Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

19.08.2016 | Александр Ивахник

Война силовиков по-украински

НАБУНа фоне нового обострения отношений между Россией и Украиной и очередной эскалации вооруженного конфликта в Донбассе в самом Киеве неожиданно резко проявился конфликт между двумя силовыми ведомствами, призванными бороться с коррупцией, – Национальным антикоррупционным бюро Украины (НАБУ) и Генпрокуратурой Украины (ГПУ). Недовольная уменьшением своего влияния ГПУ пыталась демонстративно «поставить на место» недавно созданное НАБУ.

Решительная борьба с коррупцией была одним из основных лозунгов Евромайдана, участники которого рассматривали режим Виктора Януковича как воплощение продажности и разграбления национальных ресурсов. Западные покровители новых украинских властей также настаивали на скорейшем проведении антикоррупционных мер и не раз выражали недовольство тем, что в постреволюционной Украине в этом отношении мало что меняется. Во многом под нажимом Запада в стране осенью 2014 года был принят закон «О Национальном антикоррупционном бюро Украины», а само Бюро начало практическую работу к концу 2015 года. Задачей НАБУ является выявление и расследование коррупционных преступлений, совершенных высшими должностными лицами. НАБУ занимает особое, автономное место в системе правоохранительных органов, поскольку его директор назначается на должность президентом, но по представлению конкурсной комиссии в соответствии с результатами открытого конкурсного отбора. Должности детективов Бюро также замещаются путем открытого конкурса. Директором НАБУ был назначен 37-летний Артем Сытник, который в нулевых годах работал следователем прокуратуры, а с 2011 года – адвокатом.

Менее чем за год работы НАБУ в результате своих расследований вышло на ряд крупных действующих политиков и чиновников из прокурорской и судебной системы, но стало всё больше испытывать противодействие со стороны Генпрокуратуры. При этом расследования чиновничьих злоупотреблений, проводимые самой Генпрокуратурой, касались в основном потерявших свои посты представителей старого режима.

Трения между НАБУ и ГПУ особенно усилились после того, как генпрокурором Украины в середине мая стал близкий соратник президента Петра Порошенко, экс-руководитель президентской фракции в Верховной раде Юрий Луценко. 5 августа следственно-оперативная группа ГПУ провела в офисе НАБУ выемку документов. Генпрокуратура указала как основание для обыска постановление суда в связи с расследованием уголовного дела по факту якобы незаконного прослушивания сотрудниками НАБУ телефонных разговоров. В НАБУ назвали незаконным это постановление суда, которое санкционировало изъятие любых документов или носителей информации. 11 августа директор НАБУ Артем Сытник на пресс-конференции в Киеве заявил об «определенных признаках конфликта с Генпрокуратурой».

Но наиболее вопиющее проявление этого конфликта связано с расследованием НАБУ в отношении прокуроров управления Генпрокуратуры по расследованию уголовных производств в сфере госслужбы и госсобственности, которые подозреваются в исполнении политических заказов. 12 августа стало известно, что оперативники Генпрокуратуры задержали и допрашивали сотрудников НАБУ, которые с санкции суда установили прослушку и вели наблюдение за работниками упомянутого управления ГПУ во главе с Дмитрием Сусом. Негласные следственные действия осуществлялись из конспиративной квартиры в доме напротив здания прокуратуры. Работники управления ГПУ заметили за собой слежку и пришли с обыском в эту квартиру. Они задержали двух технических сотрудников НАБУ и доставили их в здание Генпрокуратуры, где продержали 11 часов. На конспиративную квартиру приехал спецназ НАБУ, который применил силовые действия к следователям ГПУ, проводившим обыск. На следующий день представители Генпрокуратуры публично пожаловались на произвол и избиения со стороны НАБУ. 15 августа директор НАБУ Сытник заявил, что сотрудники Генпрокуратуры незаконно удерживали сотрудников НАБУ и применяли к ним силу.

Некоторые депутаты Верховной рады и эксперты высказывают мнение, что в центре конфликта между НАБУ и Генпрокуратурой лежат нечетко прописанные полномочия новой антикоррупционной структуры. С этой точки зрения, в период становления новых силовых структур из-за пересечения их сфер влияния и ответственности конфликты неизбежны.

