Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
07.02.2017 | Николай Пахомов
Разведка боем
Без труда можно составить энциклопедию причин, почему Дональд Трамп не может быть президентом США. За первые две недели нахождения у власти он подбросил критикам ещё материала, чтобы порассуждать на эту тему. Однако не будем торопиться пополнять означенную энциклопедию – во-первых, кто бы что ни говорил, Трамп всё равно президент. Во-вторых, за каждой якобы «ошибкой» нового президента может скрываться эффективный ход по упрочнению собственной власти.
После инаугурации почти каждый шаг нового президента сопровождался хором критиков, среди которых доминирует большинство основных американских СМИ. Для удобства анализа сосредоточимся на одном, наиболее скандальном указе президента – о приостановке американской программы приёма беженцев, полном запрете приёма беженцев из Сирии и временном моратории на въезд из семи мусульманских стран Ближнего Востока и Африки (Ирана, Ирака, Йемена, Ливии, Сомали, Сирии, Судана).
На первый взгляд, даже при не самом критическом отношении к Трампу в подготовке, содержании и реализации указа можно найти много недоработок. В частности, о наличии этих проблем говорят многие видные республиканские политики и эксперты. По большому счёту критика ведётся в двух направлениях: с одной стороны, у указа хватает идеологически-пропагандистских издержек, с другой стороны, очевидны проблемы его реализации и превращения в полноценную политику администрации.
По первому направлению речь идёт о том, что указ пошёл против нескольких идей Конституции США, ставших важнейшими основами идеологии американского государства. Прежде всего это идеи открытости страны, терпимости, демократичности бюрократических процедур. Бесспорно, что практика американской внутренней и внешней политики неоднократно и до этого ставила данные идеи под сомнение, но на этот раз контраст получился уж слишком ярким. («Масла в огонь» подлили и американские СМИ, находящиеся с Трампом в состоянии затяжной войны.)
С точки зрения разработки и осуществления государственной политики, работы бюрократического аппарата, критика, конечно, не столь громкая, но она в политико-публичном пространстве США тоже присутствует. В частности речь идёт о том, что к подготовке указа не были привлечены компетентные ведомства, не был продуман механизм исполнения распоряжения, что сразу вызвало осложнения на других политических направлениях. Например, для борьбы с «Исламским государством» США осуществляют подготовку иракских пилотов, однако въезд этим пилотам в страну оказался закрыт, так как Ирак вошёл в число стран, вошедших в указ.
По большому счёту с критикой в адрес администрации Трампа по обоим этим направлениям можно согласиться. Однако возникает вопрос: а в чём был подлинный смысл данного и целого ряда других указов нового президента? Может, эта критика и «короткие замыкания» разных частей бюрократического аппарата и политической системы были если не главной, то одной из целей указа?
Конечно, трудно спорить, что своими первыми указами, скажем, о строительстве стены на границе с Мексикой или запрете въезда из ряда стран, Трамп исполняет чаяния своих избирателей. Однако можно предположить, что президент и его ближайшие соратники скандальными указами решают и другую задачу, фактически проводят «разведку боем» - проверяют, что и как президент может сделать, особенно без поддержки Конгресса или даже вопреки республиканским политикам.
Наблюдатели за карьерой Трампа-бизнесмена знают, что миллиардер неоднократно шёл не резкие меры и рискованные шаги. На протяжении предвыборной кампании и сам Трамп, и его советники давали понять, что хорошо заранее вызывать у оппонентов опасения своей непредсказуемостью, готовностью пойти на всё, в этом случае расширяется пространство для манёвра, да и есть шансы, что оппоненты сдадутся без боя. Так что не будем спешить рассуждать об ошибках первых указов Трампа, очень может быть, что новый президент полностью достиг целей, которых он собирался этими указами достичь.
Николай Пахомов – президент Нью-Йоркского консалтингового бюро
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.