Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
24.04.2017 | Сергей Маркедонов
Грузия на пути к новой Конституции
Реформа Конституции Грузии получила новый импульс. 22 апреля Государственная конституционная комиссия этой страны на своем итоговом заседании проголосовала за утверждение пакета изменений в Основной закон.
За предложенные поправки проголосовали 43 члена комиссии, а против них высказались 8 человек. Спикер парламента (он же руководитель конституционной комиссии) Ираклий Кобахидзе не скрывал своего удовлетворения итогами голосования. По его словам, «новая модель Конституции Грузии формирует очень твердую, стабильную, демократическую, плюралистическую парламентскую систему управления страной». До конца апреля пакет поправок должен поступить на рассмотрение в высший законодательный орган власти.
Оптимизм Кобахидзе понятен. Правящая партия «Грузинская мечта», которую он представляет, добилась очередной победы и сделала важный шаг на пути к обеспечению политического доминирования в стране. Конституционная реформа в этом контексте является одним из инструментов для реализации поставленной цели. Предложенные реформы упраздняют прямые выборы президента Грузии. Вместо всенародного голосования главу государства будет избирать специальная коллегия, состоящая из 150 депутатов национального парламента, а также 150 представителей регионов и муниципальных властей. Пожалуй, этот пункт можно считать главным в пакете поправок. Правда, предстоящая в 2018 году президентская пройдет по старой схеме. Конституционные новеллы, касающиеся порядка избрания главы государства (полномочия которого уже были урезаны в результате предыдущих реформ 2010-2011 годов), вступят в силу в 2023 году. Впрочем, помимо этого внесенные поправки предлагают новый порядок избрания депутатов национального парламента. В новой схеме упраздняется мажоритарная система. Прошлогодняя парламентская кампания проводилось по смешанному принципу (часть депутатского корпуса избиралась по партийным спискам, а часть - по одномандатным округам). Предполагается, что новый парламент будет избран исключительно по пропорциональной системе. При этом пятипроцентный барьер сохраняется. Новая версия Основного закона упраздняет Совет безопасности Грузии. Вместо него в случае войны будет созываться Совет национальной обороны, который будет действовать до окончания боевых действий. Руководство им возлагается на президента, несмотря на общий тренд урезания полномочий главы государства. В Конституции нашел отражение и пункт, касающийся нынешнего внешнеполитического выбора Грузии. Его пафос направлен на ускорение североатлантической и европейской интеграции страны.
Не исключено, что авторы поправок сделали соответствующий реверанс в пользу западных союзников для того, чтобы избежать возможной критики с их стороны по поводу самих конституционных реформ. Ведь каким бы уверенным ни выглядел председатель Государственной конституционной комиссии, его оптимизм не в состоянии скрыть имеющиеся проблемы в процессе подготовки и осуществления преобразований. Напомню, что в декабре прошлого года парламент Грузии (в котором правящая партия после очередных выборов обеспечила себе конституционное большинство) принял решение о создании комиссии по изменениям Основного закона. Однако практически с самого начала работу этого органа начал бойкотировать действующий президент Георгий Маргвелашвили. В этом главу государства поддержал и его аппарат. Маргвелашвили практически синхронно с решением парламента заявил и необходимости задействовать альтернативный механизм реформ. Одними декларациями глава государства не ограничился. 10 марта 2017 года он провел встречу с представителями дипломатического корпуса, аккредитованного в Тбилиси, а также с различными общественными и политическими деятелями страны, в ходе которой представил собственный проект изменений Основного закона. Он получил название «Конституция для всех». С точки зрения Маргвелашвили важнейшим изъяном реформ, предложенных правящей партией, является отказ от широкой общественной дискуссии и кулуарный характер обсуждений предстоящих преобразований. За два дня до финального обсуждения поправок в Государственной конституционной комиссии президент Грузии провел встречу со студентами Батумского университета имени Шота Руставели. По словам Георгия Маргвелашвили, новый проект Конституции «не выражает волю народа». С точки зрения президента, новый порядок избрания главы государства лишает грузинских избирателей права выбора. Критикуя проект Государственной конституционной комиссии, Маргвелашвили сделал акцент и на проблемах национальной безопасности. С его точки зрения, конституционные новеллы де-факто лишают Грузию «главнокомандующего, лица, которое реально обеспечивало бы как гражданский контроль над вооруженными силами, так и эффективную оборонную деятельность в регионе, а также развитие обороноспособности». При этом стоит отметить, что грузинский президент в целом позитивно оценил переход от смешанной системы парламентских выборов к избранию депутатов по партийным спискам. Действия президента за весь период, начиная с декабря 2016 и по апрель 2017 гг. получали жесткие оценки со стороны представителей правящей партии «Грузинская мечта». Заявления Маргвелашвили были даже квалифицированы, как «опасные и угрожающие».