Однако антикоррупционные активисты и ряд бывших работников правоохранительной системы, уволенных за излишнюю самостоятельность, уверены, что подоплека конфликта силовиков – политическая. Бывший первый замглавы Службы безопасности Украины Виктор Трепак в своем блоге написал: «Созданные «с нуля» новые антикоррупционные органы оставались в значительной степени самостоятельными... Таким образом, один из основных рычагов влияния на власть и обеспечение безопасности начал «выходить» из рук главы государства. А когда НАБУ совместно с САП (еще один новый орган – Специализированная антикоррупционная прокуратура), надо так понимать, без высшего «благословения» провели несколько резонансных реализаций, то стало очевидным, что их деятельность становится реально опасной для верховной власти. Поэтому сторонникам тотального контроля за деятельностью антикоррупционных ведомств ничего не оставалось, как начать «останавливать» НАБУ и САП».

Экс-заместитель генпрокурора Виталий Касько, уволенный после попытки уличить в коррупции прокурорских работников, сказал украинскому изданию «Новое время»: «Противостояние ГПУ и НАБУ – это противостояние мировоззрений. Один орган выступает за преследование коррупционеров вне зависимости от политической партии или биографии, другой – за продолжение практики выборочного правосудия. Нельзя решить конфликт как-то по-другому, чем путем реформирования самой Генпрокуратуры. Она остается одним из самых больших тормозов в реформировании правоохранительной системы вообще».

Авторитетный журналист, первым призвавший выйти на Майдан в ноябре 2013 года, а сейчас депутат фракции «Блок Петра Порошенко» в Верховной Раде Мустафа Найем в эфире телеканала «112 Украина» высказал точку зрения, которой придерживаются антикоррупционные активисты. По словам Найема, «борьба против НАБУ ведется системная... Глава НАБУ не несет никакой политической ответственности ни перед кем, и никаких обязательств у него нет. И независимость этого органа делает его белой вороной. По сути, в стране идет война против того, чтобы появился первый правоохранительный орган, который не зависит ни от политиков, ни от парламента, ни от президента». Другой журналист, один из руководителей комитета Верховной рады по предотвращению и противодействию коррупции Сергей Лещенко назвал противостояние между ГПУ и НАБУ одним из элементов «коррупционной контрреволюции». «Это попытка сделать НАБУ ненужным органом, который не будет бороться с коррупцией, заблокировать их систему прослушивания», – отметил Лещенко. Он утверждает, что несколько человек из ближайшего окружения президента находятся под угрозой антикоррупционных расследований НАБУ. В этой связи Лещенко называет депутата «Блока Петра Порошенко» Игоря Кононенко и бывшего депутата Народного фронта, недавно лишенного неприкосновенности, Николая Мартыненко. Лещенко уверен, что инструментом политики дискредитации НАБУ стало назначение на должность генпрокурора Украины Юрия Луценко.

В ходе развития конфликта между НАБУ и Генпрокуратурой президент Петр Порошенко публично никак не обозначил свою позицию, хотя, возможно, за кулисами попытался снизить градус противостояния. Во всяком случае, 18 августа состоялся совместный брифинг генпрокурора Юрия Луценко и директора НАБУ Артема Сытника. На брифинге было объявлено, что расследование всех уголовных производств, возбужденных НАБУ и ГПУ по результатам конфликта 12 августа, передается в Службу безопасности Украины. По словам Луценко, СБУ будет проводить «непредвзятое и объективное расследование». При этом он отметил: «Я как генпрокурор считаю: есть признаки правонарушений с обеих сторон конфликта».

Однако можно не сомневаться, что нивелировать этот конфликт путем привлечения далеко не самостоятельного, а зависимого от президента арбитра в лице СБУ не получится. Противостояние между Генпрокуратурой, стоящей на страже интересов столпов нового режима, и Национального антикоррупционного бюро, пытающегося играть независимую роль, будет продолжаться. Разрешить его сможет либо законодательное урезание институциональной самостоятельности НАБУ (но этому будет противиться Запад), либо глубокое реформирование Генпрокуратуры.

Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net