Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
23.06.2017 | Николай Пахомов
Война без стратегии: как Трамп планирует решать проблему Афганистана?
Президент Трамп официально устранился от решения проблем Афганистана. Пентагон объявил, что президент наделил министра обороны Мэттиса полномочиями по увеличению американского контингента в центральноазиатской стране. Наблюдатели предполагают, что министр полномочиями воспользуется, контингент будет увеличен на три-пять тысяч человек. Ясно также, что мера эта промежуточная, что победы она не обеспечит. Главный же вопрос по-прежнему состоит в том, в чём такая победа может заключаться в принципе.
Уже понятно, что пока американская и международная общественность увлечены скандалами президентства Трампа, Белый дом продолжает принимать решения, включая достаточно серьёзные. В нормальной политической обстановке решение по поводу американского контингента в Афганистане на долгое время стало бы главным событием жизни США. Однако о политической «нормальности» в Америке говорить не придётся ещё долго, поэтому наделение Мэттиса новыми полномочиями по Афганистану осталось на периферии общественного внимания.
Последние пару лет в Афганистане наблюдается стремительное ухудшение ситуации, американские командиры неоднократно заявляли о необходимости увеличения контингента хотя бы на 3-5 тысяч для решения самых насущных оперативных задач, прежде всего, сохранения власти в руках прозападных афганских сил. Ожидается, что Мэттис, отставной генерал, служивший в Афганистане, удовлетворит эти просьбы командиров. При этом, конечно, речь идёт лишь о тактическом продлении «срока службы» режима президента Ашрафа Гани без создания стратегических условий для сохранения власти у прозападных сил. Остаётся множество открытых вопросов. Сколько сумеют американцы защищать афганские власти? Каким будет будущее Афганистана? И самый главный: в чём состоят цели американцев в стране и какова стратегия достижения этих целей?
На последний вопрос не просто нет ответа, даже пытаться сформулировать этот ответ – дело исключительно неблагодарное. Совершенно не удивительно, что Трамп по сути самоустранился от решения этой задачи. Его сторонники хвалят мудрый подход миллиардера – ведение войн нужно оставить военным. Однако возникает две проблемы. Одна идеологическая. Контроль военных гражданскими властями составляет один из краеугольных камней американской государственности. Сегодня же по сути мы наблюдаем отказ от такого контроля. Вторая, вытекающая из этого практическая проблема ещё более серьёзна. Задача военных – воевать. Или, согласно известной поговорке, ломать вещи и убивать людей. Ожидать от них решения политических проблем, тем более, на фоне самоустранения политического руководства, дело, как минимум, рискованное.
В целом уже можно предсказать, как будет идти американская кампания в Афганистане в ближайшие годы. Сдерживая активность талибов и последователей «Исламского государства», за последнее время сумевших стать в Афганистане грозной силой, Пентагон при поддержке Белого дома будет увеличивать число американских военных в стране. Это увеличение будет направлено на решение конкретных задач – охрану объектов, уничтожение боевиков и их инфраструктуры. Таких задач уже много и будет ещё больше. Следовательно, контингент будет расти. Есть куда увеличивать: в течение последнего десятилетия этот контингент достигал максимума в примерно 55 тысяч, сегодня американцев примерно 8800. Однако совокупность тактических задач, решаемых этими силами, не даёт стратегического успеха. На фоне роста нагрузки на американские вооружённые силы трудно будет говорить о победе Америки в центральноазиатской стране, а без победы военные и доверившиеся им политики рискуют пойти на дальнейшую эскалацию, которая в свою очередь вызовет новые проблемы, слабо решая старые.
Разорвать этот порочный круг может только ясная стратегия, фиксирующая американские цели в Афганистане и средства достижения этих целей. За почти 16 лет американского присутствия такой стратегии не появилось. Ожидать её появления в нынешнем Вашингтоне, сотрясаемом скандалами и непримиримой политической борьбой, также не приходится.
Николай Пахомов – президент Нью-Йоркского консалтингового бюро
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.