Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
24.05.2016
Альваро Льоса: «Нынешние изменения должны создать модель с более сильными и морально чистыми государственными институтами»
Латинская Америка перестала быть «пылающим континентом», как ее когда-то назвал известный советский кинодокументалист Роман Кармен. Сейчас там происходят мощные эволюционные процессы, которые свидетельствуют о крахе левых режимов – Бразилия, Венесуэла, Аргентина. О происходящих на континенте исторических изменениях Политком.RU побеседовал с перуанским политологом Альваро Варгасом Льосой, сыном всемирно известного писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Марио Варгаса Льосы.
- Сенат бразильского конгресса большинством голосов проголосовал за отстранение от власти президента страны Дилмы Руссефф. Она не будет исполнять свои обязанности в течение полугода но, похоже, что ее судьба предрешена, и в ноябре будет окончательно «уволена». Насколько тяжелым ударом является этот политический процесс против Руссефф для левой Партии Трудящихся, которая находилась у власти в Бразилии в течение 13 лет?
- Я был в Бразилии во время отстранения от власти Руссефф и видел все, что там происходило вблизи. Это была поистине всенародная мобилизация против господствующей в стране коррупции. Явление для Латинской Америки не совсем обычное, хотя время от времени то тут, то там правительства на континенте падают по обвинению в коррупции. Эта мобилизация имела народные корни и не ставила своей главной целью свержение Руссефф – она была направлена на очищение страны от этого порока. Значение ее заключалось также в том, что народный протест стал сильнейшим ударом по левому популизму в регионе.
Полтора десятилетия назад левые популистские режимы были исключительно сильны в Латинской Америке. Под их контролем прямо или косвенно находилось около половины континента. В эту группу входили как страны с типично авторитарными режимами (Венесуэла), так и государства с демократическими режимами, как Бразилия при президенте Инасиу Лулы да Силвы и Дилмы Руссефф. Разумеется, между первыми и вторыми были принципиальные различия, но была и общая сердцевина – популизм.
Изменения, которые проходят сейчас в этих странах, должны привести к появлению модели с более сильными и морально чистыми государственными институтами и более либеральной социально-экономической политикой. Конечно, все происходящее не означает, что эти изменения обязательно произойдут, пока мы говорим лишь о такой возможности. Но это неизбежный шаг для преодоления коррупции и экономической отсталости, которую переживают латиноамериканские страны. Бразилия представляет собой наглядный пример такой порочной политики. 2010 -ый был последний годом, когда страна добилась роста. С тех пор все без исключения индексы падают.
- Но сможет ли новый лидер, уже бывший вице-президент Мишел Темер вывести страну из тупика? Он не является популярным лидером, за него по данным опросов были бы готовы проголосовать лишь 1-2%избирателей страны.
- Это является и недостатком, и преимуществом одновременно. С одной стороны, отсутствие массовой поддержки населения затруднит ему проведение глубоких реформ, направленных в частности на устранение дефицита бюджета и решение проблемы внешнего долга. Положение Темера осложняет и то, что сейчас в стране нет ни одной сильной политической партии, которая могла бы взять власть в свои руки. Поэтому правительство неизбежно будет коалиционным.
Преимущество его положения заключается в том, что он, как обещает, не станет выдвигать своей кандидатуры на выборах 2018 года [до этого времени Темер будет в случае окончательного отстранения Руссефф исполнять обязанности президента - прим редакции]. Таким образом, ему нечего особенно терять, и он может брать на себя риск, который был бы непозволительной роскошью для любого политика, который нацеливался бы на свое переизбрание. В бразильской истории подобное уже было. В 1992 году был объявлен импичмент тогдашнему президенту Фернанду Колору ди Мелу. Он ушел в отставку, не дождавшись вердикта, и его заменил Итамар Франку. Не имевший особых амбиций Франку поручил тогдашнему министру финансов, будущему президенту Фернанду Энрике Кардозу разработать план по стабилизации экономики и борьбе с коррупцией, который впоследствии стал основой, позволившей стране решить многие социальные и экономические проблемы.
