Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

21.02.2006 | Григорий Локшин

КУЛЬТУРА МИРА – ИДЕОЛОГИЯ АНТИТЕРРОРА

Публикация нескольких карикатур в малоизвестном издании на окраине Европы привела к новому витку разгорающегося конфликта цивилизаций, который еще лет пять назад мог показаться плодом воспаленного воображения одного заокеанского политолога. И можно сколько угодно тешить себя мыслями о том, что кампания по поводу карикатур - это всего лишь единичный случай, результат прекрасно организованной провокации и тому подобное, но факт остаётся фактом - мир радикально меняется на глазах, скатываясь к глобальной дестабилизации.

Если же мы фактически опять неотвратимо несемся навстречу новой мировой катастрофе, то с точки зрения здравого смысла, казалось бы, необходимо прежде всего эту опасность признать, объективно проанализировать, рассмотреть со всех сторон и наглядно показать мировому сообществу выход из создавшейся ситуации точно так, как 50 лет назад, на заре ядерной эпохи это сделали такие корифеи науки, как Бертран Рассел и Альберт Эйнштейн в своем знаменитом Манифесте об угрозе мировой термоядерной войны, или как много позже это еще раз сделали авторы концепции «ядерной зимы», и самые известные врачи мира, создавшие международное движение за предотвращение «последней эпидемии человечества» Все они били в набат, видя, как мир сползает к пропасти.

А что же происходит сегодня? Караул кричат одни антиглобалисты, а все признанные и непризнанные гиганты мысли в растерянности молчат. Когда же современная интеллектуальная элита мира преодолеет, наконец, свой затянувшийся кризис, вызванный крушением научного социализма в его советской интерпретации, как, впрочем, и всех других основных «измов» - главных идеологических течений ХХ века? Вступив уже в новое тысячелетие, мировое сообщество ждет разумных и ответственных действий от своих лидеров, политических и общественных, научных и религиозных. А вот этого как раз и не наблюдается!

Должна быть найдена такая формула ответственного поведения властей и общества, которая сочетала бы в себе решительные действия по пресечению зла в зародыше с их осмыслением и поддержкой в общественном сознании. И ведь такая формула есть. Не надо только так легко отказываются от уже имеющихся достижений общественно-политической мысли совсем недавнего прошлого и в муках заново изобретать колесо. Всю вторую половину 90-х годов, уже на самом пороге нового века, в СМИ, в научных центрах и университетских аудиториях, не скажу за все просвещенное мировое сообщество, но его весьма значительная часть широко обсуждала и с энтузиазмом приветствовала родившуюся в недрах ЮНЕСКО (а по правде говоря, в движении за мир 70-80-х годов) и с большой помпой представленную общественности в канун 50-летия Победы над фашизмом Программу Культуры Мира. Речь в ней шла о том, чтобы в новом тысячелетии отказаться от культуры войны и насилия, на которой строилась вся предшествующая история человечества, и заменить ее культурой мира и ненасилия.Слово «культура» здесь имеет антропологическое значение, которое используется для определения целых исторических эпох, как, например, античная культура, культура древних славян и т.п. Культура в данном случае означает совокупность создаваемых обществом культурных и материальных ценностей, форм организации жизни и деятельности людей, определяющих уровень развития общества, творческих сил и способностей человека. Культура мира не сводится только к воспитанию, образованию или искусству, к уважению прав и свобод человека, к равноправию женщин и др., но обязательно включает в себя все эти сферы жизнедеятельности.

Это был, действительно дерзкий и беспрецедентный вызов общественному сознанию современного человечества. Он сразу получил достойную оценку со стороны широчайших кругов мировой общественности. В первых рядах были тогда и россияне. В стране прошли сотни конференций, конгрессов, международных встреч, на которых прозвучала мощная и практически единодушная поддержка этой идеи. Вскоре была принята даже Федеральная президентская программа «Формирование толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Большая и разнообразная работа по пропаганде идей Культуры мира развернулась во многих регионах страны. Особое внимание этому уделялось, например, в Татарии, где был создан Институт Культуры мира с многочисленными отделениями по всей республике. Многоопытный президент Татарстана М.Шаймиев принял в этой работе самое энергичное участие, неоднократно называя Культуру мира «идеологией XXI века». А московский мэр Ю.М.Лужков, выступая на крупнейшем международном форуме в Москве, красиво говорил, что, выдвигая Программу Культуры Мира, мировое сообщество в лице ООН поставило перед собой историческую задачу: перед лицом обострившихся глобальных кризисов и проблем «СКОРРЕКТИРОВАТЬ ТРАЕКТОРИЮ РАЗВИТИЯ ЗЕМНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ».

К инициативе ЮНЕСКО были вынуждены отнестись достаточно серьезно и правительства большинства государств мира. Генеральная Ассамблея ООН в 1998 году провозгласила 2000 год Международным Годом Культуры Мира, а через пару лет объявила 2001-2010 годы «Десятилетием Культуры Мира и Ненасилия ради наших детей». На практике это означало проведение тысяч различных акций в самых разных уголках планеты, публикацию и распространение книг, брошюр и других изданий по всему миру, корректировку воспитательных и образовательных программ, официальную поддержку самых разных инициатив неправительственных организаций и общественных движений и многое, многое другое.Казалось, что старт был взят весьма успешно. Но вот пролетела уже первая половина провозглашенной Декады. Произошли такие события, которых даже вообразить себе никто не мог. И как уже не раз, к сожалению, бывало, успешно начатая международная кампания быстро сошла на нет. Окончательно всё остановилось 11 сентября 2001 года как бы под развалинами рухнувших «близнецов» в Нью-Йорке.

