Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
24.05.2017 | Олег Громов
Потерянный Донбасс: как Украина помогает ЛНР и ДНР обрести государственность
16 мая было опубликовано интервью министра обороны Украины Степана Полторака немецкому агентству «Deutsche Welle», в котором он заявил, что Киев не рассматривает военный путь как способ возвращения Донбасса. Украинским военным не свойственно озвучивать политические заявления. Однако эти слова руководителя военного ведомства отражают реальное положение дел и отношение к Донбассу политической верхушки.
После установления полной транспортной блокады Донбасса в марте этого года Киев утратил контроль над рядом металлургических, угольных и иных промышленных предприятий, которые до той поры жили по украинским законам и платили налоги Украины, оставаясь на территориях ДНР и ЛНР. Если раньше Киев «отделил» от себя только жителей, прекратив выплачивать им пенсии и иные социальные пособия, то теперь он фактически отказался от местной промышленности, толкая ее в сторону России. Такие гиганты как «Енакиевский металлургический завод», «Алчевский меткомбинат», большие угольные предприятия Свердловска, Антрацита, Красного Луча и Краснодона на территориях ЛНР и ДНР фактически остались без возможности продать свою продукцию, производство которой они налаживали через линию фронта с большим трудом на протяжении последних трех лет.
За этим последовало введение временных администраций и лихорадочный поиск рынков сбыта в России, где донбасские предприятия должны будут искусственно встроиться в экономическую систему, поскольку на протяжении более чем 20 лет они были конкурентами россиян, а не партнерами, или же были ориентированы на внешние рынки сбыта, что сейчас затруднено из-за санкций. Пока у самих республик не очень-то получается наладить жизнь по-новому у бывших украинских предприятий, поскольку задача явно требует вмешательство более влиятельного игрока. Видимо, без господдержки страны-соседа (и это точно не Украина) здесь не обойтись. Иначе Донбасс постепенно будет нищать, разрезая последние заводы на металлолом и превращаясь в банановые республики.
На Украине тоже далеко не все и не сразу поддержали такую «ампутацию» Донбасса. Примечательно, как менялась позиция президента Петра Порошенко в отношении блокады. Если в первые дни он ее осудил и обвинил одного из организаторов – мэра Львова Андрея Садового – в попытке повысить свой рейтинг, обвалив экономику страны, то в конце концов гарант Конституции сдался требованиям оппозиции и полностью встал на ее сторону. И это несмотря на то, что в самом начале блокады со стороны активистов Петр Порошенко заявлял, что она будет означать потерю Донбасса для Украины. Так и случилось.
Торговля с Украины с этим регионом была прекращена. Страна, по оценкам экономистов, потеряла около 1,6% ВВП (более 5 млрд. долларов США), не считая необходимости в больших объемах закупать уголь за рубежом, чтобы не останавливались ТЭС по всей стране.
Донбасс со своей стороны потерял рынки сбыта угля и металлургической продукции. Ведь несмотря на близость к России экономика этого края нацелена на украинских потребителей – в первую очередь металлургические комбинаты и ТЭС Украины. А Киев тем самым также поставил себя на грань энергетического выживания и под угрозу веерных отключений электроэнергии.
В истории отношений Киева и Донбасса следует отметить большое влияние националистических организаций, в первую очередь сторонников партии «Национальный корпус», которые в большинстве своем являются бывшими военнослужащими спецполка Нацгвардии «Азов». Такие люди стали важным фактором украинской политики – несмотря на свою малочисленность, они могут изменить вектор развития страны и склонить президента к нужному им решению, вопреки потребностям большей части населения или экономики. Примеров этого влияния мы увидим еще много в ближайшее время.
Именно по этой причине Украина теряет Донбасс. Не потому что это экономически невыгодно, а потому что есть противовес реализации «Минских соглашений» - это такие организации как «Национальный корпус», «Правый сектор» и ветеранские структуры участников «АТО». Их пассионарность, уличная активность и готовность поддержать все это со стороны оппозиции (Ю.Тимошенко, А.Авакова) перечеркнут любой примирительный жест П.Порошенко. А такие попытки были - стоит вспомнить об экономическом проекте реинтеграции Донбасса путем укрепления деловых связей. Симбиоз украинского бизнеса и властей ДНР/ЛНР наглядно показывал, что Киеву выгодно такое положение вещей. Но оно не вписывается в представления радикальных националистов, которые требуют бескомпромиссного решения, окончательную победу. А поскольку военными методами ее достичь нельзя, остается одно – игнорирование и «ампутация».
Любая попытка реализовать политическую часть «Минских соглашений» на Украине в современных условиях приведет к новому «майдану», поскольку будет означать, что власть готова легитимизировать ДНР и ЛНР путем выборов и проведения амнистии для ополченцев и их политических лидеров. Такой шаг будет воспринят наиболее пассионарной, накаченной враждой частью общества как однозначное предательство.
Тем временем, в ДНР и ЛНР за три года сложилась своя система власти с почти всеми присущими ей атрибутами: армией, границами, системой органов власти. Правда, полный суверенитет, международное признание и собственная валюта пока запаздывают. За три года обе республики создали систему власти без крайне радикальных элементов в виде ополченцев первой волны, которые тем или иным способом погибли или были убиты – Александр Беднов («Бетмэн»), Алексей Мозговой, Павел Дремов («Батя»), А.Павлов («Моторолла»), М.Толстых («Гиви»). Или же уехали оттуда – И.Гиркин (Стрелков), Н.Козицын, А.Безлер.
Дела в экономике пока выглядят довольно плачевно - она никак не заработает на протяжении вот уже трех лет. Есть предприятия, возвращаются люди, но статус территории не позволяет ни инвестировать, ни вывозить капиталы. Как следствие – стагнация и переориентация на торговлю табаком и алкоголем.
Все это порождает у жителей чувство «дежавю», что может привести к очень негативным социальным последствиям – всплескам насилия, протестов.
Однако альтернативы нынешнему положению вещей нет – если Украина вернется на Донбасс при нынешней политической системе в Киеве, не миновать зачистки поля от всех выдвиженцев времен народных республик, а это чревато масштабными чистками.
Кроме того, блокада открыла дорогу ползучей интеграции Донбасса в Россию. Это как Приднестровье, которое имело бы общую границу с РФ. Поскольку экономика Донбасса Украине не нужна, а кормить почти 5 млн. людей чем-то надо, то эту экономику надо запускать. И кто же это будет делать? Ответ очевиден – «северо-восточный сосед», если он не хочет разочарования в России со стороны соотечественников и многочисленных союзников. И чем сильнее будут связи экономики РФ с экономикой «республик», тем сложнее будет задача возвращение к Украине. И Киев, как видно по заявлениям С.Полторака, уже смирился с этим.
Олег Громов – политический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.