Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

01.03.2017 | Олег Громов

Деньги ваши, земли наши: очередная попытка компромисса по Курильским островам

Южно-Курильские острова26 февраля авторитетная газета «Японские экономические новости» («Нихон кэйдзай симбун») со ссылкой на источники в правительстве страны восходящего солнца сообщила о том, что Токио завершил работу по подготовке плана совместного экономического освоения российских Курил. Серьезно о таком формате урегулирования многолетнего территориального спора заговорили по итогам визита президента Владимира Путина. Почему этот план так нужен именно сейчас и в чем он состоит – попробуем разобраться.

Об историко-политическом аспекте спора России и Японии вокруг принадлежности четырех Курильских островов – Кунашира, Шикотана, Итурупа и Хабомаи – было сказано уже много. Здесь хотелось бы остановиться на практическом аспекте – чем ценны эти острова, какие попытки их освоить были предприняты и что нового привносят договоренности Путина и Абэ в решение этой проблемы.

Острова имеют большой ресурсный потенциал. Во-первых, здесь есть значительные месторождения нефти и газа. Во-вторых, острова окружает акватория, являющаяся одной из наиболее продуктивных в Мировом океане. Помимо различных видов рыб, прибрежный подводный мир богат крабами, моллюсками, кальмарами, ракообразными, трепангами, морскими огурцами, морскими ежами и морской капустой. Это имеет еще большее экономическое значение из-за близости к ёмким рынкам сбыта – традиционно ориентированным на потребление морепродуктов Японии, Корее и Китаю.

Но сейчас все это – лишь в потенциале. Реально Курилы дают только 1% производства рыбной продукции в масштабе России, тогда как даже Сахалинская область – 13%. И это не удивительно – не все острова Курильской гряды вообще обитаемы. На тех, где живут люди, население составляет лишь немногим менее 20 тысяч человек (примерно такая же заселенность была и при японской юрисдикции над островами до Великой Отечественной войны). Существуют большие проблемы с инфраструктурой – острова нуждаются в большем производстве электроэнергии, лучших дорогах, вертолетных площадках, судах.

Москва официально признает эти проблемы и даже предпринимает попытки их решить. В настоящее время продолжается уже третья федеральная целевая программа по развитию Курил (с 2016 по 2025 год). Первая продолжалась с 1994 по 2005 год. Потом был небольшой перерыв, вызванный бюрократическими проволочками. Вторая ФЦП стартовала в 2007 году и завершилась (формально) в 2015 году. Примечательно, что в рамках второй ФЦП предполагалось выделить 34 млрд рублей, а третьей – 70 млрд! Некоторые эксперты отмечают, что-де это слишком мало, даже по сравнению с программой развития Крыма и Севастополя до 2020 года, которая подразумевает во много раз больше вливаний. Однако на островах живет примерно в 115 раз меньше людей, чем в том же Крыму, и заселенная территория здесь значительно меньше.

Более того, по второй ФЦП только 10% (!) от выделенных средств были освоены. То есть лишь 3,4 из 34 млрд. рублей! Это многое говорит об уровне планирования местных властей и курирующих их федеральных чиновников, а также об умении распорядится большими финансировали средствами, в которых вроде бы так остро нуждается регион. Самое курьёзное, что деньги-то есть и проблемные вопросы, которые требуют финансовых вливаний, тоже есть, но финансовые средства почему-то не доходят до реализации конкретных проектов. В истинных причинах этого еще предстоит разобраться контролирующим и правоохранительным органам.

Самым большим проектом в рамках второй ФЦП было строительство международного аэропорта на Итурупе. Официально он заработал в 2014 году, что позволило снизить зависимость от водного транспорта. Кроме того, планировалось построить несколько десятков (!) рыбных заводов. По большей части все это пока – только на уровне планов и проектов. А еще говорилось о двух асфальтовых заводах на Кунашире, вертолетных площадках и т.п. Но с этим так же – пока только на бумаге.

То есть у России есть деньги на Курилы и есть сами Курилы. Но мы не можем всем этим эффективно воспользоваться. Результат – как у Нестора Летописца – «придите, варяги, поскольку земля наша широка и богата, а порядку в ней нет». То есть мы приглашаем иностранных инвесторов, чтобы развивать российский регион, хотя сами имеем средства для его развития. Звучит комично, но это факт. Международная проблема, таким образом, имеет очень важный управленческий и внутриполитический аспект. В России слабая система бюджетного контроля над выделяемыми средствами для регионов и не менее слабое планирование расходов.

Другое дело, что в нашей слабости – наша сила (в данном случае). Речь о том, что здесь мы имеем возможность приблизиться к решению многолетнего территориального спора с Японией, используя принцип «деньги ваши, земли наши». И менеджмент, как видится, должен быть тоже японский, потому как привносить инвестиции в коррупционную среду нет смысла – также «растворятся», как и десятки миллиардов рублей федерального центра, запланированных и потраченных на развитие Курил с 2007 года.

Вместе с тем, существует пока не решенная проблема – японцы не хотят регистрироваться в России (на Курилах) как иностранные структуры, поскольку это автоматически означает признание российской юрисдикции над островами, что для Токио неприемлемо.

Однако при сохранении этого проблемного момента стороны уже начали готовить площадку и дорожную карту взаимодействия. Так, российское правительство убрало Курилы из программы распределения гражданам России «дальневосточных гектаров», то есть «зарезервировало» земли для совместного экономического освоения. Японцы же создали специальную комиссию по хозяйственному освоению Курил. Впервые она заседала 7 февраля.

В результате и родился некий план, озвученный в «Японских экономических новостях». Кроме создания совместных российско-японских предприятий в рыбном хозяйстве, он предполагает разные формы социальной рекламы для жителей Курил, в частности оказание медицинской помощи жителям остров со стороны японских врачей по интернету. Таким образом, речь идет об очень ограниченном экономическом «вмешательстве» (инвестициях) при более активной пропаганде выгод японской юрисдикции по сравнению с российской. Не удивительно, если, как и в случае с Калининградом, через короткий промежуток времени речь зайдет о «необходимости» провести референдум среди жителей о статусе региона со всеми вытекающими последствиями. Поэтому рано говорить о том, что тема совместного экономического освоения остров уже является «единственно верным решением территориального спора». До этого пока далеко, по крайней мере, пока не наработается конкретный практический механизм такого взаимодействия на уровне даже не правительств, а конкретных министерств, ведомств и региональных властей. Здесь можно вспомнить удачный европейский опыт создания «еврорегионов», с взаимным проникновением экономик сопредельных государств.

На фоне такой экономической активности нельзя забывать, что Россия всегда политически и в военном плане подчёркивала, что территориальный спор по поводу Курил – только для Японии – спор, а для России – однозначно решенная в 1945 году проблема. Это наша территория. И точка. Об этом говорит визит премьер-министра Дмитрия Медведева на Итуруп в августе 2015 года. И строительство в 2016 году двух автономных военных городков на островах. И планы Минобороны по более широкому военному развитию потенциала Большой и Малой гряды как объектов, закрывающих вход в Охотское море или открывающих – путь к Японским островам.

Поэтому в этом вопросе политика с экономикой как нигде идут рука об руку. И стоит ожидать, что шаг вперед в области экономики будет сопровождаться регулярными подъемами патриотической риторики с обеих сторон на фоне того, что Россия не собирается уступать эту землю японцам.

Олег Громов – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net