Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
08.04.2016 | Александр Ивахник
Ретрореферендум: что означает проигрыш Киева в Голландии?
Прошедший 6 апреля в Нидерландах референдум об отношении к ратификации Соглашения об ассоциации ЕС и Украины принес горькое разочарование Киеву и проблемы Гааге и Брюсселю: более 60% участников высказались против. И хотя статус этого референдума носил консультативный характер, теперь голландскому правительству предстоят нелегкие решения о том, как выходить из ситуации. А сам процесс сближения Украины с Евросоюзом получил чувствительный удар со стороны евроскептиков.
Вообще-то Нидерланды, как и остальные 27 государств Евросоюза, уже ратифицировали 7 июля 2015 года Соглашение об ассоциации Украины с ЕС. Но голландская демократия имеет свои причуды. В 2014 году под давлением общественных сил, недовольных отдалением механизмов принятия важных решений от простых граждан, в стране был принят закон о консультативных референдумах. Согласно этому закону, на всеобщее обсуждение может быть вынесен любой вопрос, если соответствующую инициативу поддержат 300 тысяч граждан. Этим законом воспользовались инициативные группы евроскептиков, которые подняли тему ратификации Соглашения с Украиной как пример оторванных от граждан и потенциально опасных решений по усилению европейской интеграции. В октябре прошлого года им удалось собрать через интернет почти 430 тыс. подписей за проведение референдума по вопросу: «Вы за или против ратификации Соглашения об ассоциации Европейского союза и Украины?» Голосование было назначено на 6 апреля 2016 года, и в стране начались агитационные кампании «за» и «против».
Впрочем, кампании шли довольно вяло, они не находились в центре общественного внимания, и к моменту проведения голосования большинство граждан не особенно понимали, о чем идет речь, что собственно влечет за собой ратификация Соглашения с Украиной. Надо думать, многие представители власти в Нидерландах и в Украине надеялись, что на избирательные участки придут менее 30% граждан, и тогда референдум будет признан несостоявшимся. Однако явка перевалила через минимум и составила 32,2%. Результат референдума оказался однозначным: против ратификации Соглашения ЕС с Украиной высказались 61,1%, за – 38,1%. Судя по всему, на участки пришли прежде всего те, кто настроен против дальнейшей европейской интеграции. Специальные опросы в связи с будущим референдумом показывали, что на выбор предположительного ответа влияла в первую очередь степень евроскептицизма. И хотя фактически против ратификации проголосовали всего около пятой части граждан Голландии, правительство оказалось поставлено перед фактом – волеизъявление народа на референдуме состоялось, и на него надо как-то реагировать.
Исход референдума знаменует серьезные проблемы для украинского проекта Евросоюза. Совсем недавно, в момент подписания в Брюсселе Соглашения об ассоциации ЕС и Украины в июне 2014 года, обе стороны пылали энтузиазмом. Нынешняя осечка, пусть и в отдельно взятой стране (но стране очень продвинутой с точки зрения европейских ценностей, стране, входившей в шестерку основателей будущего ЕС), очевидно, стала результатом двух факторов. С одной стороны, украинская «революция достоинства» не оправдала надежд европейцев. За два с лишним года после свержения старой власти Украина не отличилась серьезными успехами в борьбе с коррупцией и олигархическим влиянием на государство, вместо этого страна погрузилась в бесконечные политические конфликты и клановые разборки. Новая власть скорее имитирует, чем осуществляет реформы государственного управления, демонстрирует неспособность продвигаться к политическому урегулированию конфликта в Донбассе и привычку полагаться на финансовую помощь со стороны Запада. С другой стороны, Евросоюз сейчас озабочен не расширением влияния европейских ценностей и даже не расширением рынков сбыта своих товаров. На первом плане – миграционный кризис, террористическая угроза со стороны джихадистов, рост противоречий между странами ЕС, снижение европейской солидарности, нарастание евроскептических настроений в массах.
