Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
03.10.2016 | Валерий Выжутович
Забастовочная неготовность
Половина россиян верит, что экономический кризис будет успешно преодолен. Таков главный итог опроса, проведенного ВЦИОМ. Уверенность граждан в неминуемой победе над кризисом питается наличием у правительства - так считают 55% опрошенных - продуманного плана действий. Что такой план отсутствует, склонны думать 32%. И лишь 23% не верит в возможности кабмина изменить ситуацию к лучшему. По оценке экспертов, индекс ожиданий относительно успешности действий правительства в последний год держится на максимальных значениях за всю историю измерений, то есть с 1999 года.
О массовых выступлениях с выражением недовольства урезанием зарплаты или сокращением персонала пока не слышно. По данным Центра социально-трудовых прав (ЦСТП), число конфликтов между работниками и работодателями в первом полугодии 2016 года по сравнению с тем же периодом 2015-го почти не изменилось. Но стало больше случаев, когда сотрудники останавливают работу, формально не объявляя забастовок. По словам эксперта ЦСТП Петра Бизюкова, работники в условиях кризиса «используют новые инструменты давления на работодателя для ускорения выплаты зарплаты и получения законных социальных благ, не прибегая к забастовкам, которые запрещены в ЖКХ, медицине и на транспорте». Одним из таких инструментов стали разрешенные Трудовым кодексом уведомления о приостановке работы из-за задержки зарплаты свыше двух недель. К такому воздействию на работодателя, по данным ЦСТП, чаще других прибегают занятые в ЖКХ, строительстве и сфере образовании. При этом отмечается снижение общей задолженности по зарплате - она, как сообщает Росстат, уменьшилась с 4,5 млрд до 3,5 млрд рублей. В целом же, полагают эксперты, нет оснований говорить о «многоотраслевой» забастовочной готовности. Призывы остановить работу более характерны для предприятий, где высока доля серой занятости и неформальных трудовых отношений.
По данным опроса, проведенного «Левада-центром», лишь 12 процентов россиян готовы выступить в защиту своих трудовых прав. Опрашивались разные группы населения. Самый распространенный ответ рабочих - «забастовками нельзя ничего добиться» (31 процент). Того же мнения придерживаются технические специалисты, студенты, пенсионеры. А вот предприниматели, которых остановка работы уж точно не может радовать, на удивление спокойно относятся к забастовке, полагая, что это «нормальное средство решения назревших проблем» (34 процента). Примечательно, что рабочих, думающих так же, вдвое меньше. С тем, что «забастовка - крайняя мера, но в нынешних условиях ее бывает невозможно избежать», согласен 41 процент опрошенных.
Кто завтра остановит работу и чего-то потребует, предугадать невозможно. Но в нынешней напряженной экономической ситуации поводы для забастовок будут, вероятно, появляться чаще, чем раньше. На излете предыдущей экономической нестабильности, в марте 2011 года, группа думских депутатов, помнится, предложила упростить процедуру проведения забастовок, в частности, сократить с сорока дней до десяти срок согласования протестной акции. Авторы проекта полагали, что это позволит гражданам реально осуществить свое право на забастовку. Эта инициатива не получила поддержки. Нынешнее положение в экономике заставит вернуться к ней? Вряд ли. Отдельные выступления случаются, но до массовых забастовок дело не доходит. И понятно почему: быть уволенным за прогул страшнее, чем попасть под сокращение. В последнем случае можно хотя бы надеяться на двухмесячную компенсацию и выходное пособие. Не менее понятно и другое: увольнение прогульщика не будет стоить работодателю ни копейки, и любая остановка работы в разгар трудового дня для него, работодателя, просто подарок: можно, не тратясь на социальные выплаты, сократить персонал еще на какое-то количество штатных единиц.
На профсоюзы, чья роль в защите трудовых прав населения в условиях кризиса, казалось, должна возрасти, граждане не надеются. Подлинно независимых профсоюзов в России сегодня не так уж много. Работников, привыкших к советским профкомам, завкомам, месткомам, не так-то просто подвигнуть к свободной самоорганизации. Точно так же и российских менеджеров (во многих из них еще сильна советская закваска) нелегко приучить к мысли, что профсоюз по своему социальному предназначению не слуга администрации, а ее контролер, оппонент. И что всякое выступление в защиту трудовых прав не следует расценивать как бунт, провокацию, проявление экстремизма, а профсоюзных лидеров приравнивать к вождям политической оппозиции.
Как бы там ни было, кто-то уже на собственном опыте убедился, что независимые профсоюзы умеют добиваться достойной зарплаты и дополнительных социальных гарантий. ВЦИОМ констатирует: доля работников, считающих независимый профсоюз эффективным защитником трудовых прав, за последние четыре года выросла с 13,5 до 19,6 процента.
Профсоюзное двоевластие, возникшее на некоторых предприятиях, в нынешних обстоятельствах может оказаться результативным. За кем пойдут, кому доверят защиту своих трудовых прав тысячи работников, попавших под каток финансового кризиса, не будем загадывать. Но конкурентное состязание между наследниками «школы коммунизма» и альтернативными профессиональными организациями теперь станет острее.
По данным Росстата, число забастовок в стране не возрастает, а те, что иногда происходят, не получают большого общественного резонанса. Так что депутаты новоизбранной Думы могут без риска для себя и для власти вновь поставить вопрос о либерализации забастовочного законодательства. Воспользоваться этим послаблением, если оно появится, пока желающих мало.
Валерий Выжутович – политический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.