Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

18.11.2016 | Александр Ивахник

Штайнмайер – новый президент Германии?

ШтайнмайерОсновные политические силы Германии пришли к согласию относительно кандидатуры будущего президента страны. Судя по всему, в феврале 2017 года им станет нынешний министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер. Но, пожалуй, для внешнего мира важнее вопрос о том, кто заменит его на посту главы германской дипломатии.

В июне президент ФРГ Йоахим Гаук объявил о том, что не будет выдвигаться на пост главы государства на второй срок. При выдвижении в 2012 году Гаук не входил ни в одну из партий, в прошлом он был протестантским пастором и ветераном диссидентского движения в ГДР, в 90-е годы занимал должность федерального уполномоченного по управлению архивами Штази. Действующий президент пользуется большим авторитетом и уважением в стране, но ему уже 76 лет, и, по его собственным словам, он «не может еще на пять лет гарантировать сохранение энергии и жизненной силы». Полномочия Гаука истекают в марте 2017 года.

Вообще-то в практическом плане президент в Германии не является ключевой политической фигурой. Глава государства не имеет реальных властных полномочий и не может прямо вмешиваться в политический процесс. Он выполняет в первую очередь формальные (подписание законов, утверждение в должности чиновников) и представительские функции. Но в Германии с ее трагической историей XX века, как нигде, велика символическая роль главы государства как морального авторитета, объединителя нации, своего рода «настройщика» общественных дискуссий. Вследствие этого к избранию президента в ФРГ всегда приковано повышенное внимание общества, а выбор кандидатур на этот пост служит предметом острого соперничества партий, как правящих, так и оппозиционных. В нынешнем случае на эту процедуру накладывает явный отпечаток то обстоятельство, что через полгода после президентских выборов в ФРГ пройдут выборы в бундестаг, которые определят имя будущего канцлера и состав нового правительства.

Президента в Германии избирает так называемое Федеральное собрание, которое созывается раз в пять лет исключительно для этой цели. Одну половину собрания составляют депутаты бундестага, а вторую – делегаты от федеральных земель в соответствии с расстановкой сил в ландтагах. В общей сложности это 1260 человек. Если никто из кандидатов в президенты не получает абсолютного большинства в первых двух турах голосования, то для победы в третьем туре достаточно относительного большинства.

Теоретически такое относительное большинство в Федеральном собрании мог бы получить кандидат от коалиции ХДС/ХСС и «зеленых» или кандидат от широкой левой коалиции в составе СДПГ, Левой партии (бывших коммунистов) и тех же «зеленых». В качестве возможного выдвиженца от первой коалиции некоторое время рассматривалась кандидатура премьер-министра земли Гессен Фолькера Буфье, от второй коалиции – писателя, иранца по происхождению Навида Кермани. Однако обе кандидатуры по разным причинам отпали. В конце концов, партнеры по правящей на федеральном уровне «большой коалиции» ХДС/ХСС и СДПГ пришли к выводу, что при решении вопроса о новом президенте лучше не искать союзов на стороне. 11 сентября канцлер ФРГ и лидер ХДС Ангела Меркель, вице-канцлер и председатель СДПГ Зигмар Габриэль и глава баварского ХСС Хорст Зеехофер договорились найти и поддержать совместного кандидата на пост главы государства.

23 сентября лидер социал-демократов Зигмар Габриэль заявил, что следующим президентом должен стать его однопартиец, глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. С точки зрения Габриэля, на этом посту должен быть человек, который может представлять страну, знает современные вызовы и способен дать на них ответы, а Штайнмайер отвечает всем этим требованиям. Однако против выступило руководство ХСС. Меркель своего мнения не высказала, но понятно, что и она предпочла бы видеть в качестве общего кандидата не одного из ведущих представителей СДПГ, которая станет главным соперником ее партии на предстоящих в сентябре 2017 года парламентских выборах, а надпартийную фигуру. Новые переговоры партнеров по «большой коалиции» по этому вопросу прошли 6 ноября, но согласие не было достигнуто.

В конце концов, 14 ноября было объявлено, что ХДС готов поддержать кандидатуру министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера. В тот же день Ангела Меркель заявила, что приветствует кандидатуру Штайнмайера. Она назвала решение его выдвинуть «знаком постоянства в эпоху тревоги и нестабильности во всем мире», а самого главу МИД ФРГ – «человеком политического центра, уважаемым в деловых кругах и в обществе, в стране и за рубежом», «надежного политика, всегда ориентированного на поиск баланса и решений». Тогда же генсек ХСС Андреас Шойер отметил, что Штайнмайер является хорошим кандидатом. Как ожидается, на днях Меркель объявит о выдвижении своей кандидатуры на пост канцлера на новый срок в случае успеха ХДС на выборах в бундестаг. Согласие Меркель поддержать выдвиженца СДПГ на пост президента, возможно, означает, что она ориентируется на воссоздание нынешней «большой коалиции» в правительстве после парламентских выборов.

60-летний Франк-Вальтер Штайнмайер является одним из самых опытных среди ведущих германских политиков. Он был членом кабинета министров еще при социал-демократическом канцлере Герхарде Шрёдере, а в первый раз возглавил МИД страны при канцлере Меркель в 2005 году. Штайнмайер воспринимается как дипломатичный, рассудительный и терпеливый политик. Он пользуется широким уважением и в политической среде, в том числе на международной арене, и в германском обществе. Человеческие симпатии немцев к нему существенно выросли, когда он в 2010 году сделал перерыв в своей карьере, чтобы стать донором почки для своей больной жены. Недавний опрос показал, что рейтинг поддержки Штайнмайера среди жителей ФРГ составляет 72%.

