Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
12.05.2017 | Николай Пахомов
Рискованная ставка истеблишмента: Макрон как французский Трамп
Сознательные либеральные наблюдатели и представители глобального истеблишмента ликуют – волна опасного популизма, захлестнувшая Великобританию и США, якобы разбилась о решительность французских избирателей, избравших Эммануэля Макрона. Однако его победа пока всё-таки не даёт возможности говорить о том, что кризис, в котором оказались западные демократии, прошёл. Очень может быть, что президентство Макрона окажется прологом к крайней стадии этого кризиса во Франции.
С этой точки зрения, политическая судьба нового французского президента может оказаться схожей с будущим Дональда Трампа. Не трудно составить список отличий двух президентов, однако куда интереснее задуматься о сходстве их политического успеха. И тот, и другой по сути аутсайдеры, они пришли к власти вне и даже вопреки существующим в их странах партийно-политическим каналам. К победе они шли небольшими шагами, по крохам набирая голоса сограждан с помощью политических технологий.
Трамп благодаря небольшой, но сплочённой и хорошо организованной группе сторонников со временем сумел набрать динамику, необходимую для победы на праймериз. Вспомним, что в первых двенадцати раундах первичных выборов в США, после которых из гонки выбыли восемь республиканских кандидатов включая Джеба Буша, миллиардер получил поддержку лишь примерно 5-6 процентов зарегистрированных республиканских избирателей. На всеобщих выборах в пользу Трампа сложилось слишком много факторов, включая значительное протестное голосования белых избирателей индустриальных районов.
Макрон же в первом раунде голосования набрал всего лишь чуть меньше 24% голосов, опередив Ле Пен всего на 2%. Во втором туре ему оставалось лишь выступить с почти беспроигрышной программой «я – не Ле Пен!».
Продолжим сравнивать двух президентов. В политических проблемах США и Франции есть нюансы, однако, во-первых, много похожего, от боязни других до снижения уровня жизни; во-вторых, можно говорить, что обе страны находятся в кризисе. При этом и Трамп, и Макрон не могут похвастаться существованием у них каких-то обширных, продуманных, новаторских программ решения имеющихся проблем. В этом смысле они уступают, пожалуй, даже традиционным политическим партиям, которых они победили. Представители этих партий могли бы хотя бы оперировать привычными лозунгами и резолюциями партийных съездов, о роли государства и свободе, терпимости и защите трудящихся, традиционных ценностях и международном сотрудничестве. Трамп и Макрон лексикой этой жонглируют, однако программной цельности не наблюдается, остаётся много вопросов о том, что они будут делать для решения проблем своих стран, не говоря уже о том, насколько их шаги будут эффективны.
У американского президента, вроде бы, уже есть возможность проявить себя на высоком посту. Однако почти четыре месяца его президентства ситуацию прояснили мало. Даже американские журналисты теряют интерес к своему первоначальному развлечению, состоявшему в сравнении того, что Трамп обещал до выборов и того, что он успел сделать, став президентом. В результате такого сравнения выходит, что действия Трампа почти всегда отличаются от его обещаний на 180 градусов. Однако это ничего не меняет – те, кто за него не голосовал, относятся к президенту всё хуже, те, кто Трампа поддержал, продолжают его поддерживать.
Возможно, Макрон будет действовать по-другому, предъявит эффективнейшие рецепты решения проблем страны, а затем и решит эти проблемы. Однако, как минимум, не менее вероятно, что его постигнет неудача. В последнем случае разочарование избирателей достигнет своего предела, выяснится, что не только традиционные политики, но и аутсайдер помочь стране не способен.
Президентство Трампа несёт для американской политической системы точно такой же риск. При всём том, что Макрон зачастую ведёт себя и говорит приятнее, чем Трамп, в этом их полное сходство. (Да и от большинства своих резких предвыборных позиций Трамп уже отступил.) Разочарование американских избирателей политическими элитами выбросило на вершину Трампа. Он обещал «сделать Америку великой снова». Что будут делать его сторонники, которых, повторим, примерно треть жителей страны, если это у него не получится? За кого будут голосовать французы на следующих президентских выборах, если неудача постигнет Макрона?
Николай Пахомов – президент Нью-Йоркского консалтингового бюро
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.