Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
14.11.2001 | Петр Сергеев
Три способа борьбы с санкциями
В последнее время в связи с подготовкой США сухопутной операции в Афганистане все чаще раздаются призывы расширить акцию возмездия за счет нападения на Ирак. Если Джородж Буш решит проучить не только Усаму бен Ладена, но и Саддама Хусейна, то российско-американский союз пройдет первую проверку на прочность. В Афганистане и США и Россия поддерживают Северный Альянс, поэтому их интересы совпадают. В Ираке американцев не устраивает Саддам Хусейн, а Россия поддерживает его и активно сотрудничает с этим режимом в экономической сфере. Характерно, что россияне в Ираке не ограничиваются рамками программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие". Часто торговля идет путем прямых договоров с иракцами, минуя ООН.
В отношении Ирака действуют санкции Организации объединенных наций. Эта страна может продавать свое главное богатство - нефть в объеме не более 2,5 млн баррелей в сутки и только по ценам, установленным ООН. Средства, полученные от реализации нефти идут на специальный счет, подконтрольный Организации объединенных наций. Деньги с этого счета тратятся на выплату репараций Кувейту, на содержание аппарата ООН, а также на покупку продовольствия, медикаментов и необходимого оборудования для Ирака. С начала действия этой программы в декабре 1996 года доход Ирака превысил 50 млрд. долл. Официальный товарооборот между Россией и Ираком в прошлом году составил около 1,5 млрд долл. И он имеет тенденцию к увеличению. По словам председателя комитета по международному, научному, культурному и деловому сотрудничеству с Ираком Юрия Шафраника, в ближайшее время российские компании получат контракты от иракцев на сумму не менее 2,5 млрд долл. Если это действительно произойдет, то будет выглядеть как благодарность Саддама Хусейна за поддержку в вопросе об "умных" санкциях.
Дело в том, что США уже давно выражают недовольство контрабандным экспортом нефти из Ирака. Черное золото в обход санкций вывозится через Сирию, Иорданию, Объединенные арабские эмираты и Турцию. Часто это делают россияне, но и англичане с американцами не брезгуют этим бизнесом. Наш источник, долгое время работавший в Ираке, говорит: "Инспекторы ООН, которые призваны отслеживать контрабанду, закрывают на нее глава. Причем совсем не бескорыстно". Точных сведений о том, сколько иракцы выручают за поставки "левой" нефти, нет. Оценки колеблются в коридоре от 600 млн. до 3 млрд. долл. в год. Если так будет продолжаться и дальше, то санкции потеряют всякий смысл. Ведь деньги от контрабанды ООН никак не контролирует. А Саддам Хусейн может покупать на них все, что угодно.
Для того чтобы решить эту проблему, США и предложили ввести "умные" санкции. Смысл их заключался в том, чтобы расставить наблюдателей по всей границе Ирака. В этом случае каждый баррель нефти, вывезенный из страны, был бы учтен. Руководство Ирака выступило с резкой критикой этого плана и пригрозило даже вообще отказаться от поставок нефти на мировой рынок, что неминуемо привело бы к росту цен на топливо. Американцы и англичане продолжали настаивать на своем плане. Даже Франция, которая также вела большую торговлю с иракцами, поддержала "умные" санкции. Только поддержка России позволила Ираку избежать введения такого режима.
Сейчас существует 3 способа вести торговлю с Ираком. Первый - официальный. Фирма заключает договор с иракской стороной на поставку в страну тех или иных товаров. Затем этот контракт направляется в ООН, где определяется может ли данная продукция использоваться в военных целях. Если все нормально, то дается добро, и на счет фирмы поступают деньги со специального счета ООН. Однако эта процедура занимает очень много времени. По словам Юрия Шафраника, 70% подписанных контрактов получают одобрение комитета по санкциям ООН не ранее чем через 1-2 года. А многие не получают одобрения совсем. На сегодняшний день Совет Безопасности ООН задержал выполнение контрактов с Ираком на общую сумму в 3,7 млрд долл.
Если компании хочется ускорить расчет с иракской стороной, она может пойти по другому пути. В соответствии с 50-й статьей Устава ООН страны, наиболее пострадавшие от введения санкций, могут обходить их. В качестве таких стран официально были признаны Сирия и Иордания. Поэтому они могут беспрепятственно торговать с Ираком. В результате иракская нефть идет в эти страны, а затем продается на мировых рынках. Часть денег остается в банках этих стран. Российская компания, желающая поставить ту или иную продукцию в Ирак, заключает контракт с сирийской или иорданской фирмой. Товар попадает в эти страны и сразу же переправляется в Ирак.
Есть и совсем экзотический способ торговли. За поставки товаров и оборудования иракские власти иногда расплачиваются так называемыми "талонами на нефть". По этому талону можно прийти в госорганы Ирака и получить причитающийся той или иной структуре объем нефти для реализации внутри страны. Но эти объемы сразу же экспортируются и продаются на мировых рынках.
Однако контрабандная торговля - это не главное. Основной интерес всех мировых компаний к Ираку заключается в желании получить право на разработку нефтяных месторождений на территории этой страны. Это очень выгодно: себестоимость добычи нефти здесь составляет порядка 1 долл за баррель. Пока право на разработку нефти в Ираке имеет только одна иностранная компания - российский "ЛУКОЙЛ". "Славнефть" неоднократно заявляла о своих договоренностях с иракцами, по которым россиянам должны были передать месторождение "Суба". Но прошел уже почти год, а контракт так и не заключен. Пока сохраняется режим санкций, иностранные компании не имеют права вести добычу нефти в Ираке. Правда, им разрешено оказывать сервисные услуги иракцам по бурению скважин. Контракты на бурение имеют всего две компании, и обе они российские - "Татнефть" и "Славнефть". Юрий Шафраник неоднократно заявлял о том, что он готов самостоятельно начать добычу нефти в Ираке в обход санкций. Но иракцы не идут на это. Они хотят, чтобы санкции были ра зорваны крупной российской компанией, а не просто гражданином РФ. Найдут ли они такую компанию? Это большой вопрос.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.