Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
22.03.2017 | Александр Ивахник
Мартин Шульц – надежда германских социал-демократов
Состоявшийся в воскресенье, 19 марта, съезд Социал-демократической партии Германии избрал экс-председателя Европарламента Мартина Шульца новым лидером партии и официально утвердил его кандидатом в канцлеры от СДПГ на предстоящих в сентябре выборах в бундестаг. Шульц был единственной кандидатурой и получил стопроцентную поддержку делегатов – это первый случай за весь послевоенный период.
В партии с полуторавековой историей и развитой внутрипартийной демократией это действительно исключительный случай, свидетельствующий об особых обстоятельствах. Эти обстоятельства заключаются в том, что Мартин Шульц вернул СДПГ волю к победе. «Я уверен, что такой результат – это прелюдия к завоеванию должности канцлера», – сказал новый лидер после единодушного избрания. Среди делегатов внеочередного съезда СДПГ в Берлине царила атмосфера эйфории, давно забытого эмоционального подъема.
Возвращение партии социал-демократов к активной жизни и быстрый рост ее популярности в ФРГ немецкие СМИ связывают с так называемым «эффектом Шульца». Еще в конце прошлого года СДПГ находилась в тяжелом кризисе. Ее рейтинг поддержки колебался вокруг 20%, и у нее не было никаких шансов составить равную конкуренцию на будущих парламентских выборах правоцентристскому блоку ХДС/ХСС. Казалось, возглавляющей этот блок Ангеле Меркель гарантирован четвертый срок на посту канцлера, а социал-демократов в лучшем случае ждет очередное вхождение в «большую коалицию» с ХДС/ХСС на младших ролях. Но внезапное возвращение Мартина Шульца в германскую политику после двадцати с лишним лет работы в Европарламенте и пятилетнего председательства в этом органе коренным образом изменило ситуацию.
Выяснилось, что прочное доминирование фигуры Ангелы Меркель в национальной политике связано не только с ее сильными лидерскими качествами, но и с длительным отсутствием внутри СДПГ альтернативного лидера, который мог бы бросить ей реальный вызов. Те партийные руководители, которые входили в правительственную «большую коалицию» с ХДС/ХСС в 2005-2009 годах и с 2013 года, прочно находились в тени канцлера, несли солидарную ответственность за принимавшиеся кабинетом решения и уже в силу этого не имели достаточного самостоятельного веса в глазах избирателей. Мартин Шульц – первый после 2005 года социал-демократический кандидат в канцлеры, который не принимал участия в работе ее правительств и потому воспринимается в Германии как новая политическая фигура и может представлять себя в качестве двигателя перемен. Появление такой альтернативной фигуры оказалось созвучно настроениям многих немцев, которые испытывали психологическую усталость от почти двенадцатилетнего беспрерывного правления Меркель. Показательно, что сама Меркель приняла решение идти на четвертый срок после серьезных колебаний, при выдвижении на пост канцлера на съезде ХДС в декабре она выглядела хмурой и не предложила ничего кроме решимости сохранять стабильность в стране.
В такой политико-психологической атмосфере Мартин Шульц, после того как в конце января стало известно о решении руководства СДПГ выдвинуть его кандидатом на пост канцлера, за считанные недели вернул к жизни боевой дух социал-демократов. Он с самого начала не скрывал своих амбиций. «Нам нужны смелые люди. С вашего позволения, скажу: один из таких людей сидит перед вами», – заявил он в эфире телеканала ZDF. Одна из причин быстрого и широкого распространения популярности Шульца – это его искренность, открытость и прямота. Он обладает большими ораторскими способностями, высокой энергетикой и азартом нового игрока на германской политической сцене. Шульц много ездит по стране, он умеет говорить с рядовыми людьми, умеет создавать у людей впечатление, что их слышат. У него есть свой подход и к людям пожилым, и к немецкой молодежи. Имя Шульца быстро стало мемом в социальных сетях.