В таких обстоятельствах результат референдума не удивителен. Среди голландцев, голосовавших против, было немало тех, кто рассматривал вступление в силу Соглашения как первый шаг к принятию Украины с ее разрушенной экономикой и донбасским конфликтом в Евросоюз. Были и те, кто опасался потерять работу в результате наплыва гастарбайтеров из Украины, хотя Соглашение предполагает лишь безвизовый въезд для украинцев на срок не более трех месяцев без разрешения на работу. Но многих голосовать против мотивировал взгляд на Украину как на страну, погрязшую в коррупции, безнадежно запутавшуюся в своих проблемах и неспособную к реализации демократических норм и стандартов. Как на грех, накануне референдума имя президента Порошенко всплыло в связи с «панамскими бумагами», что нашло освещение и в голландских СМИ.
И если сам Петр Порошенко и провластные комментаторы в Киеве, оценивая итоги референдума, делали акцент на том, что его организаторы преследовали цель подрыва единства Европы, то звучали и совсем иные голоса, видевшие причину в том, что происходит внутри Украины. Лидер Радикальной партии Олег Ляшко на своей странице в Facebook написал: «Это плата за оффшоры Порошенко, коррупцию и вранье украинцам». Подобный взгляд присущ не только национал-популисту Ляшко. Авторитетный журналист, первым призвавший выйти на Майдан в ноябре 2014 года, а сейчас депутат фракции «Блок Петра Порошенко» в Верховной Раде Мустафа Найем написал в Facebook: «Независимо от того, какой будет окончательная явка на референдуме в Нидерландах, его результат – это приговор лично Петру Порошенко. Не стране, не войне, не жителям Нидерландов. Это приговор президенту страны, который, имея все полномочия, в течение двух лет системно и настойчиво между прошлым и будущим выбирал прошлое; который, вопреки воплям людей и своим же декларируемым лозунгам, выбирал в партнеры «элиту» и олигархов, а не гражданское общество и новое поколение».
Один из самых популярных украинских блогеров Роман Шрайк выразился не менее определенно: «В моей ленте уже появились «мнения», что, мол, в провале нидерландского референдума виноваты украинские журналисты и прочие зрадофилы. Угу, уже вижу, как житель Амстердама смотрит за завтраком Громадське.TV, полистывая на смартфоне «Украинскую правду». Дорогие мои пропагандисты, не нужно выглядеть глупее, чем вы есть. Согласно опросу, 60% противников ассоциации проголосовали так, потому что думают, что Украина – это коррупционное болото. И они так думают не потому, что подлое Слидство.инфо [проект журналистских расследований Громадське.TV] им это нашептало, а потому, что Украина и есть коррупционное болото».
Что теперь? Президент Порошенко настаивает, что «стратегически это событие не является препятствием на пути Украины в Европу». Возможно, это и так, но процесс теперь усложнится. Экономическая часть Соглашения об ассоциации, предполагающая создание зоны свободной торговли, будет продолжать действовать. Что касается политической части, которая требует ратификации всех государств ЕС, то после 12 апреля, когда будут оглашены официальные итоги референдума, голландское правительство начнет разбираться, как выйти из сложившегося положения с наименьшими потерями. Премьер-министр Марк Рютте заявил, что власти тщательно пересмотрят Соглашение об ассоциации с Украиной, чтобы удовлетворить все стороны. «Мы не хотим спешить, чтобы нас подгоняли. Закон о референдуме очень четкий, и мы будем дни, недели, шаг за шагом просматривать это соглашение с Украиной, чтобы удовлетворить все стороны – и на национальном, и на европейском уровнях, – отметил Рютте. – Будем обсуждать это в правительстве, дальше в парламенте, затем в ЕС. Хочу сразу предупредить людей, чтобы не было поспешных ожиданий: мы не хотим подводить тех, кто пришел голосовать, и с уважением относимся к их выбору – за или против. Мы примем очень аккуратное решение».
Брюссель пока официально хранит молчание. Источник ТАСС в Совете ЕС отметил: «Референдум носил консультативный характер, и его проведение – это внутреннее дело Нидерландов. Мы не комментируем его результаты, а ожидаем решения правительства этой страны, как оно теперь намерено поступить с ратификацией Соглашения об ассоциации ЕС и Украины».
Можно предположить, что размышления голландских властей затянутся до середины 2016 года – окончания срока председательства Нидерландов в ЕС. К тому же 23 июня должен состояться референдум в Великобритании по вопросу о сохранении членства в Евросоюзе, и едва ли незадолго до этого критического события в истории ЕС в Гааге или в Брюсселе будут актуализировать политически острый украинский вопрос.
Александр Ивахник - руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.