Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

21.09.2016 | Олег Громов

Уголовное дело против Авакова: внутренняя кухня украинских силовиков

Арсен АваковНа минувшей неделе генеральный прокурор Украины Юрий Луценко сообщил о возбуждении уголовного дела в отношении министра внутренних дел Арсена Авакова. Основание - якобы сокрытия им конфликта интересов при расследовании о выводе 40 млн. долларов в оффшор депутатом Верховной рады Игорем Котвицким. Однако вскоре представители генпрокуратуры «отступили», назвав заявления руководителя общественной организации «Центр противодействия коррупции» Виталия Шабунина, на основе которого было возбуждено дело, ни чем иным, как «домыслами».

Это столь быстро открытое и закрытое уголовное дело в отношении одного из первых лиц в силовых структурах Украины и самого большого долгожителя правительства после событий 2014 года – Арсена Авакова – отражение двух процессов. Первый – это постепенная замена команды, пришедшей во власть на волне смены режима Виктора Януковича. Так, уже «сменен» первый премьер новых властей Арсений Яценюк, лидер партии «Свобода», набравшей популярность в ходе протестов в Киеве, ушел в тень. Другие лидеры, чьи политические перспективы выглядели радужно (Виталий Кличко, Юрий Луценко), на сегодняшний день инкорпорированы в окружение президента Порошенко, играя в нем не столь значимые роли.

Второй фактор – это процессы внутри системы правоохранительных органов Украины. Силовики – один из ключевых блоков правительства. Поэтому первая задача президентской команды в этой среде – обеспечить полную управляемость или, как минимум, нейтрализовать силовиков как самостоятельных субъектов украинской политики.

С 2014 года силовые ведомства переживают серьезные изменения. С момента начала конфликта на Донбассе создана Национальная гвардия, которая впитала в себя активистов майдана и радикальных националистических организаций. Большая их часть оформилась в «добровольческие батальоны», которые стали почти что самостоятельными политическими акторами на Украине и неоднократно «делали» повестку дня украинской политической жизни.

Другое явление – это так называемый «спецназ реформ» - команда иностранцев, которые позиционируют себя как универсальные борцы с коррупцией. Их приход сопровождался выделением из генеральной прокуратуры и МВД целых подразделений, которые фактически стали самостоятельными «министерствами». Речь идет о Национальной полиции (НП) под руководством Хатии Деканоидзе и Национальном антикоррупционном бюро (НАБУ) Артема Сытника.

Если с НП примерно все ясно – полицейские функции МВД решили собрать воедино и создать их основе отдельную структуру, то с НАБУ все сложнее. Фактически это самостоятельный следственный орган, который вдобавок имеет право на ведение оперативно-розыскной деятельности – то есть фактически специализированная прокуратура и по совместительству надзорный орган, который, вроде бы, по части борьбы с коррупцией должен быть «над» всеми остальными правоохранительными органами и спецслужбами.

Идея создать такую структуру во многом принадлежит экс-руководителю администрации президента Порошенко Борису Ложкину, трудившемуся на этой должности до недавнего времени. Господин Ложкин полагал, что украинская система правоохранительных органов должна быть максимально визуально похожа на западных коллег. Плюс должна сделать что-то громкое в теме борьбы с коррупцией, чего так усиленно ждут от Киева западные партнеры. Поэтому решение о формировании НАБУ было принято Радой аж в октябре 2014 – довольно быстро с учетом масштабности реформы. Однако орган заработал только с апреля 2015 – с учетом организационной сложности «резать по-живому» генпрокуратуру.

Не удивительно, что между силовиками сразу же начались конфликты на тему – кто в системе главный. Поэтому генпрокуратура, обиженная на выделение из НАБУ, которая, к тому же, как и прокуроры, лично подотчетна президенту (то есть находится на одном уровне с ГП, МВД и СБУ), не замедлила начать предварительное следствие в отношении господина Сытника (который до реформы возглавлял «всего лишь» следственный отдел прокуратуры Киевской области). Поводом послужило то, что Сытник якобы незаконно включил «лишних» людей в делегацию НАБУ, поехавшую в Лондон с командировкой.

Следующий этап борьбы за передел сфер влияния начался между ГП и МВД уже после назначения нового прокурора в лице Анатолия Луценко. Тот факт, что ранее и он, и министр МВД Аваков – оба были в команде Юлии Тимошенко (которая сейчас к слову в оппозиции Порошенко) – не помогло нивелировать их чисто ролевой конфликт – в качестве двух боссов могучих бюрократических силовых корпораций. Отсюда – попытки дискредитировать друг друга в треугольнике НАБУ-ГП-МВД, где ГП – основной затравщик скандалов при любом генпрокуроре.

Порошенко выгодно такое разделение, поскольку оно реализует принцип «разделяй и властвуй». Луценко здесь как бывший лидер президентской партии и рьяный его защитник идеально подходит на роль противовеса Авакова, который был ближе Яценюку (а до него – Тимошенко), чем Порошенко. Логика конфликта должна привести к отставке Авакова как человека не из команды президента. Пока от этого шага Порошенко удерживает неопределенность в вопросе, кто и как сможет управиться с многочисленными добровольными объединениями, вошедшими в структуру МВД с 2014 года. На данный момент – это самый серьезный фактор, препятствующий отставке Авакова.

Выжидательные позиции в этом конфликте занимает СБУ во главе с «технократом» Грицаком. Однако по мере приближения к президентским выборам и усложнения ситуации на Донбассе из-за пробуксовки «Минска» противостояние обострится.

Олег Громов – политической обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net