Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
28.11.2016 | Политком.RU
Что и кто ждет Министерство экономического развития?
21 ноября президент России Владимир Путин, выступая по итогам саммита АТЭС в Лиме назвал «дело Улюкаева» «печальным фактом», однако, подчеркнул он, власти будут и дальше относиться с нетерпимостью к такого рода проявлениям. Тем временем, из Минэкономразвития уходят члены команды Алексея Улюкаева, а сам МЭР лишился Росрезерва.
По итогам саммита АТЭС Путин впервые лично прокомментировал арест уже бывшего министра экономического развития России Алексея Улюкаева. «Все должны знать — и наши партнеры, и внутри страны — мы все с вами должны понимать и знать, что вне зависимости от служебного положения кого бы то ни было закон будет применяться одинаково ко всем», — подчеркнул Путин. По его словам, такие действия правоохранительных органов не наносят ущерба деловому климату, а лишь укрепляют его. Касательно нового главы МЭР, российский президент сказал, что «как минимум три-четыре человека кандидатов есть». Путин выразил надежду, что имя следующего министра объявят в скором времени после его возвращения из Лимы. Путин также заверил, что арест Улюкаева никак не повлияет на планы по приватизации «Роснефти».
Тем временем, сейчас активно обсуждается не только имя будущего главы ведомства, но и судьба самого МЭР. По данным источников «Коммерсанта», кадровое решение тормозится из-за неопределенности, что делать с ведомством, заведомо политически и аппаратно ослабленного. Для большинства потенциальных кандидатов назначение было бы скорее понижением по службе и сопряжено с рисками, которые как минимум часть претендентов не готова нести без статуса вице-премьера, писало издание, указывая, что пост министра может быть усилен статусом заместителя главы правительства.
По данным RNS, в шорт-лист входят три кандидатуры — помощник президента, экс-министр экономики Андрей Белоусов, первый зампред ЦБ Ксения Юдаева и первый замглавы аппарата правительства Максим Акимов. По данным «Коммерсанта», все кандидатуры обсуждались еще в сентябре 2016 года — и все они рассматривают пост как сокращение своих возможностей и понижение. Еще одно сообщение источников связано с возможным переходом в Минэкономики вице-премьера Аркадия Дворковича с одновременным повышением главы Минпромторга Дениса Мантурова до должности вице-премьера и передачей ему полномочий Дворковича. Для последнего это также было бы формальным понижением его статуса - очевидно, предположение об этом появилось в связи с конфликтами вокруг приватизации «Роснефти» и обязанностями куратора отрасли в Белом доме. Вновь обсуждается также идея о слиянии МЭР и Минфина фактически под эгидой второго.
Тем временем пока МЭР, напротив, ослабляется. Владимир Путин вывел из-под контроля Минэкономразвития Росрезерв, управляющий стратегическими запасами государства. Агентство, чья работа во многом засекречена, переподчинили напрямую правительству. В ведении Минэкономразвития остаются четыре агентства — Росимущество, Росреестр, Росаккредитация и Роспатент. При этом министерство лишилось функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере управления государственным резервом, которые указом Путина также переданы Росрезерву. При этом вряд ли можно говорить об усилении Дмитрия Медведева – Росрезерв скорее находится в неформальной сфере влияния Минобороны и «силовиков».
Владимир Путин также освободил Алексея Улюкаева от должности управляющего от России в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР). Он также исключен из состава Экономического совета при президенте Российской Федерации, из списка комиссий по ракетно-космической отрасли и по вопросам строительства космодрома Восточный.
Сам Улюкаев продолжает оставаться под домашним арестом. Появились и новые утечки о причинах ареста министра. Как стало известно «Новой газете», речь идет о развитии конфликта между «чекистами», близкими к Игорю Сечину (это бывший заместитель главы УСБ ФСБ, а ныне вице-президент «Роснефти» по безопасности Олег Феоктистов, глава управления «К» ФСБ Игорь Ткачев, а также генералы СКР, арестованные летом этого года), и «чекистами», имеющими больше отношения к главе ФСБ Александру Бортникову. Последний якобы сумел ослабить своих внутренних конкурентов, однако арест Улюкаева – это «ответка» от Сечина, показавшего президенту эффективность близкой к нему группы силовиков.
Вряд ли стоит преувеличивать значимость этих силовых войн: вероятно, Улюкаев рисковал оказаться под следствием вне зависимости от конфликтов внутри ФСБ, а гораздо большее значение в данном случае имеет рост влияния самого Сечина, также как и проблема отношений крупнейшей нефтяной компании с институтами власти.
Арест Алексея Улюкаева поднимает одну из самых сложных институциональных задач – судьбу министерства экономического развития. Изначально созданное как стратегический центр выработки долгосрочных стратегий развития страны, оно так и не состоялось в таком качестве, став органом подготовки прогнозов и аналитики «в стол». Институциональная слабость ведомства усугублялась и проседанием авторитета правительства, изменением баланса властных полномочий в пользу окружения Путина и размыванием в целом роли официальных институтов власти. В связи с этим весьма симптоматично, что за коррупцию арестован министр, от которого на деле мало что зависело, один из самых уязвимых членов правительства. Проблема заключается и в том, что сам режим функционирует таким образом, что исключает возможность выработки и реализации долгосрочных стратегий как таковых: подобный опыт всегда политизировался и утрачивал актуальность после выборов. Любой преемник Улюкаева, чтобы избежать участи «придворного аналитика», должен будет либо получить в свое распоряжение либо отраслевые, либо бюджетно-финансовые функции. А это уже действительно требует структурных решений.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.