Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

17.01.2017 | Валерий Выжутович

Цензура снизу

МанежВ Госдуме готовится к рассмотрению законопроект, направленный на защиту произведений литературы и искусства от вандализма. Его внесла группа депутатов во главе с председателем Комитета по культуре Станиславом Говорухиным. Кодекс об административных правонарушениях они предлагают дополнить двумя статьями - «Публичное осквернение публично демонстрируемых произведений» и «Воспрепятствование публичной демонстрации произведений».

За «воспрепятствование» предлагается наказывать штрафом в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей либо обязательными работами на срок до 120 часов. Повторное совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере от 50 тысяч рублей до 100 тысяч рублей или обязательные работы на срок до 200 часов.. По словам депутатов, ввести административную (сначала настаивали и на уголовной) ответственность за вандальное обращение с произведениями искусства вынуждают действия различных активистов.

В качестве примеров агрессивной цензуры авторы законопроекта назвали погром выставки Вадима Сидура в Манеже и скандальное происшествие на выставке работ американского фотографа Джока Стёрджеса. «Для меня облить мочой фотографии и броситься с ножом на Джоконду - преступления одного порядка, только разной степени тяжести. И вандалы боятся только одного - строгого наказания», - сказал Станислав Говорухин.

Это стало привычным делом: некие группы людей варварским способом «наводят порядок» в музеях, театрах, выставочных залах - и остаются безнаказанными. По крайней мере так было до сих пор. И вот на заседании Совета по культуре и искусству Владимир Путин заявил, что «любые хулиганские выходки, попытки сорвать спектакль, выставку абсолютно недопустимы и должны пресекаться по всей строгости закона». Но и в самой творческой среде, добавил президент, «должна быть определена грань между циничным, оскорбительным эпатажем и творческой акцией». О недопустимости цензуры в искусстве Путин сказал и в своем послании Федеральному Собранию: «Никто не может запретить свободно мыслить и открыто высказывать свою позицию… При этом, конечно, считаю неприемлемой и встречную агрессивную реакцию, тем более если она выливается в вандализм и нарушение закона. На подобные факты государство будет реагировать очень жестко».

Социологи фонда «Общественное мнение» (ФОМ) отмечают между тем ослабление массового интереса к культуре. За последние два года число тех, кто лично интересуется культурными событиями, сократилось с 75 процентов до 58. А по данным ВЦИОМ, каждый пятый россиянин никогда не был в театре, каждый второй был там «когда-то», но практически никогда театр не посещает. Половина российских граждан не ходит в кино, а 13 процентов вообще никогда не были в кинотеатре. Более 40 процентов населения ничего не слышали о «Ночи в музее», треть слышали, но не собираются посещать, 27 процентов респондентов признались, что ни разу не были в музее. При этом 46 процентов граждан, опрошенных социологами ФОМ, считают допустимым запрет театральных постановок, кинофильмов, выставок или книг. По сравнению с апрелем 2015 года число людей, считающих недопустимым контроль государства над сферой искусства, сократилось: тогда против цензуры выступали 56 процентов граждан, теперь - 47. На взгляд опрошенных, поводом для запрета тех или иных произведений для людей старше 18 лет может быть обращение к теме однополых отношений (70 процентов), использование нецензурной лексики (70), наличие сцен насилия и убийства (66), критика или ирония в адрес церкви (47), постельные сцены (46). По мнению 20 процентов участников исследования, художественные произведения сейчас подвергаются цензуре больше, чем в советские годы. Более 60 процентов респондентов считают, что давление государства на деятелей культуры уменьшилось, а 8 процентов полагают, что цензура осталась на прежнем уровне.

Попытки поставить искусство в какие-то рамки предпринимались в России во все времена. Варварство и вандализм в отношении «неправильных» произведений тоже случались, достаточно вспомнить свирепо разогнанную «бульдозерную» выставку московских авангардистов в Битцевском парке 15 сентября 1974 года. Тогда в роли «бульдозера» выступало государство. Само. Как единственно полномочный цензор. Помыслить было невозможно, что оно позволит уличным ценителям прекрасного, вооруженным землеройной техникой, на свой вкус решать, какое искусство «советское», а какое «антисоветское», какое «нравственное», а какое «безнравственное», и даже самой отважной фантазии не хватило бы вообразить, что некая «общественность» сочтет себя вправе самостийно расправляться с художественной «ересью», - все это было бы дерзким покушением на государственную монополию в цензуре.

В современной России свобода творчества гарантируется Конституцией. Никаких официальных запретов в сфере искусства власть не практикует. «Я не ощущаю цензуру сверху, - говорит режиссер Павел Лунгин. - Я странным образом ощущаю, что цензура как будто делегирована вниз. И есть определенные группы, которые называют себя активистами. Эти люди выражают некое мнение. И это мнение в принципе подавляет художника. Мне кажется, что эта цензура снизу очень опасна, потому что агрессивна. Человек имеет право не любить, не ходить, не смотреть, быть против, но при этом не имеет права запрещать и разрушать». Четкую грань между художественной провокацией и провокацией, скажем, религиозной провести подчас очень непросто. Ее проводят воспитание, вкус, чувство меры, а они у всех разные. В том числе и у тех, чьи чувства то и дело чем-нибудь «оскорбляются».

Законопроект, внесенный группой депутатов во главе со Станиславом Говорухиным, - это попытка защитить искусство и тех, кто его создает, от цензуры снизу.

Валерий Выжутович – политический обозреватель, публицист

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net