Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

28.03.2017 | Валерий Выжутович

Молчаливые и терпеливые: как россияне готовы отстаивать свои права?

Конституция РФВдвое - с 40 до 20 процентов по сравнению с 2015 годом - снизилось число россиян, считающих акции протеста эффективным методом защиты своих прав. А тех, кто считает их неэффективными, стало больше - 67 процентов против 49 в 2015 году. Таковы результаты опроса, проведенного «Левада-центром».

Каким же способом граждане готовы защищать свои права в случае их нарушения? Доля тех, кто намерен обращаться в суд, снизилась с 22 до 16 процентов. С 14 по 9 процентов уменьшилось количество желающих искать правды путем голосования за политические партии. Число же предполагающих обратиться для восстановления справедливости в СМИ и госорганы осталось практически прежним - 11 процентов. Что касается готовности к митингам и забастовкам, то она сейчас небывало низкая - лишь 4 процента опрошенных приняли бы участие в акциях протеста.

На защиту своих интересов в конфликтах с работодателями граждане поднимаются столь же неохотно. Самый распространенный ответ рабочих - «забастовками нельзя ничего добиться» (31 процент). Того же мнения придерживаются технические специалисты, студенты, пенсионеры. А вот предприниматели, которых остановка работы уж точно не может радовать, на удивление спокойно относятся к забастовке, полагая, что это «нормальное средство решения назревших проблем» (34 процента). Примечательно, что рабочих, думающих так же, вдвое меньше. С тем, что «забастовка - крайняя мера, но в нынешних условиях ее бывает невозможно избежать», согласен 41 процент опрошенных.

Желающих добиваться справедливости через суд тоже стало меньше. По информации Судебного департамента при Верховном суде, число рассмотренных дел о незаконном увольнении снизилось с 15 974 в 2015 году до 15 382 в 2016-м. А по данным Центра социально-трудовых прав (ЦСТП), число протестов, связанных с работой, по сравнению с 2016 годом выросло незначительно - на 2,4 процента. И чуть-чуть стало больше случаев, когда сотрудники останавливают работу, формально не объявляя забастовок. По словам эксперта ЦСТП Петра Бизюкова, работники в условиях кризиса «используют новые инструменты давления на работодателя для ускорения выплаты зарплаты и получения законных социальных благ, не прибегая к забастовкам, которые запрещены в ЖКХ, медицине и на транспорте». Одним из таких инструментов стали разрешенные Трудовым кодексом уведомления о приостановке работы из-за задержки зарплаты свыше двух недель. К такому воздействию на работодателя, по данным ЦСТП, чаще других прибегают занятые в ЖКХ, строительстве и сфере образовании. При этом отмечается снижение общей задолженности по зарплате - она, как сообщает Росстат, уменьшилась с 4,5 млрд до 3,5 млрд рублей. В целом же, полагают эксперты, нет оснований говорить о «многоотраслевой» забастовочной готовности. Призывы остановить работу более характерны для предприятий, где высока доля серой занятости и неформальных трудовых отношений.

Кто завтра остановит работу и чего-то потребует, предугадать невозможно. Но в нынешней экономической ситуации поводы для забастовок будут, вероятно, появляться чаще, чем раньше. На излете предыдущей экономической нестабильности, в марте 2011 года, группа думских депутатов, помнится, предложила упростить процедуру проведения забастовок, в частности, сократить с сорока дней до десяти срок согласования протестной акции. Авторы проекта полагали, что это позволит гражданам реально осуществить свое право на забастовку. Эта инициатива не получила поддержки. Нынешнее положение в экономике едва ли заставит вернуться к ней. Отдельные выступления случаются, но до массовых забастовок дело не доходит. И понятно почему: быть уволенным за прогул страшнее, чем попасть под сокращение. В последнем случае можно хотя бы надеяться на двухмесячную компенсацию и выходное пособие. Не менее понятно и другое: увольнение прогульщика не будет стоить работодателю ни копейки, и любая остановка работы в разгар трудового дня для него, работодателя, просто подарок: можно, не тратясь на социальные выплаты, сократить персонал еще на какое-то количество штатных единиц.

На профсоюзы, чья роль в защите трудовых прав населения в условиях кризиса, казалось, должна возрасти, граждане не надеются. Доля тех, кто рассчитывает отстаивать свои права через общественную деятельность в профсоюзах и НКО, хоть и выросла, но не намного - с 4 до 7 процентов. Подлинно независимых профсоюзов в России сегодня не так уж много. Работников, привыкших к советским профкомам, завкомам, месткомам, не так-то просто подвигнуть к свободной самоорганизации. Точно так же и российских менеджеров (во многих из них еще сильна советская закваска) нелегко приучить к мысли, что профсоюз по своему социальному предназначению не слуга администрации, а ее контролер, оппонент. И что всякое выступление в защиту трудовых прав не следует расценивать как бунт, провокацию, проявление экстремизма, а профсоюзных лидеров приравнивать к вождям политической оппозиции.

По данным Росстата, число забастовок в стране не возрастает, а те, что иногда происходят, не получают большого общественного резонанса. Так что депутаты Госдумы могут без риска для себя и для власти вновь поставить вопрос о либерализации забастовочного законодательства. Воспользоваться этим послаблением, если оно появится, пока желающих мало. И ухудшения личного материального положения большинство граждан не ждут. Более 40 процентов россиян уверены, что будут жить так же, как сейчас; 27 процентов надеются, что будут жить лучше; 18 процентов ожидают, что их жизнь значительно или несколько ухудшится.

Социологи отмечают, что более всего россияне не одобряют политические протесты. Но и социальные протесты, как показывают опросы, сегодня маловероятны, поскольку при ухудшении экономической ситуации граждане готовы заняться выживанием, а не уличными манифестациями.

Валерий Выжутович – политический обозреватель, публицист

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net