- Но не представляет опасность для демократии Бразилии приход к власти таких политиков как Темер, которые не имеют шансов выиграть выборы, а делают ставку на «подсиживание» существующих лидеров?
- Проблема страны не в личных качествах Темера, не в его честолюбивых попытках прийти к власти окольными путями. Проблема в том, что правящая Партия трудящихся и многие ее сторонники по коалиции деградировали настолько, что это вызвало массовую народную мобилизацию против Дилмы. В Бразилии, к счастью, существует независимая, неподконтрольная правительству судебная власть, которая и инициировала политические процессы, приведшие к смещению Руссефф.
- Окажут ли политические изменения в Бразилии влияние на положение внутри БРИКС? Ведь Лула был одним из идейных отцов этого союза, а потом Руссефф также играла заметную роль в нем.
- Политическое лидерство в той или иной стране не играет особой роли для БРИКС. В свое время Лула заявил о серьезной международной проекции этого объединения, опираясь на существовавшие тогда высокие цены на энергоносители. Сейчас ситуация совершенно иная. Происходящие в мире процессы нанесли тяжелый удар по таким странам как Бразилия и Россия, что в свою очередь ослабило и БРИКС. Но одновременно в этих двух государствах проявилась порочность несменяемой политической модели и неэффективность экономической политики, которая также оказалась разрушительной для БРИКС.
- Перейдем к Венесуэле. В этой стране набирает силу массовое движение за проведение референдума о досрочном отстранении от власти непопулярного президента Николаса Мадуро. Позволят ли власти провести его?
- Мадуро сделает все, чтобы не допустить этого референдума. Он знает, что на нем его обязательно ждет поражение. В декабре прошлого года оппозиция получила две трети мест в Национальной ассамблее, а с тех пор положение в стране еще больше ухудшилось. Нация видит, что Мадуро и его правительство делают все, чтобы лишить законодательный орган своих полномочий. Ни один из законов, принятых с тех пор ассамблеей, не прошел. Верховный суд, который находится в руках правящего режима, торпедировал принятие абсолютно всех реформ народных избранников. И это привело страну к еще большей экономической деградации. Но если полностью бойкотировать референдум не удастся, авторитарная власть может перенести его на следующий год, и тогда уже вступят в силу иные положения конституции. Оппозиция уже не сможет объявить о проведении досрочных президентских выборов, и в случае смещения Мадуро власть перейдет к его вице-президенту. То есть нынешний правящий режим будет сохранен вплоть до выборов 2019 года.
Но, возможно, власти не заинтересованы даже в таком сценарии. В будущем году итоги референдума при постоянно ухудшающемся экономическом положении нанесут сокрушительный удар по позициям правящей партии и создадут условия для ее бесславного ухода со сцены на следующих выборах. Можно ожидать, что режим станет вновь прибегать к насилию и запугиванию, как это уже неоднократно бывало в прошлом. Однако остановить волну народного гнева ему уже вряд ли удастся. Венесуэльцы потеряли терпение и готовы к борьбе. В этих условиях многое зависит от лидеров оппозиции, от их умения направлять этот народный протест.
- Венесуэльская пресса недавно опубликовала заявление одного влиятельного генерала страны, который предупредил правительство о том, что армия не потерпит антиконституционных действий. Какова на Ваш взгляд позиция венесуэльских военных? На чьей стороне они?
- В отношении военных ходит много слухов. Пока точно известно следующее. Во-первых, на выборах в ассамблею на избирательных участках, где голосовали военные также победила оппозиция. Это многое говорит о настроениях в низшем и среднем эшелонах армии. Во-вторых, ряд высокопоставленных военных, а среди них был один из тех, кто вместе с Уго Чавесом участвовал в неудавшемся государственном перевороте 1992 года, призвал провести референдум и свергнуть Мадуро. Многие высокопоставленные военные понимают, что сохранение нынешнего режима любой ценой приведет к «кровавой бане», а насилие против народа чревато в будущем для генералов, отдававших соответствующие приказы, длительными тюремными сроками.
