Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

27.12.2016 | Ида Саркисян

Иран за полгода до президентских выборов: консерваторы в поисках кандидата

ИранДо президентских выборов в Иране осталось менее шести месяцев – последняя возможность для конкурентов Хасана Роухани вступить в предвыборную борьбу за пост президента двенадцатого правительства.

Действующий президент Роухани еще в сентябре заявил о выдвижении своей кандидатуры на предстоящих выборах 17-го мая 2017 года. Реформистское крыло иранского политического истеблишмента выразило свою поддержку президенту на предстоящих выборах. Реформисты готовы выдвинуть еще кандидатуры, цель которых будет больше не конкурировать с Роухани, а разбросать голоса избирателей.

Консерваторы полны решимости составить конкуренцию «шейху дипломатии», как называют Хасана Роухани за его прагматичность в политике. Конкурировать с президентом будут бывшие и действующие консервативные политики.

После президентских выборов 2005 года, на которых победу одержал неоконсерватор Махмуд Ахмадинежад, среди консерваторов существует проблема консолидации. За все прошедшие с тех выборов годы консерваторы стремятся к единству внутри своего лагеря, однако пока добиться объединения усилий у правых не получается. Отчасти, именно этот фактор сыграл важную роль в победе Роухани на выборах в июне 2013 года, когда свои кандидатуры сняли бывший президент ИРИ и лидер реформистского движения Мохаммад Хатами и его вице-президент Мохаммад-Реза Ареф, призывая своих сторонников отдать голос за оставшегося реформистского кандидата Роухани.

В связи с активной деятельностью бывшего президента Махмуда Ахмадинежада за последние два года среди экспертного сообщества в Иране и за его пределами бытовало мнение о том, что Ахмадинежад попытается вернуться на пост главы исполнительной власти в 2017 году. Однако на этой версии поставил точку Верховный лидер ИРИ Али Хаменеи, назвав выдвижение кандидатуры Ахмадинежада нецелесообразным. Сам Ахмадинежад вслед выступил с заявлением о том, что не собирается участвовать в предвыборной гонке и предсказал скучные и нечестные выборы. Однако, консерваторы продолжили отстаивать его идеи.

Консервативные партии «Исламская коалиция», «Фронт стабильности», «Фронт последователей линии Имама и рахбара», «Общество ветеранов», «Фронт сопротивления», «Ассоциация борющегося духовенства», «Искатели пути исламской революции» и некоторые сторонники и бывшие члены десятого правительства Ахмадинежада создали коалицию, под названием фронт «Единство» (جبهه یکتا - yeqta).

На предстоящих выборах консерваторы, как традиционные, так и неоконсерваторы, все еще не смогли прийти к соглашению вокруг одного единого кандидата. Партия «Исламская коалиция» предлагает выдвинуть кандидатуру Мустафы Мир Салима, «Фронт последователей линии Имама и рахбара» предлагает Мохаммада Резу Бахонара, а «Фронт стабильности Исламской революции» поддерживает кандидатуру Мехрдада Базрпаша. Неоконсерваторы готовы поддержать Алирезу Закани и Ильяса Надерана. Саид Джалили, Мохаммад Багер Калибаф, Ростам Касеми выразили желания выдвинуть свои кандидатуры на предстоящих выборах.

Во время прошедших в феврале парламентских выборов в ИРИ фронт «Единство» предпринимал усилия, чтобы привлечь к себе и другие консервативные партии, и представил свой избирательный список. Однако процесс регистрации был настолько долог, а число кандидатов настолько велико, что члены фронта так ничего и не добились, несмотря на попытки создать препятствия для реформистов. В частности, консервативным Советом стражей конституции были отсеяны реформистские кандидаты в большинстве избирательных округов, уменьшая процентное соотношение. Тем не менее, консерваторы потеряли большинство в Меджлисе, уступая реформистам, независимым и умеренным депутатам.

По словам одного из членов фронта «Единство», генерального секретаря Ассоциации иранских академиков Сейеда Мохаммада Хоссейни, члены коалиции основываются на своем опыте, который они накопили в период службу при разных президентах, и в сотрудничестве с другими партиями и фракциями, стремятся реализовать все ожидания народа.

Иранские информагентства предсказывают, что на предстоящих выборах Хасану Роухани придется столкнуться с различными фундаменталистскими группировками. Консерваторы, после печального опыта провала на президентских выборах 2013 года и парламентских выборах 2016 года, будут пытаться всеми возможными способами проложить себе путь к победе. Однако, иранские эксперты полагают, что именно раздор внутри консерваторов является их главной проблемой. В частности, входе парламентских выборов в феврале, наибольший ущерб репутации спикера Меджлиса Али Лариджани нанесли не реформисты, а консерваторы, чьим представителем он является. На президентских выборах 2013 года оппозицию консервативному кандидату Саиду Джалили тоже составили не столь реформисты, сколько консерваторы.

Консерваторы должны выступать против программы действующего президента и представить свое видение будущего Исламской Республики, однако, вместе с этим мы станем свидетелями внутренних разборок среди консерваторов. Большинство аналитиков утверждают, что консерваторов объединяет лишь убежденность, что одержать победу над Роухани будет нелегко. И сложность состоит не только в том, что он является действующим президентом ИРИ, но и в том, что ему удалось собрать вокруг себя многих политических деятелей, чьи мнения играют ключевую роль в формировании политического дискурса и исходящего из него общественного мнения.

Связь с Роухани или поддержка его курса стали важным фактором и на выборах В Меджлис. Так, во время парламентских выборов от избирательного округа Тегеран в Меджлис прошел целый ряд неизвестных ранее депутатов, чья риторика была схожа с риторикой президента, и которые критиковали противников Роухани. Сам шейх дипломатии стремится создать настолько широкий политический дискурс, чтобы вовлечь в него как реформистов, так и консерваторов. Иранские аналитики не верят, что консерваторам удастся представить более широкую политическую платформу.

Тем не менее, существуют и минусы четырехлетнего президентства Роухани. Во время своей предвыборной кампании в 2013 году, команда Роухани охватила слишком широкий спектр задач – политических, экономических, социальных, культурных, экологических, однако, не все из них удалось выполнить. Большая часть усилий и времени были потрачены на выполнение главного обещания – отмену экономических санкций. 16-го января 2016 года обещание было выполнено. Международная блокада Исламской Республики закончилась. Но не окончательно. США не только не отменили все санкции в отношении ИРИ, но и продлили их до 2026 года, а новоизбранный президент Дональд Трамп, известный своей антииранской позицией, намеревается отменить «позорное для США» ядерное соглашение. В случае срыва Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) главное достижение правительства Роухани сведется к нулю, нанеся удар по репутации президента накануне выборов.

Остались невыполненными еще некоторые обещания, как искоренение коррупции, борьба с дискриминацией, спасение озера Урмия от исчезновения, которое имеет жизненно-важное значение для экологической среды северо-западной части Ирана и т.д. Все эти вопросы вновь охвачены в предвыборной программе президента.

Региональная и международная обстановка стали дополнительными препятствиями на пути реализации всех предвыборных обещаний. Экономические санкции, падение цен на нефть после их отмены, война в Сирии, Ираке и Йемене, на что уходят большие средства, являлись главными проблемами иранского руководства за последние годы. Примет ли народ этот факт с пониманием или нет, покажут выборы.

Ида Саркисян – эксперт-иранист

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net