Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
02.12.2016 | Александр Ивахник
Что означает назначение Максима Орешкина?
Через полмесяца после задержания Алексея Улюкаева по обвинению в вымогательстве взятки у «Роснефти» Владимир Путин назначил новым главой Министерства экономического развития 34-летнего замминистра финансов Максима Орешкина. Это стало полной неожиданностью для всех ожидавших решения этого кадрового вопроса.
Нельзя сказать, что Максим Орешкин – человек совсем неизвестный. На должности замглавы Минфина он достаточно активно публично высказывался по бюджетным, налоговым и общеэкономическим вопросам. Сам Минфин – безусловно, ключевое ведомство в структуре правительства. Но Орешкин был лишь одним из 9 заместителей министра, да и в своей должности проходил всего около полутора лет после двух лет руководства министерским департаментом долгосрочного стратегического планирования. До этого с 2002 по 2006 год он работал в Банке России на малозначительных должностях, а в 2006-2013 годах возглавлял аналитические службы в ряде крупных инвестиционных банков, включая «ВТБ Капитал».
Быстрый карьерный рост, видимо, свидетельствует о высоких профессиональных способностях молодого чиновника. Однако это не тот послужной список, который дает основания претендовать на пост главы Минэкономразвития. Безусловно, осознавая это, президент Путин во время процедурной беседы с назначаемым министром специально отметил: «Вы человек достаточно молодой, но молодым специалистом вас уже не назовешь. Вы человек грамотный и зрелый специалист, опытный. Я желаю вам удачи».
Конечно, институциональная роль Минэкономразвития в последние годы снижалась, а уж тем более его аппаратный вес резко упал сейчас, после ареста экс-министра Улюкаева. Тем не менее, лоббистские группы в правящей элите наверняка боролись за то, чтобы поставить во главе ведомства своего выдвиженца. 21 ноября президент Путин сообщил, что «как минимум три-четыре человека» кандидатов на эту должность есть. По данным газеты «Коммерсант», среди обсуждавшихся кандидатур были помощник президента, экс-глава МЭР Андрей Белоусов, первый зампред ЦБ Ксения Юдаева и первый замглавы аппарата правительства Максим Акимов. В последние дни среди возможных кандидатов назывался также губернатор Тюменской области Владимир Якушев.
Однако выбор президента пал на молодого замминистра финансов, который, насколько известно, не является представителем влиятельных кланов. В общем, этот выбор укладывается в новейший тренд кадровых решений Путина, когда на первые посты в администрации президента и в некоторых регионах (Севастополе, Калининградской области) назначаются профессионалы-технократы нового поколения. В то же время в случае с назначением Максима Орешкина проявился экономический консерватизм главы государства. Во главе ведомства, призванного разрабатывать экономические планы, поставлен человек, который, работая в Минфине, поддерживал жесткую бюджетную и денежную политику, резко возражал против увеличения бюджетного дефицита, то есть боролся за сохранение финансово-экономической стабильности.
Большинство экспертов достаточно высоко оценивают уровень квалификации и профессиональные качества нового главы МЭР. «Назначение руководителем Минэкономразвития Максима Орешкина – хорошее решение. Справится», – выразил свое мнение в Twitter экс-министр финансов Алексей Кудрин. Директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева в комментарии РБК отметила: «Несмотря на то, что он работал в Минфине, у него довольно глубокий и широкий взгляд на экономическое развитие, не только финансово-фискальный». Научный руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг сказал «Коммерсанту»: «Я думаю, в общем, знаю даже, что он человек очень целеустремленный, очень ответственный и очень самостоятельный».
Экономические взгляды Максима Орешкина явно не лежат в русле теоретиков госкапитализма. «Если взглянуть на последние десять лет, то можно точно сказать, что педаль газа не находится в части государственных расходов. Единственное, где может находиться педаль газа, – за пределами государства, в частной экономике», – утверждал он 1 ноября 2016 года на конференции рейтингового агентства S&P. В интервью еженедельнику «Коммерсант-Деньги» в начале 2016 года Орешкин заявлял о необходимости сокращения роли расширенного госсектора, проактивной политики на рынке труда, высвобождения занятости с неэффективных предприятий, оптимизации госаппарата. Он отстаивал точку зрения, что для повышения уровня экономического роста необходимо увеличение доли накопления, инвестиций за счет снижения доли текущего потребления. Однако, на его взгляд, важен источник этого структурного сдвига, важно, чтобы в первую очередь сокращалось наименее эффективное текущее потребление: госсектор, чиновники и госкомпании. Последние должны повысить эффективность своих инвестиций, с этого надо начинать. «Несправедливо, когда инфляционный налог платят самые бедные, а госкомпании как будто в другой реальности живут: тарифы растут, зарплаты повышаются», – говорил Орешкин.
Одним из непосредственных последствий назначения Максима Орешкина, судя по всему, станет значительное улучшение взаимодействия Минэкономразвития с Минфином. Последние годы были отмечены конфликтными отношениями этих двух частей финансово-экономического блока правительства. В этой связи в кабинете некоторое время даже обсуждался вопрос об объединении Минфина и МЭР. После назначения своего зама Орешкина главой МЭР министр финансов Антон Силуанов первым делом заявил, что объединения двух министерств не будет. В то же время он отметил: «Я думаю, что мы будем сейчас более быстро и просто находить совместные решения, которые пойдут на пользу экономике, организации работы правительства». 1 декабря, представляя коллективу МЭР нового министра, первый вице-премьер Игорь Шувалов исключил слияние Минэкономразвития с Минфином. По словам Шувалова, Минэкономразвития сохранит все свои функции и состав, более того, ведомству могут вернуть часть функций, утраченных в последние годы на фоне споров с Минфином и ЦБ.
Некоторые эксперты высказали мнение, что роль Максима Орешкина как главы МЭР может стать чисто технической: в отличие от Улюкаева, он будет послушным исполнителем указаний Минфина. Представляется всё же, что это упрощенный взгляд. Противоречия между Минфином и Минэкономразвития носят объективный характер, они заложены институционально, определяются принципиально различными функциями. А Орешкин, судя по отзывам, человек хотя и молодой, но амбициозный и самостоятельный в решениях. Но острых конфликтов между двумя частями финансово-экономического блока, вероятно, действительно станет меньше.
Другой вопрос: насколько Максиму Орешкину удастся не только вернуть доверие к макроэкономическим прогнозам МЭР (что само по себе важно), но и реанимировать роль своего министерства как органа по выработке структурных реформ в экономике и долгосрочных планов экономического развития. В условиях грозящей затянуться надолго в России стагнации объективно такая задача перед Минэкономразвития стоит. Более того, эту задачу – «подготовку ключевых мер, которые позволили бы снять структурные преграды для роста российской экономики» – Орешкин назвал в качестве главной на встрече с президентом России. Да и сам Владимир Путин должен быть заинтересован в том, чтобы в ходе предстоящей президентской избирательной кампании предъявить обществу внятный и убедительный план выхода из экономического тупика, в котором находится Россия.
Однако на пути выполнения новым руководителем МЭР этой важной задачи будут стоять трудно преодолимые препятствия, главное из которых – дефицит политического и аппаратного веса. Дефицит политического веса правительства в реальной структуре власти в стране и дефицит аппаратного веса самого Максима Орешкина в структуре правительства. Ну а первым экзаменом, который продемонстрирует амплитуду самостоятельности молодого главы Минэкономразвития и его потенциал, станет грядущая приватизация «Роснефти».
Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.