В условиях конфронтации Запада с Россией сначала в связи с украинским кризисом, а в последнее время и в связи с Сирией глава МИД Германии занимал более мягкую позицию, чем канцлер Меркель, и неустанно выступал за диалог, нацеленный на снижение напряженности. Штайнмайера можно охарактеризовать как прагматика с принципами. Еще в августе он ярко назвал Дональда Трампа «проповедником ненависти». После известия о победе Трампа глава германского МИД заявил: «Я не хочу ничего приукрашивать. Ничего не станет легче, а многое станет труднее». 14 ноября он выразил надежду на то, что Трамп после вступления в должность изменит свою позицию и признает, что «мир более сложен, изменение климата реально, а НАТО не является избыточной организацией».

Ясно, что в качестве президента Франк-Вальтер Штайнмайер будет отстаивать сохранение европейских демократических ценностей и выступать за устранение расколов в обществе и между государствами. В своем первом интервью после объявления его кандидатуры Штайнмайер выразил беспокойство по поводу роста влияния в США и по всей Европе популистских политиков с их антииммигрантской и националистической риторикой, недоверием к СМИ и изоляционизмом. «Мы должны обратить пристальное внимание на это явление, и мой призыв ясен: мы должны пресечь это в зародыше», – подчеркнул он. А на официальной церемонии своего представления в качестве кандидата Штайнмайер заявил, что президент «должен вселять уверенность в людей». Он выразил намерение использовать свой пост, чтобы развивать «живую, отзывчивую политическую культуру, в которой люди могут иметь различия во мнениях, но относиться друг к другу с уважением».

С предстоящим уходом Штайнмайера в президентский дворец Бельвю перед правительством ФРГ стоит задача найти на пост главы германской дипломатии подходящего человека, который мог бы уверенно действовать в нынешних бурных условиях международной жизни. Социал-демократы настаивают, что преемником действующего главы МИД должен быть представитель их партии, поскольку так зафиксировано в коалиционном договоре между ХДС/ХСС и СДПГ.

Как отмечается на сайте радиостанции Deutsche Welle, в принципе этот пост мог бы занять лидер СДПГ, сегодняшний вице-канцлер и министр экономики Зигмар Габриэль. Позиция главы МИД гарантирует повышенное внимание СМИ, частое присутствие на телеэкранах, что автоматически повышает узнаваемость и рейтинг занимающего этот пост политика. Так что если Габриэль собирается выставлять свою кандидатуру в канцлеры на следующих выборах, ему полезно поменять правительственный пост. По мнению Deutsche Welle, для Москвы такой вариант был бы оптимальным, поскольку Габриэль – в отличие от Меркель и других христианских демократов – занимает более мягкую позицию в отношении России, регулярно бывает там с визитами. Он не раз ставил под сомнение целесообразность санкций ЕС в отношении России, намекал на возможность их постепенной отмены, позитивно отзывался о проекте удвоения мощностей газопровода Nord Stream.

Однако в германской прессе в качестве вероятного преемника Штайнмайера чаще упоминалось имя председателя Европейского парламента Мартина Шульца. Находясь два с половиной года на посту главы представительного органа Евросоюза, Шульц, естественно, основательно погружен в проблемы международной политики, лично знаком со многими лидерами ведущих государств.

Надо сказать, Мартин Шульц придерживается значительно более жестких позиций в отношении России, чем Габриэль или Штайнмайер. Политику антироссийских санкций он считает не только правильной, но и весьма успешной. 21 октября в интервью Deutsche Welle Шульц назвал «совершенно неприемлемым» то, что делает Россия. На его взгляд, «агрессивные действия России – это отражение общественной концепции и взглядов на мир, не имеющих ничего общего с нашей европейской философией взаимного уважения и открытости». А в интервью влиятельному еженедельнику Die Zeit Шульц подчеркивал: «Мы должны всеми силами противостоять попытке Путина внести раскол в Евросоюз и оказывать влияние на внутреннюю политику стран ЕС».

17 ноября в газете Frankfurter Allgemeine Zeitung появилось сообщение о том, что Мартин Шульц добивается выдвижения кандидатом в канцлеры Германии от СДПГ на следующих парламентских выборах. Якобы 15 ноября Зигмар Габриэль предложил Шульцу возглавить МИД до выборов в бундестаг, но Шульц не удовлетворился этим и обозначил намерение вступить в борьбу за пост канцлера. Однако представители лидера СДПГ и председателя Европарламента уже опровергли информацию и о том, что Шульц собирается бороться за пост канцлера, и о его кандидатуре на пост министра иностранных дел. В частности, представитель Шульца назвал это сообщение «полной чушью». А из Брюсселя поступает информация, что Мартин Шульц ведет борьбу за то, чтобы остаться в должности председателя Европарламента на второй срок, хотя по первоначальной договоренности он должен был уступить свое место представителю консервативной Европейской народной партии в январе 2017 года.

Так что вопрос о том, кто придет на смену Франку-Вальтеру Штайнмайеру пока остается открытым.

Александр Ивахник - руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net