Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
14.02.2017 | Николай Пахомов
Российско-американские отношения: что сделает Трамп?
За пару недель нахождения на посту президента Дональд Трамп успел проявить себя деятелем энергичным и решительным. Конечно, уверенно прогнозировать, как будут развиваться российско-американские отношения при Трампе, тем более говорить о каких-то конкретных шагах, преждевременно. Однако за последние недели на фоне активности нового президента США стало возможным уверенно выделить факторы, которые будут влиять на принятие Трампом тех или иных решений в сфере российско-американских отношений.
Рискнем заметить, что будущее отношений между двумя странами определяется той же динамикой, которая определяет всю краткую, но столь успешную политическую карьеру Дональда Трампа: миллиардер преодолевает сопротивление истеблишмента. При этом исключительно важно понимать нюанс, иногда недооцениваемый даже специалистами: сорок пятый президент США подходит к вопросам, как правило, сугубо прагматично. С этой точки зрения улучшения отношений с Россией он может искать для решения каких-то конкретных вопросов, скорее всего, имеющих проекцию в американскую внутреннюю политику. То есть, не стоит искать каких-то идеалистически-эмоциональных причин для улучшения двусторонних отношений, вроде эфемерных симпатий Трампа к российскому президенту или российской политике.
Если судить по его заявлениям и некоторым, пока немногочисленным шагам его подход к отношениям с Россией будет сугубо прагматичным по схеме «ревизия существующего положения, определение того, где и как сотрудничество с Россией может оказаться полезным для национальных интересов США или – ещё проще – достижения целей Трампа, переговорный процесс для такого сотрудничества, реализация достигнутых договорённостей». Не надо быть большим специалистом по международным отношениям чтобы заметить, что на любом из этих этапов может случиться авария, которая прекратит весь процесс. Это понимание надёжно предохраняет от оптимизма по поводу судьбы российско-американских отношений при администрации Трампа. Хотя, с другой стороны, открытость Трампа к договорённостям – фактор позитивный. Спорить с этим бессмысленно…
Ещё больше затрудняет достижение возможных договорённостей консолидированная антироссийская позиция американского истеблишмента. Не будем сосредотачиваться на мнении тех представителей элиты, которые с таким взглядом не согласны. Они есть, их не так мало, включая бизнесменов. Но они погоды не делают. Ещё Алексис де Токвиль с присущей ему проницательностью заметил, что если в Америке достигнута консенсусная позиция и общество определилось, как думать «правильно», поменять эту позиции очень сложно, а инструменты для успокоения диссидентов весьма эффективны. Оценивая перспективы российско-американских отношений в кратко- и среднесрочной перспективе по большому счёту не важно и не нужно разбираться в причинах антироссийской позиции американской элиты, достаточно главного – предельно ясно себе представлять, что она существует и едва ли измениться в ближайшее время.
Как раз здесь в оценку перспектив российско-американских отношений вторгается Дональд Трамп с его непредсказуемостью. Как он поступит? Посчитает ли улучшение отношений с Россией достойной причиной для очередного конфликта с истеблишментом, включая политическую элиту и, в особенности, однопартийцев? А если и посчитает, сумеет ли предпринять шаги для улучшения отношений?
Велико искушение ответить на оба вопроса отрицательно. Даже если предположить, что Трамп захочет улучшить отношения с Россией, ему крайне сложно будет преодолеть сопротивление истэблишмента. Однако за последние год-полтора неоднократно можно было убедиться в том, что Дональда Трампа не следует недооценивать. За ним стоит консолидированный электорат Республиканской партии, в поддержке которого заинтересованы политики-республиканцы. Да и сам президент может многое предложить однопартийцам в ответ на некоторую свободу рук в российско-американских отношениях. Ближайшие пару месяцев покажут, какой из сценариев имеет больше шансов реализоваться.
Николай Пахомов – президент Нью-Йоркского консалтингового бюро
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.