Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
27.04.2016
Алексей Рощин: «Участники демкоалиции давят на Касьянова, пытаясь выдворить его не только из лидеров списка, но и из ПАРНАС, передав контроль над партией Навальному»
Подготовка Демкоалиции к сентябрьским выборам близка к провалу – интерес к праймериз невысокий, оппозиционеры никак не могут поделить округа, а тут еще и известный медиа-скандал подлил масла в огонь, спровоцировав новые склоки. Политтехнолог, эксперт Центра политических технологий Алексей Рощин в беседе с Политком.RU рассказал о перипетиях внутрипартийной борьбы, проблемах праймериз и других аспектах кризиса в стане либеральной оппозиции.
- Как Вы оцениваете декабрьское решение Демкоалиции, согласно которому партийный список возглавит Касьянов с его высоким антирейтингом, причем в обход праймериз?
- Вопрос о рейтинге Михаила Касьянова достаточно абстрактный и используется больше в борьбе за ресурсы внутри самой демократической коалиции. На самом деле оценить рейтинг Касьянова тяжело по объективным причинам — он давно не участвует в политике и большинство населения не имеет о нем сложившегося мнения. Проблема этого деятеля не в низком рейтинге, а в том, что он по своему складу не является публичным политиком. Касьянов как был карьерным чиновником, выросшим в системе минфина и доросшим до премьера, так им и остается. Публичная сфера, в которой Борис Немцов чувствовал себя как рыба в воде, для Касьянова чужда. Он этого и не скрывает, проводя большую часть времени, по некоторым данным, на своей даче, даже когда ПАРНАС активно участвовал в выборах 2015 года. Его кандидатура на пост лидера — неподходящая, но совсем не по тем причинам, которые озвучиваются его противниками в «тусовке».
Сами праймериз, как можно было догадаться с самого начала, для оппозиции в данной ситуации — это явно манипулятивный и нерепрезентативный инструмент. Коалиция не способна организовать действительно массовое голосование и реальное выражение воли хоть сколько-нибудь значимого количества избирателей.
С провалом праймериз демкоалиция столкнулась в ходе последних выборов в регионах в 2015 году. Каждое из этих предварительных голосований показало смешной результат. В масштабах области в Калуге и Костроме приняло участие порядка 300 человек. Больше всего было в Новосибирске — условно 1000 человек на область. Сейчас соотношение такое же с масштабированием на всю Россию. Даже еще хуже. Получается, что в данном случае праймериз были изначально обречены на провал, вне зависимости, кто во главе списка.
С учетом ситуации в демкоалиции напрашивается идея пойти на ленинскому пути — проведению съезда, фракционной борьбы и выборов напрямую представителями регионов. Но настойчивое стремление отойти от партийных структур с включением ничего не подозревающих масс — это ноу-хау Навального, которое больше всего выдает свойственное отдельному типу демократической тусовки недоверие к демократии в прямом смысле этого слова, а также к «людям с места», а не абстрактным избирателям. Это такая узость на грани сектантства.
Власть, когда сделала пресловутый фильм о Касьянове, дала очень удобный пас Навальному и позволила ему и его команде ударить по последнему оставшемуся более или менее независимым от Навального политику в демкоалиции, а также попытаться вывести его из игры и тем самым получить контроль над ПАРНАСом. Борьба за этот контроль и является реальной движущей силой всего этого конфликта, а не моральный облик Михаила Касьянова или особенности проведения праймериз.
- И всё же, если говорить о процедуре праймериз, то Вы, насколько я понимаю, считаете ошибочным её использование?
Пока участники, которые записались на праймериз, четко демонстрируют ошибочность выбора этой процедуры и того, как она проводится. Пока записались только 8 тыс., что очень мало. Оппозиции стоило не выпендриваться, а проводить реальную работу на местах и собирать съезды. Это долго, тяжело, люди бывают бестолковые, но это схема хороша тем, что она понятная и привычна нашему населению. В любом случае - партия для населения, а не наоборот.
В том виде, в котором у нас проводятся праймериз, они не проводятся нигде, даже в колыбели демократии — США. Там они идут по схеме обычного голосования, а не голосования по интернету. Хотя казалось бы даже в США праймериз проходят по старинке — кандидаты выступают по штатам, все неторопливо и основательно. Сама технология голосования в интернете сильно забегает вперед и не подходит к нынешнему состоянию России. Обычными процедурами — выборами в партийные органы на местах, проведением конференций съездов и выработкой на них общей программы - можно было бы добиться большего.
- Возвращаясь к ситуации в Демкоалиции, каким вы видете дальнейшее развитие ситуации?
- В демкоалиции все перепуталось. Ситуация полностью подвешена, что можно считать успехом Кремля. С одной стороны, есть дискредитированный Касьянов, который и раньше не особо понимал, как ему заниматься выборами в условиях сильнейшего давления со стороны власти. А теперь он тем более этого не понимает. С другой стороны, есть крайне недовольное Касьяновым большинство демкоалиции, которое тоже понимает, что ситуация близка к аховой, но канализирует свое недовольство на фигуре Касьянова, делая его виновным во всем (хотя понятно, что это не так). И тайный бенефициар всего этого — Навальный.
С другой стороны, парадокс в том, что даже при такой дискредитации в руках у Касьянова ключи от участия в выборах. Как бы им ни была недовольна демкоалиция, только партия ПАРНАС может обеспечить всей этой группе - и самому Касьянову, и Яшину, и Милову, и Албурову, и Соболь — участие в выборах. Очевидно, что без ПАРНАС им не удастся даже зарегистрироваться — 15 000 подписей никто собрать не сможет. Учитывая историю отношений Навального и «Яблока» крайне сомнительно, что люди Навального смогут договориться об участии в выборах через эту партию.
