Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

20.10.2016 | Александр Гущин

Поговорили, разошлись. Что дала встреча в Берлине?

Нормандская четверка19 октября в Берлине состоялась встреча глав государств – участников «нормандского формата», посвященная урегулированию кризиса на Юго-востоке Украины. Сам факт этой встречи в сложившейся международной обстановке уже является позитивным, однако перспективы урегулирования по-прежнему остаются туманными.

«Нормандский формат» неоднократно подвергался критике, в том числе со стороны России, что особенно это было четко видно в августе после событий в Крыму и в преддверие встречи большой двадцатки в Китае. Тогда некоторые эксперты высказывали даже мнения о том, что этот формат может стать трехсторонним в виду недоговороспособности украинского руководства. Однако, на саммите двадцатки состоялись все же именно двусторонние встречи Президента России и его коллег – руководителей Франции и Германии, хотя сам факт обсуждения украинской проблематики на них также довольно важен. Тем не менее, вплоть до октября будущее четырехстороннего «нормандского формата» оставалось неопределенным.

Ситуация в Сирии косвенно оказала влияние и на положение вокруг Украины. Хоть это и два самостоятельных трека, но с точки зрения позиционирования России перед Западом они все же связаны – обострение ситуации в Сирии и жесткая реакция Европы во многом способствовали необходимости встречаться. За последние дни серьезно обострилась обстановка и на самом Донбассе. На линии противостояния интенсифицировались взаимные обстрелы, а риторика президента Порошенко накануне планировавшейся встречи в нормандском формате свидетельствовала о том, что Украина по-прежнему на словах говоря о важности и безальтернативности минских соглашений, все же настаивает на выполнении сначала пакета безопасности и не готова реализовывать политическую часть. Только потом, предварительно получив с помощью ОБСЕ контроль над российско-украинской границей, она готова идти на решение политического блока вопросов, главным из которых является проведение выборов в Донбассе. Одновременно с этим в Украине активно шло обсуждение возможностей введения визового режима с Россией, что в еще большей степени подогревало градус сложившейся ситуации. Таким образом, ситуация была использована отдельными политическими силами и украинскими властями и для демонстрации своей жесткой позиции внутри страны.

Наконец, убийство в Донецке полевого командира ополченцев Моторолы в еще большей степени усилило напряженность, и в Донецке заговорили о полном срыве минских соглашений по вине Украины и о начале нового витка боевых действий. Видя усиление давления на Россию со стороны Запада, а также признаки некоторого охлаждения со стороны европейских партнеров, украинское руководство постаралось поймать негативный сирийский тренд. Тем не менее, сохранение «нормандского формата» в интересах Киева, ведь в противном случае обсуждение украинского вопроса, которое без России никак невозможно, вполне может перейти действительно в трехсторонинй формат, в котором Киева уже не будет. Характерно, что ни одна из сторон не хочет давать повод для обвинений в срыве соглашений, поэтому все жесткие заявления Порошенко, тем не менее, не содержали в себе тезисов о выходе из Минска-2.

В таких условиях, решение российского лидера прилететь в Берлин выглядит вполне прагматичным и рациональным, ведь контакты с европейцами как по Украине, так и по Сирии очень важны и если отбросить все наслоения в виде пропаганды и репрезентации украинского кризиса во внутриполитическом дискурсе как в России, так и в Украине, то становится очевидным, что альтернативы нормандскому формату действительно нет. Скорее сами минские соглашения могут уточняться и пересматриваться, но роль Франции и Германии и в урегулировании кризиса, как и в целом для России в условиях конфронтации с США остается большой.

Каковы же итоги встречи? Не нужно быть экспертом по Украине, чтобы предсказать то, что стратегического прорыва на переговорах произойти не могло. Действительно, итоги показали, что минский процесс до сих пор находится только на пороге начала выполнения. Россия и Украина, тем не менее, продолжают свою дипломатическую игру, но позиции сторон по-прежнему разнятся. Если для Украины первоочередным вопросом является демилитаризация, введение вооруженной миссии ОБСЕ, а также передача ей границы, то для России важна именно политическая часть, то есть принятие закона о выборах и их проведение, а также скорейшее предоставление самопровозглашенным республикам в виде отдельных районов Донецкой и Луганской областей широкой автономии.

Тот факт, что удалось достичь консенсуса в вопросе о точечном введении вооруженной миссии ОБСЕ на линию разграничения – уже довольно серьезный тактический успех, который Киев уже сейчас позиционирует свою победу. Однако решении о выработке дорожной карты сегодня сложно воспринимать как прорыв, да и по итогам переговоров Меркель допустила, что вопросы безопасности могут быть увязаны с политическим урегулированием. Это вряд ли устраивает украинскую сторону как с точки зрения внутриполитической ситуации (давления оппозиции, оседлавшей патриотического конька), так и с точки зрения интеграции отдельных районов Донецкой и Луганской областей во внутриполитическое пространство Украины не на условиях Киева.

В то время как украинский президент заявил о вводе вооруженной миссии ОБСЕ, российский лидер отметил только готовность расширить миссию ОБСЕ в зоне отвода и в пунктах хранения тяжелой техники. Расширение миссии и ввод ее с легким вооружением в отдельные зоны уже является определенным сдвигом в российской позиции. Ранее представители самопровозглашенных республик заявляли неоднократно о своем полном неприятии ввода, в каком-то ни было виде вооруженных миссий. Тем не менее, преувеличивать значение ввода миссии на ограниченное пространство не стоит, как и ожидать быстрых позитивных сдвигов в урегулировании в целом по-прежнему не приходится. В ходе работы над дорожной картой будет еще немало сложностей, и даже в случае ее одобрения, стороны наверняка будут представлять дело так, что именно оппонент в том или ином виде срывает ее выполнение.

Вероятно, что окончательно дорожная карта будет согласована уже в 2017 году сейчас же все ждут итогов президентских выборов в США и исходов европейских выборов 2017 г., до которых Олланду и Меркель вряд ли удастся достичь серьезного прогресса на переговорах. Администрация Клинтон, чей приход на пост президента наиболее вероятен, скорее всего, продолжит политику преемственности, но с более жесткой позицией в отношении Москвы. Однако ждать от Клинтон быстрой эскалации, передачи летального оружия Киеву вряд ли приходится, как бы на это ни надеялись некоторые горячие головы в Киеве. Сегодня сценарий дальнейшей заморозки и поддержания тлеющего конфликта с периодическими обострениями одновременно с попытками урегулирования в перспективе 2017 г. остается приоритетным.

Александр Гущин – доцент РГГУ, эксперт РСМД

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net