О терроризме можно рассуждать бесконечно, но это явно выходит за рамки нашей темы. До сих пор так и не выработано общепринятое определение того, что такое терроризм. Этому мешают пресловутые «двойные стандарты». И главное, что часто забывается в спорах: международный терроризм - это прежде всего идеология. Недаром же в самом названии есть этот чертов «изм», обозначающий его как некую доктрину, провозглашающую свою систему ценностей и приоритетов.

Идеология терроризма попирает самые основы человеческого общества, гуманности, цивилизованности. А так ли уж нечего противопоставить этой идеологии варварства и цинизма? Разве рожденная трагическим опытом прошлого столетия доктрина Культуры мира не является достойным ответом, самой настоящей идеологией антитеррора?

Никто не спорит, борьба с терроризмом должна быть бескомпромиссной, но одни только силовые действия проблему терроризма не решат. Бомбами и пушками идеи не разрушаются и не побеждаются. Борьба с терроризмом как социально-политическим явлением требует использования адекватных экономических и социальных мер. Не менее активные, системные и эффективные действия должны быть развернуты на идеологическом и информационном поле.

Напомню, что в Уставе ЮНЕСКО говорится: «Мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира». Если мы называем терроризм войной, то должна быть развернута и настоящая битва за умы и сердца людей, за общественное мнение, в том числе и в мусульманских странах. Нельзя плодить из них все новые государства-изгои и чертить по карте мира так называемые «оси зла». И может, одним из самых верных решений наших властей последнего времени станет создание телекомпании «Рашиа тудэй» на арабском языке. Если её главной целью станет именно пропаганда (Да, пропаганда! Ничего дурного в самом этом слове не было и нет) Культуры Мира!

Культура Мира – это идеология и практика, понятная людям любой страны и любой культуры Она подразумевает прежде всего терпимость и уважение к различиям. Применительно к современным международным отношениям ей просто нет никакой разумной альтернативы. Ведь система международных отношений достаточно «анархична» по своей природе. В ней нет никакого высшего арбитра, нет мировой полиции и практически невозможно навязать другим странам некие единые и обязывающие всех «модели» демократии или стандарты «соблюдения прав человека». Нормальные взаимоотношения главных действующих лиц мировой политики могут быть основаны только на толерантности и уважении различий друг друга. Любые мессианские претензии на роль мировых наставников неизбежно кончались провалом.

Конечно, параметры толерантности, как внутри каждого государства, так и в международном сообществе до сего дня являются предметом острых дискуссий и вызывают немало разногласий. Культура мира и толерантность как стремление к компромиссу – это отнюдь не улица с односторонним движением. Как говорят, чтобы танцевать танго, нужна пара. Только взаимная толерантность различных социальных, конфессиональных, этнических и других групп по отношению друг к другу может стать гарантией устойчивого демократического развития страны и общества. А в международных отношениях принцип толерантности при определенных условиях мог бы стать главной основой нового мирового порядка, подобно принципу мирного сосуществования в годы «холодной войны». Естественно, возникает важный вопрос о высшей границе такой терпимости в своей стране (по отношению, например, к мигрантам) и в международном сообществе. И тут мы подходим к целому ряду проблем, которые еще ждут своего разумного решения, что только подчеркивает необходимость дальнейших исследований и широкого международного диалога на эти темы. Разве это не благодатное поле для возрождения былого массового движения за мир?

Важно подчеркнуть, что всем своим содержанием именно Культура мира как стратегическая задача для всего мирового сообщества противостоит не только терроризму но и идеологии неолиберальной глобализации с ее делением человечества на процветающий «золотой миллиард» и всех остальных, обреченных на прозябание и нищету. Разумеется, для ее становления и утверждения предстоит проделать огромную работу – прежде всего воспитательную и просветительскую. Кто-то может сказать, что в этом есть нечто утопичное, просто идеализм какой-то. Да, возможно. Но ведь сегодняшние утопии завтра могут стать реалиями, а сегодня они задают разумный вектор всем предпринимаемым усилиям по выводу нашей цивилизации из серьезного кризиса, в котором она оказалась на рубеже тысячелетий. Стабильность, устойчивое развитие невозможны без должной степени согласия во всем мире относительно ценностей Культуры мира и их уважения.

Эта задача столь велика и значительна, что может быть решена только в том случае, если она станет основой всей международной, межгосударственной деятельности, а вся система ООН и государства-члены будут считать ее своим главным приоритетом. Но вряд ли это возможно без постоянного наращивания давления на правительства со стороны всех бесчисленных организаций гражданского общества. Разве это не самое благодатное поле для возрождения былого массового движения общественности за мир?Решительно встав на сторону международного движения за формирование новой системы международных отношений на основе Культуры мира, а то и во главе него, Россия могла бы не только придать второе дыхание ООН и другим международным организациям, миротворческому движению общественности, но и вернуть себе былую лидирующую роль в развитии мировой общественно-политической мысли.

Григорий Локшин - Генеральный секретарь Международного Института Мира в Вене

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net