Однако, каковы противников и сторонников Мадуро в вооруженных силах, мы не знаем. Кубинский команданте Рамиро Вальдес, многие годы занимавший пост министра внутренних дел страны, то и дел совершает челночные рейды из Гаваны в Каракас. Очевидно, что его цель – создать систему внутреннего наблюдения в армии, направленную против диссидентов в погонах. Куба пытается сделать все, чтобы не допустить падения нынешнего режима в Венесуэле, который является ее ведущим политическим союзником в Латинской Америке и экономическим благодетелем.
- Ваш личный прогноз: чем закончится дело в Венесуэле?
- Оно может закончиться чем угодно и вряд ли можно ожидать быстрой победы демократии. Тяжелейший кризис может привести к военному перевороту, сведению счетов внутри чавистской верхушки, избранию нового президента из числа нынешних лоялистов. Ясно, однако, что это начало конца провозглашенного Уго Чавесом «социализма XXI века». Учитывая, что подавляющее большинство венесуэльцев восстало против преемников некогда популярного лидера, ожидать что Мадуро продержится еще три года вряд ли приходится.
- А что происходит на Кубе, столь тесно связанной с Венесуэлой? Каков был эффект от визита американского президента Барака Обамы на остров? Многие американские политологи считают, что восстановление отношений между США и Кубой было позитивным шагом Белого дома, а визит президента - ошибкой. Вы согласны с этим?
- В США и сторонники и противники Обамы по кубинскому вопросу едины в одном – политика, которую проводил в отношении этой страны Вашингтон в течение полувека, не принесла абсолютно никаких результатов. Потребовалась другая стратегия - посредством восстановления дипотношений стимулировать развитие частного, независимого от государства сектора Кубы, который в противном случае оставался бы в глухой изоляции. Я в целом согласен с этой аргументацией, хотя одновременно разделяю мнение многих лидеров кубинской оппозиции в изгнании о том, что было ошибкой начинать проводить такую политику, не требуя от кубинских властей ничего взамен. Думаю, что визит Обамы действительно был преждевременным. Единственным, кто получил от него выгоду, был режим братьев Кастро. Ничего в стране после этого визита не изменилось, а репрессии против инакомыслящих лишь ужесточились. Американскому руководству и будущему президенту страны следует пересмотреть свою стратегию. В выигрыше от действий Белого дома должна быть кубинская демократическая оппозиция, а не авторитарный режим.
- Кому будет принадлежать власть на Кубе после того, как Рауль Кастро покинет свой пост, как он обещает в 2018 году - его предполагаемому преемнику, заместителю председателя Госсовета Мигелю Диасу Канель – или людям из самого клана Кастро-младшего?
- Пока жив Рауль вся власть будет принадлежать ему и его клану. В то, что в стране будет назначен некий преемник, я совершенно не верю. Пока жив Фидель, Рауль вряд ли станет углублять реформы, потом, возможно, пойдет на дальнейшую экономическую либерализацию в интересах выживания режима по китайскому образцу. Но я абсолютно убежден, что, даже если Рауль Кастро добровольно уйдет в отставку, его влияние в стране сохранится. Сердцевина режима – это кастризм. Никакому наместнику с другой фамилией не удастся удержать власть в стране. Пока Рауль физически может контролировать ситуацию, ничего не изменится.
- А что произойдет потом?
- Вероятно, произойдет серьезнейший конфликт внутри правящей верхушки. Можно предположить, что там возникнут различные течения - ортодоксальные марксисты-ленинцы, сторонники классической военной диктатуры, поклонники китайской и вьетнамской модели развития, те, кто будет призывать осуществить демократически выбор. Никто сейчас не в силах предсказать, какая из этих группировок одержит победу.
