Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Злоба дня

19.11.2001 | Наталья Хмелик

СЛАВНАЯ ИСТОРИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ПИЛОТОВ

Последние две недели в Чехии не утихает скандал вокруг творения отечественных производителей - истребителя L-159 Alca. 5 ноября министр обороны страны Ярослав Тврдык провел совещание с армейским командованием. На этой встрече министр помянул чешский истребитель недобрым словом, сказав, что он гораздо опаснее для пилотов, которые на нем летают, чем для вероятного противника. Нелестный отзыв прозвучал во время визита чешского премьера Милоша Зимана в США, где обсуждался вопрос о закупке подержанных истребителей F-16 производства компании Lockheed Martin.

Истребитель L-159 Alca, соответствующий стандартам НАТО, производит компания Aero Vodochody, 35% акций которой принадлежат американской компании Boeing. В 1997 году Aero получила государственный оборонный заказ на поставку 72 истребителей, но постоянно срывает сроки поставок, ссылаясь на недостаточное финансирование. Пока что чешские ВВС получили от Aero 24 самолета, хотя должны были получить 34.

На все претензии военных Aero Vodochody 13 ноября ответила пресс-релизом. В нем нет ни слова о качестве продукции и графике поставок. Главный упор отечественный производитель делает на то, что в работе над L 159 принимают участие около 200 чешских предприятий. Многие из них представляют историческую ценность, так как были созданы еще в начале двадцатого, а некоторые даже в начале девятнадцатого века. Работа в рамках программы L 159 приносит прибыль компаниям и регионам, где они находятся, позволяет сохранять рабочие места и создавать новые. По мнению Aero Vodochody, участие в проекте повышает престиж компаний на внутреннем и зарубежных рынках, дает им возможность получать новые заказы и облегчает поиск новых партнеров.

Однако военные не проявили должного уважения ни к истории отечественной промышленности, ни к судьбе компаний, находящихся в разных уголках страны. 14 ноября командующий ВВС Чехии генерал Франтишек Паделек отдал приказ о прекращении всех полетов на истребителях L-159 Alca. Это произошло после того, как обнаружилось, что в двух истребителях, полученных накануне, на компьютер главного двигателя не проходят сигналы датчиков. В тот же день генерал Паделек выступил в парламентском комитете по обороне и безопасности, где прямо заявил, что технические дефекты истребителя ставят под угрозу безопасность пилотов.

Надо сказать, что последние решения относительно L-159 не могли быть легкими. Правительство Чехии связывало с этой машиной определенные надежды. Потребность чешских ВВС в новых сверхзвуковых истребителях, соответствующих НАТОвским стандартам, - 36 машин. Ими предполагалось заменить МиГ-21 и Су-22 советского производства. Заказывая компании Aero Vodochody 72 истребителя, правительство рассчитывало выгодно продать остальные 36 самолетов или обменять их по бартеру на другую военную технику. Потенциальные возможности для этого были: на L-159 Alca устанавливаются реактивные двигатели F-124, спроектированные американской компанией Allied Signal, и бортовое оборудование производства американской компании Rockwell. Продукция этих компаний хорошо зарекомендовала себя на рынке вооружений, так что подкачал, скорее всего, отечественный производитель.

Между тем в конце ноября Чехия должна принять окончательное решение о том, какими машинами она заменит советские истребители. Есть два реальных предложения. США готовы обменять 24 подержанных F-16 на такое же количество L-159. По всей видимости, американцы надеются разобраться, что же не так с чешской машиной и довести ее до кондиции. Aero в этом случае предстоит заниматься ремонтом F-16, который, по оценкам экспертов, может потребовать затрат в сумме от 15 до 30 млрд. крон (450-900 млн. евро).

Шведско-британский консорциум SAAB-Bae Systems предлагает 36 истребителей Gripen примерно за 2,2 млрд. евро. 16 ноября министр обороны Ярослав Тврдык подтвердил сообщения чешской прессы о том, что британская корпорация BAE Systems попросила акционеров Aero Vodochody открыть британцам доступ к финансовой документации компании. BAE Systems подумывает о том, чтобы приобрести 66% акций Aero и расплатиться за этот пакет 36 истребителями Gripen.

Если во главу угла поставить интересы отечественной промышленности, предложение американцев представляется более выгодным. Подержанные F-16 обеспечат работой хотя бы некоторые чешские предприятия. Gripen машина новая, довольно успешно продающаяся в Европе. Именно ей примерно год назад отдали предпочтение австрийцы, обновляющие свои ВВС. Правда, стоят они недешево, и еще неизвестно, захотят ли британцы взять за них Aero Vodochody, ознакомившись с состоянием дел этой компании. Однако если выяснится, что ее производственные мощности можно использовать для выпуска Gripen, BAE Systems может согласиться на сделку, имея в виду будущие прибыли. Проблемы, с которыми столкнулась сегодня Чехия, - общие для бывших членов Варшавского договора, вступающих в НАТО. С этой точки зрения шведско-британскому консорциуму выгодно наладить производство своих истребителей в центре Европы.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net