Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
01.03.2017 | Николай Пахомов
Мифический мир НАТО
Последние пару месяцев можно отметить заметное, хотя и символическое, наращивание сил США и других стран НАТО в Восточной Европе. На фоне постоянного обсуждения страхов восточноевропейцев перед российской агрессией эти военные приготовления делают вполне законченным мифический мир НАТО, где, несмотря на мифические планы Дональда Трампа свернуть американское участие в альянсе, НАТО мифически защищает восточноевропейские государства от мифической российской агрессии.
Для исследователей международных отношений уже давно не является секретом, что в современной мировой политике образы и впечатления зачастую значительнее фактов реальности. Однако Североатлантический альянс даже в рамках этого процесса стоит особняком – пожалуй, на сегодняшний день не существует другого такого мощного центра формирования виртуальной реальности международных отношений.
Начнём с того, что история НАТО сама по себе крайне мифологизирована. Даже тезис о том, что альянс спас Европу от СССР во время Холодной войны можно поставить под сомнение. Во-первых, не ясно, насколько реальными и осуществимыми были планы советской агрессии, по крайней мере, в послесталинский период. Во-вторых, что важнее, защитил ли Европу от этой агрессии Североатлантический альянс или американские военные и, прежде всего, ядерное оружие?
Далее не ясно, чем занимается НАТО в течение более чем двадцати пяти лет после исчезновения ОВД. Миротворчеством? «Успехи» этого миротворчества особенно наглядны, например, в Ливии и Афганистане. Можно постараться доказать, что альянс замирил Балканы, только опять-таки возникает вопрос, чья это заслуга – НАТО или бравых американских вооружённых сил?
К следующему, современному направлению натовской мифологии относятся европейские опасения за будущее альянса после победы на президентских выборах в США Дональда Трампа. Широко известны заявления Трампа о том, что НАТО изжила себя. Пожалуй, этот тезис не лишён смысла. Однако будет ли новый американский президент как-то действовать на основе этих заявлений? Безусловно, для ярких выступлений и твиттов нужен талант, однако практически действовать куда сложнее. Что сделает Трамп, осознавая, что Североатлантический альянс устарел? Выведет американские войска из Европы? Или использует эти войска для того, чтобы заставить европейские государства больше тратить на собственную оборону?
В условиях, когда западные эксперты и европейские государственные деятели усиленно переживают по поводу того, что же сделает Трамп, обостряются обычные восточноевропейские опасения российской агрессии. Несмотря на длительность существования этих опасений, пока даже авторитетные специалисты толком не сформулировали, ради чего Россия пойдёт на эту агрессию? Кто бы что ни говорил, государства, в которых этой агрессии боятся, являются членами НАТО, что означает столкновение России, в случае начала войны, со всеми членами альянса включая Соединённые Штаты. Такая война в свою очередь чревата быстрым применением ядерного оружия, что, скорее всего, будет означать исчезновение жизни на Земля. То есть, при всей привлекательности, скажем, прибалтийских государств или Польши Россия в этой войне победить не сможет, победителей и проигравших в ней просто не будет, по всей видимости, на нашей планете не останется вообще никого…
В конце концов, надо отдать должное последовательности НАТО – организация собирается отражать эту мифическую агрессию России мифическими подкреплениями, размещение которых происходит сегодня. Правда, альянс и государства члены ради своих политических целей сочиняют «логику» военных приготовлений против такой агрессии, однако потом не могут уложиться даже в рамки своей «логики»: если Россия начнёт войну, как помогут эти подкрепления? Конечно, боеспособны американские подразделения, однако они малочисленны. В остальном же идущая передислокация, предусматривающая, например, защиту Прибалтики бравой албанской армией, кажется и вовсе шуткой на тему российской агрессии. Впрочем, в Брюсселе не до смеха – придумывать смысл существования Североатлантического альянса, даже если для этого требуется создавать целую мифологическую картину мира, там умеют со всей серьёзностью.
Николай Пахомов – президент Нью-Йоркского консалтингового бюро
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.