Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
15.12.2016 | Александр Ивахник
Италия после референдума: судьба нового правительства
Маттео Ренци исполнил обещание уйти в отставку, если результат референдума о резком уменьшении роли Сената в итальянской политической системе окажется для него неудачным. Но надежды евроскептиков из «Движения 5 звезд» и «Лиги Севера» на немедленное проведение парламентских выборов и прорыв к власти не сбылись. Новое правительство сформировал верный сторонник ушедшего премьера Паоло Джентилони, а сам Ренци рассчитывает вскоре вернуться на авансцену политики.
Самый молодой глава правительства в истории Италии Маттео Ренци отличался большими амбициями, технократическими установками и решимостью идти напролом. Возглавив левоцентристскую Демократическую партию в 2012 году и став премьер-министром в феврале 2014 года, он затеял коренную политическую реформу, нацеленную на устранение неэффективности системы государственного управления, преодоление крайней медлительности законодательного процесса и политической нестабильности, при которой правительства менялись едва ли не каждый год. В 2015 году кабинет провел изменение системы выборов в нижнюю палату парламента Италии – Палату депутатов. Вместо пропорциональной была введена мажоритарная двухтуровая система выборов, причем партия с наибольшим числом голосов должна была получить бонус, гарантирующий 54% мест в палате.
В этом году Ренци хотел довершить дело, добившись через референдум принципиального изменения роли верхней палаты – Сената: перехода к его формированию не через всеобщее голосование, а через делегирование регионами, резкого сокращения числа сенаторов, преобразования его законодательных функций в совещательные. Однако Ренци явно переоценил свои силы и сделал большую политическую ошибку, связав исход референдума с судьбой правительства. Поскольку же социально-экономические достижения кабинета были крайне сомнительны, то многие избиратели восприняли референдум как возможность выразить недоверие премьер-министру.
Сразу после появления результатов референдума лидеры правопопулистской «Лиги Севера» и левопопулистского «Движения 5 звезд» потребовали проведения досрочных парламентских выборов. Однако, когда 7 декабря, после принятия бюджета на 2017 год, Маттео Ренци подал заявление об отставке, президент Италии Серджо Маттарелла решил не распускать парламент и назначить нового премьера, который смог бы сформировать правительство. Было ясно, что это должен быть человек из Демократической партии, имеющей большинство в парламенте. В ходе трехдневных консультаций президента с политическими силами страны Ренци с присущей ему напористостью продвигал на место своего преемника министра иностранных дел Паоло Джентилони. Видимо, уходящий премьер исходил из двух соображений. Во-первых, Джентилони известен свой твердой лояльностью Ренци, он был одним из тех, кто активно поддерживал Ренци в 2012 году в борьбе за пост лидера Демократической партии. Во-вторых, в партии Джентилони уважают за профессионализм и незапятнанность, у него хорошие отношения с различными внутрипартийными группами, противоречия между которыми обострились в связи с референдумом.
Обладающий мягкими, сдержанными манерами Паоло Джентилони является выходцем из римской аристократической семьи и проживает в старинном фамильном особняке. Он обучался в одном из самых престижных классических лицеев, а затем изучал политические науки в Римском университете. В студенческие годы увлекся левой политикой, но к крайним никогда не примыкал. После университета Джентилони работал журналистом, в течение ряда лет редактировал экологический журнал, а затем пошел в партийную политику и в 2001 году был избран в Палату депутатов. В 2006-2008 годах занимал пост министра коммуникаций в левом правительстве Романо Проди. Казалось, его политическая карьера пошла под уклон, когда в 2012 году он участвовал в праймериз Демократической партии перед выборами мэра Рима и занял лишь третье место. Но в октябре 2014 года Маттео Ренци неожиданно предложил Джентилони пост министра иностранных дел вместо Федерики Могерини, которая стала главой дипломатии Евросоюза.
11 декабря президент Серджо Маттарелла поручил Паоло Джентилони сформировать новое правительство. В ответ Джентилони пообещал, что постарается собрать новый кабинет как можно скорее, и добавил, что будет придерживаться политики предыдущего правительства. И действительно – процесс формирования правительства был рекордно быстрым, особенно по итальянским меркам. Партии «Движение 5 звезд» и «Лига Севера» отказались от участия в консультациях по этому вопросу с новым премьером, настаивая, что его кабинет в свете результатов референдума не будет иметь легитимности. Лидер партии «Лига Севера» Маттео Сальвини заявил: «Мы не признаем законности Джентилони и его правительства. Нет надобности терять время на ненужные консультации. Единственный ответ, который мы хотим услышать, касается даты назначения выборов». Впрочем, такая позиция полностью соответствовала намерениям Паоло Джентилони, который ранее подтвердил, что «состав коалиции, поддерживавшей правительство Ренци, останется прежним».