Сейчас решающее слово остается за Касьяновым. Но ситуация продолжает нагнетаться. Недавно было выпущено очередное заявление Навального и Милова. Все деятели демкоалции оказывают моральное давление на Касьянова с тем, чтобы выдворить его уже не только из лидеров списка, но и заставить покинуть демкоалицию и передать ПАРНАС людям Навального. В таком случае под его контролем окажется партия, которая реально имеет право участия в выборах без сбора подписей, то есть участница легального политического процесса. Проблема в том, выдержит ли Касьянов это давление.
- По Вашим оценкам, выдержит?
- Касьянов не сдается. Хоть он и не стал публично комментировать историю со своей помощницей, но не ушел в тень. Ездит в турне по регионам, недавно был в Самаре. Показывает всем своим видом, что он отнюдь не в отчаянии и готов бороться. На демарш Яшина, когда он отказался от участия в праймериз, люди Касяьнова в ПАРНАСе отреагировали хладнокровно: «не хочешь — не участвуй». Пока Касьянов проявляет определенную твердость. На самом деле у остальных членов демкоалици никаких рычагов давления на Касьянова, кроме обращений и угроз своим неучастием в праймериз и выборах, больше нет.
Если имеются какие-то люди помимо Ходорковского, которые были готовы давать деньги на выборы, то они не могут быть довольны раздраем, сложившимся в демкоалиции. Скорее всего, весь спектакль для них и устроен — группа Навального демонстрирует потенциальным спонсорам, если они есть, что на Касьянова ставить не надо, и он полностью себя исчерпал.
- Что изменится, если верх возьмет группа Навального?
- Выбор Навального в качестве лидера ПАРНАСа привел бы к тому, что к партии резко ухудшилось отношение властей. Навальный считается в нынешней политике персоной нон-грата. Не понятно, может ли человек, не имеющий права никуда избираться, руководить кампанией партии, которая идет на выборы. В этом коллизия. Само это соображение в принципе было существенным для тех, кто в последнее время сдерживал Навального.
Если допустить избрание Навального, то для самой демкоалиции это было бы благоприятным исходом, потому что автоматически прекратились бы нынешние непрерывные склоки. В организационном плане была бы выстроена четкая стратегия на предстоящих выборах.
Сложность ситуации для демкоалиции в том, что пока не ясна раскладка — кто, где и как будет участвовать в выборах. В некоторых примерных схемах распределения по округам кандидатов есть непонятные пересечения, которые сигнализируют, что где-то будут пустые округа, а где-то представители демкоалиии будут бороться между собой, как в той же Москве.
Навальный скорее всего сможет приостановить эти склоки в чисто организационном плане и наметить тактическую схему. Но и он не способен полностью решить главную проблему демократической оппозиции – дефицита лиц и содержательной, близкой широким слоям повестки. Определенный потенциал для того, чтобы стать идейным лидером можно увидеть в Милове, однако у него, по всей видимости, совершенно несносный характер, он плохо умеет работать с людьми в структурированных организациях. Так что проблема идейного лидерства в демкоалиции остается острой вне зависимости от того, кто победит — Касьянов или Навальный.
- Ряд сторонников Навального недавно приняли участие в избирательной кампании в подмосковной Барвихе. Как Вы оцениваете итоги этого участия?
- История с этими выборами с точки зрения человека, болеющего за демократическую оппозицию в России, является скорее разочаровывающей. То, что было устроено, случилось шумно, имело резонанс, как и всегда получается у Навального, но, с другой стороны, очень странный выбор самого места приложения сил: барвихинский округ, в котором проживает около 3000 человек, это было неверно стратегически. Формат участия подчеркнуло элитарность и оторванность демоппозиции от обычного россиянина. Люди видят, что оппозиция вместо того, чтобы решать проблемы простых людей, вдруг ввязалась в непонятную борьбу за место на Рублевке, где живут самые большие богатеи страны. С точки зрения репутации вся эта история сыграла в минус. Хотя тактически были и плюсы — все закончилось не полным разгромом, как обычно было раньше, удалось избежать серьезного провала. Получилась ничья — выборы просто были отменены.
- И последнее - Ваш прогноз по поводу результатов ПАРНАС на сентябрьских выборах?
- Сейчас прогноз самый неблагоприятный. Он должен состоять из двух частей — прогноза для ПАРНАСа как партии и прогноза перспектив его кандидатов в регионах. По спискам нет никаких шансов, а у мажоритарщиков тем более нет шансов. Потому что пока партия отрезана от финансирования (а выборы все-таки — это, прежде всего, деньги особенно такие выборы, как в Госдуму, которые требуют охвата больших масс избирателей). И сейчас не видно откуда деньги могут взяться. Все это можно оценить пока только как клоунаду. Чтобы исправить ситуацию, ПАРНАС необходимо привлечь финансирование на уровне, как минимум, 10-15 млн долларов, а также реально сильных технологов. Чисто гипотетически на этих выборах из-за социальных проблем у свежей партии с новыми лицами могли бы быть радужные перспективы. Но поскольку ПАРНАС в силу как внутренних причин, так и давления со стороны власти скорее всего не использует эти возможности, то можно ожидать провала партии и, вероятно, ее ухода с политической сцены.
Подготовили Олег Горбунов и Роман Ларионов
P.S.: интервью состоялось до объявления сторонников Алексея Навального о выходе из Демкоалиции.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.