комплексного подхода к республикам Северного Кавказа. Показательно, что в периоды обострения ситуации в этих регионах (летние уличные беспорядки в Махачкале, скандальные выборы в парламент Адыгеи весной этого года) совершенно незаметен полномочный представитель президента в Южном федеральном округе Виктор Казанцев. Это можно объяснить, прежде всего, несформулированностью нового подхода к одному из самых сложных регионов России - Северному Кавказу.

Пока федеральный Центр склонен поддерживать нынешнюю дагестанскую власть во главе с Магомедали Магомедовым, не форсируя изменения в республиканском законодательстве, которые могли бы привести к его уходу. Ситуация консервируется, что может впоследствии привести к ее резкому обострению.

Дагестанский пример еще один раз выявляет ограничители федеративной реформы, инициированной Кремлем. Ситуация в республике требует особого подхода, но впоследствии его могут потребовать и другие национальные образования - Татарстан, Башкирия и т.д. Поэтому перед Кремлем стоит задача определения новых стратегических императивов своей региональной политики, в соответствии с которыми можно было бы сформулировать новый подход к Северному Кавказу, в том числе, к Дагестану.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net