Возникшая надежда на то, что после трех подряд поражений на национальных выборах СДПГ обрела кандидата, который может на равных конкурировать с Меркель и добиться успеха, резко активизировала внутрипартийную жизнь. В стране проводятся многочисленные собрания и митинги социал-демократов и их сторонников, которые стремится посещать Шульц. В 2016 году в СДПГ насчитывалось 438 тысяч членов – на 130 тысяч меньше, чем в 2006 году. Но сейчас тенденцию удалось преодолеть. В феврале – марте в партию вступили 13 тысяч новых членов. Этот прирост тем более примечателен, что он происходит в то время, когда позиции левых партий в других ведущих странах Европы ослаблены. Среди новых рекрутов немало молодых людей, которые прежде были отчуждены от политики.
С появлением Мартина Шульца изменилось не только внутренне состояние СДПГ, но и отношение к ней в стране. С конца января рейтинг поддержки СДПГ вырос на 10 процентных пунктов – такого стремительного взлета популярности какой-либо партии в истории ФРГ не было. Напротив, поддержка ХДС/ХСС снизилась примерно на 5 пунктов. Мартовские опросы показывают, что СДПГ и ХДС/ХСС идут по уровню поддержки вровень: за них готовы голосовать по 31-33% избирателей. Что касается личной популярности Меркель и Шульца, то здесь результаты разных опросов существенно различаются, четкой картины пока нет. Некоторые исследования уже показали преимущество Шульца при ответе на вопрос, кого респонденты хотят видеть следующим канцлером Германии. Если говорить о других партиях, то показательно заметное – с 12-15% до 9-11% – снижение поддержки правопопулистской «Альтернативы для Германии», которая прежде небезуспешно завоевывала голоса разочарованных в социал-демократах рабочих. Влияние Левой партии и Зеленой партии составляет около 8%, а поддержка либералов из Свободно-демократической партии колеблется вокруг 6% – на грани 5-процентного барьера для прохождения в бундестаг.
Весьма высокая публично-политическая активность Мартина Шульца свидетельствует о том, что он уже фактически начал предвыборную кампанию партии. Официальная платформа СДПГ к выборам в бундестаг будет представлена в конце июня. Но уже сейчас можно составить представление об общих чертах риторики и идейных контурах кампании нового лидера социал-демократов. По ряду принципиальных для Германии вопросов электоральные установки Шульца будут совпадать с установками нынешнего канцлера Меркель. Это касается, в первую очередь, курса на сохранение тесных связей с Евросоюзом и сохранение единства в его рядах. Это понятно: во-первых, Шульц – убежденный европеист, 20 лет жизни занимавшийся развитием европейского проекта, во-вторых, антиевропейская позиция непопулярна в Германии. Согласно опросу начала марта, только 13% немцев считают, что вне ЕС им жилось бы лучше.
Не будет лидер СДПГ вступать в полемику с Меркель и по болезненной для страны проблеме беженцев: бывший председатель Европарламента не меньше, чем канцлер, привержен европейским ценностям гуманизма и солидарности, и различия здесь возможны лишь в нюансах. Шульц резко критикует правопопулистскую партию «Альтернатива для Германии». «Для всего у них есть козлы отпущения. Решения нет у них ни для чего, – заявил он 4 марта, выступая в Вюрцбурге перед своими сторонниками. – Это не альтернатива для Германии, это позор для Федеративной Республики». Наконец, лидер СДПГ разделяет критическую позицию канцлера Германии в отношении внешнеполитического курса президента России Владимира Путина и президента США Дональда Трампа.
Наибольшие различия между социал-демократами и правоцентристами будут наблюдаться в сфере социальной политики. Шульц явно стремится сдвинуть СДПГ влево и вернуть избирателей из промышленного рабочего класса, ранее отвернувшихся от своей традиционной партии. Насколько можно понять, коньком предвыборной кампании Мартина Шульца и СДПГ в целом, который, по их замыслу, будет выгодно отличать партию от правоцентристов Ангелы Меркель, станет тема социальной справедливости. Акцент на справедливость, на сочувствие простому человеку, на поддержку малоимущих, обделенных благами жизни должен контрастировать с прагматичным лидерским стилем Меркель, которую часто критикуют за недостаток эмоциональной вовлеченности.
