Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

27.05.2016 | Николай Пахомов

Двадцать восемь страниц и семьсот пятьдесят миллиардов

Двадцать восемь страниц и семьсот пятьдесят миллиардовМожно предположить, что Барак Обама, даже осознавая всю ответственности президентства и свои возможности принимать важнейшие для судеб Америки и мира решения, тем не менее, предвкушает конец своего срока у власти. Наличие целого ряда исключительно сложных проблем, любое решение по которым обещает лишь новые трудности, вероятно, способствует тому, что американский президент отсчитывает дни до конца своего пребывания в Белом Доме. Среди таких проблем – отношения США с Саудовской Аравией.

Эти отношения всегда были сложными, однако в последнее время американское общественное мнение требует от администрации занять в отношении Эр-Рияда более жёсткую позицию, обещающую новые проблемы.

Для специалистов уже давно не является секретом тот факт, что международный исламский терроризм всегда получал и, по всей видимости, продолжает получать солидную подпитку из Саудовской Аравии. Куда меньше ясности с ответом на вопрос, насколько такое благосклонное отношение к террористам является официальной позицией королевства. Известно активное участие Саудовской Аравии в организации исламистского сопротивления советским войскам в Афганистане, в том числе осуществлявшееся и по каналам специально созданной для этого «Аль-Каиды». Сирийский кризис даёт многочисленные примеры саудовской поддержки людьми, деньгами и оружием самых радикальных исламских группировок. Однако в каждом из этих случаев существует проблема точного понимания того, насколько эта поддержка санкционирована официально.

Дело в том, что Саудовская Аравия обладает весьма специфической государственной формой королевства, при которой очень часто трудно, а то и вовсе невозможно разделить государственно-общественное и частное. Максимальное совпадение достигается, когда частным лицом является член королевской семьи. Как трактовать его действия? Действует он от имени себя, семьи, монархической власти, саудовского народа? Такая путаница помимо всего прочего обеспечивает Эр-Рияду большую свободу дипломатического манёвра – действия и заявления членов королевской семьи можно пытаться трактовать по-разному для внутренней аудитории поданных и мирового сообщества.

Все эти юридически-социологически-исторические проблемы не имели бы особого значения для американской внутренней политики, если бы не были бы связаны в одним из самых острых вопросов: даже спустя пятнадцать лет теракты 11-го сентября 2001 года продолжают оставаться незаживающей раной в американском массовом сознании. Если же к этому добавить активизацию исламских террористических группировок в последние пару лет, то неудивительно, что в середине мая Сенат единогласно поддержал давно обсуждавшийся законопроект, позволяющий американским гражданам, пострадавшим от терактов на территории США, подавать иски в американские суды против государств, причастных к этим атакам.

При всей универсальности формулировок и ряде тщательно проработанных положений, позволяющих разрешать возможные юридические коллизии в том числе и с учётом международного права, очевидна направленность этого законопроекта против Саудовской Аравии. Очевидна настолько, что министр иностранных дел королевства Адель Аль-Джубейр, до этого бывший послом в Вашингтоне, во всеуслышание объявил, что в случае принятия закона Саудовская Аравия пойдёт на ответные шаги, в первую очередь, устроив распродажу государственных ценных бумаг США и разных активов в Америке, чья стоимость составляет, как минимум, 750 миллиардов долларов. Такой вариант действий, конечно, чреват значительными рисками для не только США и мировой экономики, но и Саудовской Аравии. Однако логика в нём всё-таки прослеживается – если законопроект будет принят, американцы, так или иначе пострадавшие 11 сентября 2001 года, получат возможность подавать иски с целью получить саудовские активы в Америке.

Нельзя не отметить, что фактически одновременно с дискуссией вокруг законопроекта активизировалась кампании и в пользу обнародования засекреченных двадцати восьми страниц из доклада по итогам расследования терактов 11 сентября 2001 года, проводившегося Конгрессом. По оценкам большинства наблюдателей, именно эти двадцать восемь страниц содержат наиболее подробное описание участия саудовских представителей (опять-таки остаётся простор для интерпретаций, насколько эти представители были официальными, и если были таковыми, насколько они действовали в официальном, а не личном качестве) в подготовке и проведении терактов.

Бывший губернатор и сенатор от Флориды Боб Грэм, в своё время являвшийся сопредседателем комиссии Конгресса по расследованию терактов, а сегодня выступающий за рассекречивание этих двадцати восьми страниц, не имея возможности из-за секретности подробно рассказать, что содержится в этой засекреченной части, комментирует ситуацию очень доходчиво. По его словам, трудно всерьёз предполагать, что 19 террористов, большинство из которых не говорили по-английски, никогда не были в США, а некоторые даже не имели среднего образования, смогли совершить столь сложный теракт без серьёзной помощи от кого-то внутри США.

Пока наблюдатели, полагаясь на обрывочные сведения, предполагают как саудовская диаспора в США, включая официальных лиц, помогала террористам, нынешний сенатор от штата Нью-Йорк и один из самых влиятельных политиков Америки сегодня Чак Шумер недоумевает от чего же саудовские официальные лица так озабочены, если их страна не причастна к терактам?

Дважды обещав рассекретить злосчастные двадцать восемь страниц, президент Обама этого так и не сделал, тем самым пополнив солидный список своих невыполненных обещаний. Более того, Белый Дом неоднократно и твёрдо обещал президентское вето на законопроект. В поисках объяснения такой позиции американской исполнительной власти среди прочего важно обратить внимание на тот факт, что Саудовская Аравия обильно тратит деньги на лоббирование своих интересов в Вашингтоне, в результате чего всегда велики шансы на то, что кто-то чиновников, выйдя в отставку, так или иначе воспользуется благами этих расходов. Зачем портить отношения с влиятельным королевством? У законодателей расчёт другой – им нужно демонстрировать избирателям активность, особенно по злободневному вопросу борьбы с терроризмом, для чего законопроект об иностранных государствах-спонсорах терроризма в США очень удобен. Скоро станет понятным, сумеет ли Конгресс преодолеть президентское вето и насколько эта активность осложнит саудовско-американские отношения.

Николай Пахомов – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net