Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Аналитика
18.01.2016 | Валерий Выжутович
Призрак протеста: по следам политологической дискуссии на Гайдаровском форуме
В 2016 году материальное положение россиян ухудшится, что приведет к росту протестных настроений. К такому выводу пришли участники экспертной дискуссии, проходившей в рамках Гайдаровского форума. Дискуссия называлась «Россия в кризисе: политические риски 2016 года» (организаторы – ВЦИОМ и РАНХиГС). Анализировались перспективы социально-экономического развития страны через призму политических рисков 2016 года.
Как кризис отражается в общественном сознании? Что предпринимают граждане для противодействия кризису, к чему готовятся и какие индикаторы используют для формирования своих оценок экономической ситуации? Существует ли вероятность перерастания экономического кризиса в общественно-политический? И если да - в чем риски политической дестабилизации, и купируются ли они экономическими средствами? Эти вопросы стали ядром дискуссии.
Но сначала экспертам были представлены результаты ежемесячного мониторинга социально-политического и социально-экономического положения страны. Презентацию проводил руководитель отдела мониторинговых исследований ВЦИОМ Олег Чернозуб. «Кризис прошел три этапа, - сказал он. - Старт (декабрь-январь 2015 года), замедление ухудшения ситуации (май 2015 года) и очередное обострение, оно идет сейчас. Мы находимся в фазе исчерпания эффекта от антикризисных мер правительства». Социолог представил цифры: если осенью 2014 года экономически неблагополучными признавали себя 16 процентов домохозяйств, в январе 2015-го - 48, то сейчас - 60 . «Интересно восприятие кризиса общественным сознанием, - заметил докладчик. - Сначала с первыми экономическими сложностями был взлет паники, потом мы зафиксировали легкую эйфорию. Май 2015 года становится пиком надежд, связанных с тем, что кризис не такой сложный. Но уже к концу 2015 года общественное сознание снова начинает критически воспринимать кризис».
По мнению Олега Чернозуба, в ряду рисков 2016 года - «угроза регионализации социального напряжения и, что особенно опасно для власти, ухудшение положения в благополучных регионах, таких как Москва, Татарстан, Башкортостан». Социолог попытался также спрогнозировать те настроения, с какими россияне пойдут в сентябре выбирать новый парламент. Даже если правительство попытается принять летом или весной компенсационные меры, рассчитывая снизить социальное напряжение к выборам в Госдуму, до общественного сознания их положительный эффект может просто не дойти за такие короткие сроки, и «в отдельных регионах России партию власти ожидает снижение электоральных результатов по сравнению с докризисными временами».
Статистику представил и директор департамента социологии Финансового университета Алексей Зубец: сегодня 15% российских граждан заявляют, что им не хватает на питание, «а практика показывает, что локальные протесты начинаются с 16 -17%». Директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов разделил беспокойство коллеги. Он считает, что в 2016 году в России появятся протестные регионы. «Вопрос только в том, консолидируются ли эти протестные акции в общенациональные протестные движения, которые смогут изменить политическую систему на горизонте выборов в Госдуму? Я уверен, что нет, - сказал политолог. - Более того, и в 2018 году инерция патриотической мобилизации позволит Владимиру Путину снова стать президентом».
Большинство экспертов сходятся во мнении, что политические издержки, вызванные кризисом, коснутся прежде всего местных властей, уровень доверия к которым, по данным ВЦИОМ, колеблется на уровне 50%, тогда как Владимиру Путину доверяют почти 80% опрошенных. «Население воспринимает экономическую реальность отдельно, а президента отдельно», - отметил директор по исследованиям ВЦИОМ Владимир Петухов. А руководитель фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов полагает, что некоторые политические риски могут появиться и для президента: «Все протестные акции, как правило, заканчиваются составлением апелляций и жалобных писем к Путину. Можно спорить, насколько это хорошо для власти. Но количество неудовлетворенных персонализированных запросов будет накапливаться, и вот это уже может стать проблемой». Виноградов перечислил несколько возможных типов протестов, которые могут возникнуть в наступившем году: политические (антигубернаторские, антимуниципальные); социальные (недовольство работников здравоохранения, образования); митинги против инфраструктурных изменений (платные парковки, строительство храмов в парках); в защиту устоев (против строительства новых памятников, ареста привычных для коллектива руководителей предприятий).
Как бы то ни было, большинство россиян хоть и ощущают снижение уровня жизни, но выходить на митинги пока не готовы. Что протестные выступления вероятны, полагают, по данным ВЦИОМ, 27% опрошенных, но большинство (77 процентов) участвовать в них не собираются. Кто-то (37%) считает такие выступления бесполезными, кому-то (28 процентов) не хочется столкновений с полицией, кто-то (26%) боится вызвать недовольство работодателя. Остается негативным и отношение к уличным акциям. «Недопустимыми», «ведущими к дестабилизации» называют их 30 процентов респондентов. Социологи отмечают, что более всего россияне не одобряют политические протесты.
В том, что уличных выступлений в ближайшее время не будет, уверены и власти. Но ситуацию в экономике они оценивают реалистично. Призыв «готовиться к худшему сценарию» прозвучал и на Гайдаровском форуме, причем из уст премьера.
Валерий Выжутович – журналист
Комментарии

Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.