Подобный заход социал-демократов не лишен оснований. С одной стороны, в 2016 году экономика Германии росла, как и реальные доходы населения, профицит госбюджета составил 23,7 млрд. евро. С другой стороны, росло неравенство в доходах – у 40% населения реальный доход ниже, чем в 1999 году. Почти половина жителей – 44% – считают общество в Германии несправедливым. Ежегодный доклад об уровне бедности свидетельствует, что сейчас в ФРГ почти 13 млн. человек (16% населения) считают себя бедными. Это самый высокий показатель с момента объединения Германии. В особенно тяжелом положении находятся 2,8 млн. безработных. Реформы рынка труда, проведенные в 2003-2005 годах социал-демократическим канцлером Герхардом Шрёдером, включали введение более гибких трудовых контрактов, снижение пенсионных выплат, сокращение сроков получения и размеров пособий по безработице. Последние стали выплачиваться, как правило, в течение года вместо двух лет, после этого предоставляется социальное пособие (Hartz IV) размером всего около 500 евро. Кроме того, появились миллионы «работающих бедняков», которые нередко заняты на нескольких работах с неполным рабочим днем. Реформы Шрёдера привели к отходу от поддержки СДПГ немалого числа ее прежних сторонников из рабочей среды.
В своей 75-минутной речи на воскресном съезде СДПГ Мартин Шульц назвал справедливость, уважение и достоинство основными идеями предвыборной кампании социал-демократов. Новый лидер представил себя как человека из народа. Шульц несколько раз упомянул об уважении, которое он испытывает к рабочим людям и представителям низкодоходных групп. Рост популизма в стране он напрямую связал с растущим разрывом между положением трудящихся и богачей. «СДПГ вернулась, – заявил Шульц. – И это хорошая новость для рядовых людей в Германии и Европе. Если мы не обеспечим, чтобы дела шли в направлении социальной справедливости, то никто не обеспечит».
Лидер СДПГ пообещал добиться большей справедливости в оплате труда, бесплатного образования, начиная с детских садов и заканчивая вузами, и жестких мер против преступности. Он по существу призывает к частичному пересмотру реформ Шрёдера, предлагая ограничить возможности заключения временных трудовых контрактов и ввести «пособие по безработице Q [qualification]», которое предполагает увеличение срока выплаты при условии, что его получатель проходит повышение квалификации или переобучение. Шульц не один раз отметил позитивную роль профсоюзов – традиционной базы поддержки СДПГ.
В то же время, в своей речи Мартин Шульц, прямо не упоминая канцлера Меркель, решительно критиковал консервативный блок ХДС/ХСС за планы по снижению налогов, повышению военных расходов и сокращению ассигнований на социальные нужды. «Эти планы крайне несправедливы и не являются экономически рациональными, они создают трещины в обществе», – подчеркнул лидер социал-демократов при бурной поддержке делегатов.
Следует отметить, что пока в публичных выступлениях Мартина Шульца можно найти мало новых идей. Это, скорее, изменение стиля, прямое обращение к традиционной социальной базе, подчеркнутый рост внимания к социальным вопросам, но минимум конкретных обещаний по реформам. Впрочем, и в идейном багаже ХДС/ХСС новизны не наблюдается. Консервативный блок предлагает продолжение курса жесткой фискальной политики с традиционными стимулами в виде снижения налогов. Не исключено, что предстоящая предвыборная кампания будет являть собой не столько борьбу политических курсов, сколько борьбу лидеров (старого – испытанного, надежного, но изрядно поднадоевшего, и нового – амбициозного, энергичного, но малоопытного в государственных делах). На первый план в такой борьбе может выйти не содержание политического предложения, но его стиль, форма.
Первыми испытаниями привлекательности нового облика СДПГ станут выборы в парламент земли Саар 26 марта и в парламенты земель Шлезвиг–Гольштейн и Северный Рейн – Вестфалия в мае. Их результаты позволят делать более основательные прогнозы относительно исхода выборов в бундестаг 24 сентября.
Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.