Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

12.07.2016 | Евгений Ляпин

Сербия: на пороге ЕС

Сербия, ЕвросоюзО «помолвке» Сербии и Евросоюза было объявлено уже давно. Еще в 2012 году республика получила статус кандидата в члены ЕС, а зимой 2014 года официально стартовали переговоры о завершающем этапе евроинтеграции. Однако с тех пор «свадьба» постоянно откладывается, хотя и отмечается «существенный прогресс».

Для действующего премьера Сербии Александра Вучича вступление его страны в Евросоюз является главным политическим проектом в карьере, и он демонстрирует стремление добиться этого до истечения срока своих полномочий. Чтобы получить дополнительный запас времени для реализации своей программы, Вучич пошел на внеочередные парламентские выборы. Его политическая сила – Сербская прогрессивная партия – добилась на них ожидаемого успеха, набрав 48,24% голосов. Премьер-министр объявил данный результат вотумом доверия правительственному курсу на вступление ЕС. Таким образом, теряется актуальность требований о референдуме по данному вопросу, на котором настаивали антиевропейские силы.

У правительства Вучича, действительно, есть достижения, способные заинтересовать и сербское общество, и партнеров в Брюсселе. Еврокомиссия в своем весеннем докладе констатировала благотворность структурных реформ и повысила прогноз роста ВВП Сербии до 2% в текущем году и до 2,5% в следующем. Отмечается большой подъем частного потребления. Проводятся масштабные антикоррупционные мероприятия: например, в ходе операции «Резак» было задержано около 80 высокопоставленных чиновников.

Сербская евроинтеграция обладает рядом специфических особенностей, которые выделают ее на фоне остальных пост-социалистических государств. Во-первых, в ней отсутствует мотив институционального и символического отмежевания от России, поиска убежища от российского влияния. Напротив, в Белграде неизменно подчеркивают, что не намерены действовать в ущерб отношениям со «старшим славянским братом». «Мы хотели бы сохранить традиционную дружбу с Россией, в которой не вижу ничего плохого», - успокаивает пророссийскую общественность Вучич.

Во-вторых, проводниками политики сближения с Западом являются фигуры, от которых еще совсем недавно сложно было этого ожидать. Так, президент Томислав Николич недавно заявил: «Пока существует Евросоюз, Сербия будет в него стремиться». А ведь долгие годы Николич был одним из руководителей Сербской радикальной партии, программа которой предполагала создание «Великой Сербии» и внешнеполитическое сотрудничество с Россией, Индией, Китаем, Японией, арабскими и южноамериканскими странами. Выходцем из этой же структуры является и премьер-министр Вучич. Главный переговорщик с Евросоюзом, вице-премьер и глава МИД Ивица Дачич возглавляет Социалистическую партии Сербии, основанную никем иным, как Слободаном Милошевичем. Наконец, основа проевропейской коалиции в Скупщине – Сербская прогрессивная партия – поддерживает союзные отношения с «Единой Россией» и консервативными евроскептиками из Австрийской партии свободы.

Что побудило этих популистов, националистов и русофилов выбрать брюссельский вектор в качестве основного? Главная причина связана с надеждами на инвестиции (прежде всего, в горнодобывающую отрасль), кредиты и выгодные энергетические проекты. Сантимент сербского общества по отношению к России по-прежнему сохраняется: союз с ней поддерживает более 60% граждан. Но свертывание «Южного потока» и резкое сокращение свободных финансовых ресурсов на фоне кризиса понижает привлекательность РФ как основного стратегического партнера. Это обстоятельство подталкивает сербов к поиску альтернативы. Ключевым событием, обозначившим смену тренда, эксперты называют визит Вучича в США в июне 2015 г. Нельзя сбрасывать со счетов и демографический фактор. Если в России (по данным сербского издания «Политика») проживает порядка 60 тыс. сербов, то в Германии их около полумиллиона, в Австрии – 300 тыс., во Франции и Швеции – более 100 тыс. У многих из них остались родственники на Балканах, что выступает дополнительной мотивацией к дальнейшему сближению со странами ЕС.

Однако процесс евроинтеграции нельзя назвать безоблачными. В отношениях между сторонами заметно взаимное недоверие. Brexit только усилил риски, на которые идет Евросоюз, принимая в свои ряды Сербию. Разумеется, присоединение Сербии не сможет компенсировать выход Великобритании, но, по крайней мере, послужит позитивным сигналом, подтверждающим состоятельность ЕС. Брюссель хочет видеть в Белграде дисциплинированного командного игрока, но явно опасается того, что он может стать «троянским конем» Кремля и впоследствии консолидирует внутри Евросоюза пророссийскую оппозицию.

Ключевую роль здесь играет тема присоединения к санкциям против РФ. Согласование внешней политики, политики безопасности и обороны прописано в переговорном досье. «Сербия юридически обязалась в рамках переговоров о вступлении постепенно согласовать свою позицию с ЕС по трудным вопросам, таким как санкции в отношении России. Это очень важно, и мы ожидаем от Белграда соблюдения этого обязательства», - напомнил в ходе визита в Белград комиссар ЕС по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнес Хан. Подобное давление ставит правительство Вучича в крайне затруднительное положение. Проявление нелояльности к требованиям ЕС может заблокировать европерспективы для Сербии на неопределенный срок. Но их принятие сопряжено с огромными внутриполитическими издержками, к числу которых принадлежат не только негативный экономический эффект, но и неизбежная дискредитация правительства и Сербской прогрессивной партии в глазах избирателей. В итоге премьер-министр вынужден был констатировать в интервью Die Welt, что Сербия не в состоянии присоединиться к европейским санкциям в отношении РФ.

Впрочем, у сербов тоже есть причины для раздражения. Многие из них уверены, что их страна и без того сделала множество болезненных уступок ЕС, включая выдачу Ратко Младича и Радована Караджича, сотрудничество с Гаагским трибуналом, молчаливое признание независимости Косово и т.д., но конкретной даты вступления страны в Евросоюз до сих пор не было объявлено. Пример Турции, получившей статус страны-кандидата еще в 1999 году, но так и не продвинувшейся дальше стадии официальных переговоров, играет на руку сербским евроскептикам. На этом фоне недавний двухнедельный перенос открытия двух глав переговорного досье вызвал особенно резкую реакцию в Белграде. Министр иностранных дел Ивица Дачич назвал его «позорным и унизительным». Александр Вучич, в свою очередь, заверяет в «посвященности, приверженности и даже преданности» Сербии пути европейской интеграции, но не скрывает, что его сограждане испытывают «все большее нетерпение» по поводу затянувшихся переговоров.

Пока Белград стоит на пороге ЕС, а дверь еще не открыта, курс на евроинтеграцию подвергается наибольшему стрессу. Сербии предложена перспектива, обещающая стабильный прогресс, но она должна быть оплачена весомой частью национальной гордости и ослаблением связей со старыми союзниками. Какое бы решение в этих условиях ни приняло правительство, оно явно рискует разочаровать значительную часть сербского общества.

Евгений Ляпин – журналист

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net