Однако фронда президента, защищающего свой институт, это далеко не единственный из имеющихся вызовов. Следует обратить внимание, что оппозиционные партии Грузии одна за другой к финальному заседанию Государственной конституционной комиссии покинули этот орган. 10 апреля это сделала партия «Государство для народа», через три дня к ней присоединилось «Единое национальное движение». 19 апреля пришел черед для «Альянса патриотов» и «Демократического движения – Единой Грузии». Еще через день комиссию оставили «Свободные демократы» и «Европейская Грузия». Последней партией, решившей не участвовать в работе органа по конституционной реформе, стали лейбористы. Таким образом, разномастная грузинская оппозиция (как представленная в парламенте, так и оставшаяся вне его) не приняла участие в выдвижении проекта поправок к Основному закону. В итоге в составе комиссии остались только представители правящей партии, различных НПО, эксперты и депутат, аттестующий себя, как независимый. И хотя представители «Грузинской мечты» уже заявили, что оппозиционные демарши не лишат конституционную комиссию легитимности, как минимум вопросы на эту тему остались. Говоря языком экономистов, предложенный пакет поправок не отражает мнение миноритарных акционеров. Сегодня таковыми миноритариями являются оппозиционеры. Некогда правящая во времена президентства Михаила Саакашвили партия «Единое национальное движение» раскололось, а между другими колоннами оппозиции единства, как не было, так и нет. Все это позволяет «Грузинской мечте» формировать собственную повестку дня и фактически позиционировать ее, как общенациональную. В условиях, когда партия обладает конституционным большинством, а неформальный статус ее лидера олигарха Бидзины Иванишвили способствует ее консолидации, мнением миноритариев не так важно. Но это тактика. Если же смотреть в будущее и прогнозировать перемены в общественных умонастроениях и возможное появление новых лидеров, то не исключено повторение того эффекта, который мы наблюдали в 2012 году. Тогда ведущая на тот момент политическая сила Грузии «Единое национальное движение» потерпела фиаско. Впоследствии она так и не смогла от него оправиться
Пока же серьезных препятствий на пути намеченных конституционных реформ не наблюдается. Вряд ли парламент, контролируемый «мечтателями» позволит себе серьезную фронду. Речь разве что может идти о миноритарном протесте, который не приведет к качественным изменениям ситуации. Однако определенная интрига все равно сохраняется. Впереди выборы президента по старой схеме, ускорять изменение порядка избрания главы государства конституционная комиссия не стала. Президент, по сути, уже стал символической фигурой, уменьшение его полномочий было заложено еще реформами 2010-2011 годов. Однако всенародный характер его выборов придавал этому посту более высокую легитимность. Заметим, что Георгий Маргвелашвили за весь свой президентский срок (он был избран 27 октября, а вступил в должность 17 ноября 2013 года) не раз выступал со своим особым мнением по многим вопросам, включая и продвижение нынешнего пакета поправок к Основному закону страны. Следовательно, определение кандидатуры президента на срок с 2018 по 2023 годы не следует недооценивать. Впрочем, и переоценивать не стоит. Однако какие-то реконфигурации грузинского партийно-политического ландшафта могут иметь место.
Тем не менее, стоит подчеркнуть, что реформа, формально, направленная на усиление парламента и уменьшение полномочий главы государства, может привести не столько к развитию «плюрализма и демократии» (о чем поспешил заявить председатель конституционной комиссии Ираклий Кобахидзе), сколько к закреплению доминирующего статуса главной политической силы страны. И все это под вполне благовидными предлогами и хорошо отточенными формулами. Но в постсоветской политике формально-юридические процедуры имеют зачастую меньшую значимость, чем неформальные расклады.
Сергей Маркедонов - доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.