Уже 12 декабря новое правительство Италии было сформировано. Его персональный состав оказался почти неизменным. Ключевые члены кабинета Ренци – министр экономики и финансов Пьер Карло Падоан, министр экономического развития Карло Календа, глава министерства обороны Роберта Пинотти, министр юстиции Андреа Орландо и министр транспорта и инфраструктуры Гразо Дельрио – сохранили свои посты. Единственная заметная перестановка – министром иностранных дел вместо самого Джентилони был назначен бывший министр внутренних дел Анджелино Альфано. Альфано был соратником Сильвио Берлускони, но в 2013 году создал свою партию «Новые правоцентристские силы», поддержка которой необходима Демократической партии для сохранения большинства в Сенате.
13 декабря правительство Паоло Джентилони заручилось вотумом доверия Палаты депутатов: «за» проголосовали 368 депутатов, «против» – 105. «Лига Севера» и «Движение 5 звезд» воздержались при голосовании, но в ходе дебатов обвиняли Джентилони в том, что его новый кабинет является «фотокопией» прежнего, а сам он – марионетка Ренци. 14 декабря правительство получило вотум доверия в сенате. 169 сенаторов против 99 поддержали новый кабинет.
Первоочередные приоритеты правительства Паоло Джентилони более-менее очевидны. Оно должно будет немедленно заняться поразившим Италию кризисом банковского сектора и особенно ситуацией с находящимся на грани банкротства одним из старейших в мире банков Monte dei Paschi di Siena. Премьер-министр уже заявил, что государство готово придти на помощь этому банку, который необходимо рекапитализировать до конца года. Вторая срочная задача – выработка нового закона о выборах Палаты депутатов, поскольку с провалом референдума процедуры избрания двух палат сейчас разительно отличаются, что ставит под сомнение возможность формирования устойчивого правительства после новых парламентских выборов. Очевидно, при выборах нижней палаты придется вернуться к пропорциональной избирательной системе. Кроме того, Джентилони заявил, что правительство уделит большое внимание стимулированию экономического роста на Юге Италии и восстановлению территорий, пострадавших от недавних землетрясений в центральной части страны.
Проводившийся Ренци курс на укрепление единства Евросоюза не изменится: как и его предшественник, Джентилони является убежденным европеистом. Да и общественное мнение в Италии не является антиевропейским. Судя по опросам, более 80% итальянцев считают евроинтеграцию необходимой и неизбежной. Выход Италии из зоны евро поддерживают лишь 15% опрошенных. В то же время, Джентилони продолжит усилия Ренци, который настаивал на более гибких фискальных правилах внутри еврозоны и на более активной помощи со стороны ЕС по приему мигрантов, прибывающих в Италию по морю из Северной Африки и Ближнего Востока. По словам Джентилони, неприемлемо, что Евросоюз проявляет «излишнюю суровость по некоторым аспектам политики жесткой экономии и излишнюю терпимость со странами, которые не демонстрируют общей ответственности по вопросам иммиграции». Впрочем, новый премьер будет избегать чрезмерной резкости при постановке этих вопросов: в марте ему предстоит принимать юбилейный саммит ЕС, посвященный 60-летию Римского договора.
Что касается отношений с Россией, то Джентилони, находясь во главе итальянского МИД, подчеркивал необходимость и важность поддержания активного диалога с Москвой. Как и Ренци, он не скрывал отрицательного отношения к сохранению антироссийских санкций, от которых существенно пострадали итальянские компании. Вместе с тем, Джентилони не обладает той решительностью и уверенностью в себе, которой обладал предыдущий премьер. И в ситуации резкой конфронтации с Москвой, в которой сейчас находятся Берлин и Париж, его сдерживающее влияние, вероятно, будет менее заметным, чем влияние Ренци.
Однако прогнозы относительно будущего курса нового правительства Италии, возможно, не слишком значимы. Большинством итальянских наблюдателей Джентилони рассматривается как промежуточный премьер, причем на короткий срок. Ему отводится роль «местоблюстителя» для Ренци, призванного успокоить политическую бурю, поднявшуюся в Италии в связи с референдумом, и подготовить оптимальные условия для участия Демократической партии во главе с бывшим премьером в новых парламентских выборах. Маттео Ренци остается лидером партии и ее харизматичным лицом. Джентилони как политический деятель выглядит слишком сдержанным и неярким, чтобы вести левоцентристов к победе на выборах. Сами выборы в Палату депутатов должны состояться не позднее февраля 2018 года, но, судя по всему, пройдут досрочно. Ренци уже назвал в качестве вероятной даты июнь 2017 года.
В таком случае уже в скором будущем в Италии, как и в ряде других стран Евросоюза (Голландии, Франции, Германии) предстоит принципиальная электоральная битва на общенациональном уровне между традиционными мейнстримными партиями и набравшими силу новыми популистами. В итальянских реалиях главными действующими лицами этой битвы станут левоцентристы из Демократической партии и левые популисты из «Движения 5 звезд». Сейчас их электоральная поддержка среди итальянцев практически одинакова. Сумеет ли Паоло Джентилони до выборов приглушить недовольство граждан политикой последних лет, а Маттео Ренци – найти новые привлекательные и убедительные лозунги в ходе предвыборной кампании? Ответ на этот вопрос отнюдь не очевиден.
Александр Ивахник - руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.