- Продолжим тему династий. Как вы оцениваете результаты первого тура президентских выборов на Вашей родине - в Перу? Многие боятся, что нынешняя фаворитка Кейко Фухимори, дочь бывшего президента Альберто Фухимори, отбывающего тюремный срок, продолжит авторитарную политику отца.
- Перу в последние годы стала очень политизированной страной, где развернулась ожесточенная борьба между двумя главными политическими течениями – фухиморизмом и антифухиморизмом. Кейко Фухимори предприняла определенные шаги, чтобы вывести из верхушки своей партии «Народная сила» наиболее одиозные фигуры, почистить ее имидж, слегка демократизировать партию. Но проблема в том, что там ей не принадлежит полный контроль над ней. Ее отец даже из-за тюремной решетки продолжает оказывать колоссальное влияние на партию и в целом на политическую жизнь страны. Он это делает через своего сына, известного конгрессмена, а также ряд влиятельных бывших сторонников. Средств для ведения борьбы у этих людей хватает. Считается, что Фухимори похитил из казны 6 миллиардов долларов, из которых были найдены лишь 180 миллионов.
Во время первого тура партия Фухимори получила подавляющее большинство в конгрессе. Если Кейко станет президентом, то исполнительная и законодательная власть подомнут крайне слабую в Перу судебную власть. Однако, учитывая, что половина нации выступает против нее, ожидать продолжения старой авторитарной политики от Кейко Фухимори вряд ли стоит. Пока шансы на победы у нее и ее соперника Педро Пабло Кучински приблизительно одинаковы.
- Что случилось с рейтингом президента Чили Мишель Бачелет, который упал до уровня 2-5%. Чили в последние два десятилетия была образцом для других латиноамериканских стран. Там левого президента сменял правый, а потом наоборот, и ничего катастрофического не происходило…
- Действительно, чилийская модель обладает значительной устойчивостью, ибо опирается на сильные институты, четкое разделение властей, влиятельную прессу. Однако сейчас чилийский средний класс, выросший за последние два с половиной десятилетия, начинает выражать недовольство достигнутым уровнем развития. Средний доход в этой стране составляет 20 тысяч долларов год, чилийцы считают, что им нужен доход на душу населения на 5 тысяч больше. Многие забыли, какие жертвы принесла страна для того, чтобы достигнуть нынешнего уровня. Трудности Бачелет частично связаны с этими завышенными ожиданиями, а также тем, что она занимает более левые позиции по сравнению с другими партиями - партнерами по коалиции. И это создает значительные трудности для достижения национального консенсуса и проведения необходимых реформ. Но, как бы то ни было, эта страна, когда-то избавившаяся от диктатуры, для многих латиноамериканцев продолжает оставаться образцом для подражания.
- Еще несколько лет назад российские латиноамериканисты были уверены, что этот континент уверенно держит «левый марш». Теперь в этом есть все основания сомневаться. Куда, по Вашему мнению, движется Латинская Америка - налево, направо, топчется на месте?
- Действительно, в конце 90-ых годов на континенте возникло сильное левое движение. Во многом это было связано с коррупцией, частично – с тем, что результаты деятельности правых правительств не принесли желаемых результатов. Эта волна поднялась прежде всего после победы Чавеса в Венесуэле в 1998 году. Сейчас она остановилась и пошла вспять. Регион движется к более либеральной, правоцентристской модели развития.
Наряду с событиями в Бразилии и Венесуэле следует отметить победу правого кандидата на выборах в Аргентине – Маурисио Макри, неудачные попытки боливийского лидера, убежденного левого Эво Моралеса продлить на неограниченное время свое пребывание на посту президента, аналогичные трудности, возникшие у эквадорского президента Рафаэля Корреа. Левый популизм в Латинской Америке отступил. Важно, чтобы либеральные силы использовали этот исторический момент и не допустили бы появления на гребне очередного народного разочарования политикой правых новых безответственных каудильо.
Беседовал Евгений Бай
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.