Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
20.01.2017 | Игорь Бунин
Франция: феномен Макрона
Осталось менее 100 дней до первого тура президентских выборов. Основные кандидаты уже известны, осталось выяснить кандидатуру победителя праймериз Соцпартии и понять, будет ли выдвигаться в четвертый раз Байру, вечный кандидат центристов.
После ряда неудачных прогнозов, особенно после провала Жюппе и победы Фийона, социологические службы стали намного осторожнее в своих оценках. Например, CEVIPOF отказался публиковать результаты опроса по праймериз ФСП. Они заявляют, что результаты опросов есть лишь социологическая констатация в данный момент времени и лишь один из факторов прогнозирования. В настоящее время из 18 тыс. избирателей, опрошенных CEVIPOF, лишь 12 тыс. уверенны, что они придут на выборы и из них 10% не сделали еще окончательного выбора. Иначе говоря, существует очень высокая степень неопределенности. В 2012 году половина избирателей с января по май поменяли свой выбор, а 25% вообще приняли решение в последние дни кампании. Тем не менее результаты опросов показательны с точки зрения главный трендов кампании.
После своей неожиданной победы на праймериз РП ситуация Фийона усложнилась: у него сложности с созданием новой команды, конфликты с людьми Саркози, неясности в идеологическом оформлении своей программы (по таким проблемам, как реформа социального обеспечения или сокращения численности государственных служащих). И опрос CEVIPOF точно отразил эту ситуацию, в декабре после победы на праймериз Фийон получал 26-29% голосов (в зависимости от имени кандидата соцпартии и участия Байру), а шесть недель спустя - всего 23-25%. В декабре он опережал мадам Ле Пен во всех сценариях, сейчас, напротив, она его опережает. Его готовы поддержать 71% избирателей РП, то есть на 7% меньше, чем в декабре. А среди центристских избирателей он потерял даже 10 пунктов. Напротив, Марин Ле Пен консолидировала свои позиции: с результатом 25-26% она выходит вперед в первом туре и её электорат один из самых консолидированных. В 2012 году это время за неё собирались голосовать 19-20%, то есть получает дополнительно 5-6%.
Что касается ФСП, то она в крайне сложном положении: Бенуа Амона, бывший министр образования, и Арно Монтебур, представители её левого крыла, на данный момент могут рассчитывать лишь на 7% голосов, а бывший премьер-министр Манюэль Вальс - на 9-10% (на 2% меньше, чем в декабре). Шесть недель назад его поддерживали половина избирателей соцпартии, а сейчас лишь 41%. Кем бы он ни был, кандидат ФСП может рассчитывать на малопонятное пятое место в первом туре.
Что касается бывшего министра экономики Макрона, то в последнее время его кампания является самой динамичной, как свидетельствуют проводимые им митинги, намного опережающие по массовости митинги кандидатов соцпартии, и приток к нему новых сторонников, в том числе и «нотаблей» соцпартии. Сейчас опрос СЕVIPOF дает ему от 17 до 19% и он даже переходит 20%, если Монтебур или Амон будут победителями праймериз (то есть за шесть недель его результат вырос на 3-4 пункта).
И это продвижение Макрона обрушило рейтинг Байру, за которого весной 2016 были готовы голосовать 12-13% избирателей, сейчас - всего 5%. В настоящее время Байру колеблется в выборе своей избирательной стратегии, ибо 44% избирателей центристской партии MoDem собираются голосовать за Макрона.
Наконец, Меланшон, кандидат «радикальной левой», собирает 14-15% голосов и занимает почетное четвертое место и впервые с 1969 года кандидат крайне левого течения значительно (на 5-7 пунктов) опережает официального кандидата соцпартии (тогда коммунист Дюкло намного опередил социалиста Деффера).
Говоря о возможном исходе праймериз Соцпартии, следует отметить, что на данный момент преимущество, по опросам, у Мануэля Вальса. Во-первых, он рассматривается избирателями как единственный из трех кандидатов, готовый быть президентом. Если бы левый избиратель надеялся бы на то, что на праймериз он будет, возможно, выбирать будущего президента, то он проголосует прежде всего за Вальса. Во-вторых, у экс-премьера наиболее широкая поддержка среди нотаблей Соцпартии – он опережает и Монтебура, и Амона (имеющих поддержку, примерно, по 25 нотаблей каждый) в несколько раз.
Однако вместе с тем, и Монтебур, и Амон значительно опережают Вальса с точки зрения симпатии со стороны левых избирателей.
По январским опросам, Вальс побеждает в первом туре, однако во втором проигрывает точно Монтебуру и, возможно, Амону. Однако и Монтебур, и Амон в президентской гонке, по опросам, набирают лишь, примерно, 5%, и, следовательно, социально-либеральная часть электората Соцпартии начнёт переориентироваться на Макрона. Более того, поскольку последние шансы у Соцпартии рассчитывать на сколько-нибудь значимый результат на президентских выборах исчезнут, то в этом случае значительная часть социалистических политических деятелей переориентируются на Макрона и будут просить его включить их в свои списки на парламентских выборах. Этот процесс уже начался – к примеру, в Лионе вообще не осталось социалистов, все стали «прогрессистами», сторонниками Макрона (но мэр Лиона – его соратник). Все это чревато расколом Соцпартии, её маргинализацией, а, возможно, полным исчезновением с политической арены.
Подобный тренд – в интересах Макрона, но с одной оговоркой. В том случае, если Франция почувствует, что Макрон фактически воспроизводит Соцпартию, то она будет голосовать против. Соцпартия воспринимается как морально изношенная политическая сила.
Но если экс-министр сумеет доказать, что он создал принципиально новую партию с новыми людьми и идеями, то он сможет попасть в запрос на обновление политического класса, который очень силен сейчас во Франции. В этом случае у него появляюсь шансы на то, чтобы выйти во второй тур, в котором он без проблем выигрывает и у Фийон, и у Марин Ле Пен. В этом случае Макрон консолидирует вокруг себя весь центристский электорат – как левоцентристов, так и правоцентристов. В том числе – частично сторонников лидера «Национального Фронта» из числа ремесленников и торговцев, уделяющих большое внимание экономической программе, с чем у мадам Ле Пен, как известно, большие проблемы.
Но для того, чтобы такой сценарий реализовался, повторимся, ему сначала необходимо стать доминирующим кандидатом для левого фланга, с одной стороны, дистанцировавшись от Соцпартии, а с другой – получив поддержку нотаблей и социалистических избирателей.
Игорь Бунин – президент Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.