Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
03.07.2017 | Алексей Портанский
Ностальгия по разрядке: почему в Москве любят принимать Киссинджера
На минувшей неделе в Москве в Центре международной торговли прошли вторые Примаковские чтения. Помимо наших видных исследователей в сферах экономики, международных отношений и безопасности, в них приняли участие их коллеги не менее, чем из двух десятков стран. В повестке чтений – острейшие проблемы современного мира: отношения Россия-США и Россия-ЕС, Экономический пояс шелкового пути, украинский кризис, новая технологическая революция.
С приветствием к участникам Примаковских чтений обратился Президент России Владимир Путин. Приветствие было зачитано помощником Президента Ю.В.Ушаковым.
К открытию Примаковский чтений Центр стратегических разработок (ЦСР) и Российский совет по международным делам (РСМД) представили совместный доклад «Тезисы по внешней политике и позиционированию России в мире». Задача России — не допустить новой «эпохи крайностей», способствовать созданию «комфортной, управляемой международной среды без ограничительных линий, конфликтов и расколов». Такова главная идея «Тезисов».
Отставание российской экономики и институтов управления от ведущих государств мира – главная угроза для нашей страны, подчеркнуто в документе. Согласно оценкам экспертов, эта угроза многократно является более опасной для России и ее целостности, нежели те потенциальные военные угрозы, от которых страна давно и надежно защищена, и крайне сужает набор инструментов ее внешней политики. Это, в частности, означает, что партнерство со многими странами сдерживается структурой российской экономики, ограниченностью ее экспорта.
Если и дальше продолжать игнорировать эту угрозу, страна и ее внешняя политика могут оказаться на развилке двух дальнейших сценариев, при этом оба будут катастрофическими: либо самоизоляция страны, милитаризация хозяйства и общества, жесткая централизация на фоне вовлечения во все новые конфликты, либо спонтанное отступление и сдача позиций под влиянием обострения внутренних проблем. Чтобы избежать подобных сценариев, необходимо менять характер отношений с Западом, переходить от конфронтации к взаимовыгодному сотрудничеству. В связи с этим некоторые участники Примаковских чтений отмечали, что говорить о каком-либо принципиальном «повороте на Восток» бессмысленно, ибо вся российская промышленная, экспортная и транспортная инфраструктура давно адаптированы к сотрудничеству с Европой. Что же касается самого этого лозунга, то он скорее был сиюминутной реакцией на западные санкции, нежели стратегией.
Порой для улучшений отношений между двумя противостоящими сторонами используются посредники. Таковым для нас в последние годы является бывший госсекретарь США Генри Киссинджер, который прибыл в Москву, был принят в Кремле президентом Владимиром Путиным и затем выступил на Примаковских чтениях в компании нашего главы МИД Сергея Лаврова.
В Москве любят принимать Генри Киссинджера, что вообще-то вовсе неудивительно. Ветеран дипломатии, инициатор и непосредственный участник политики разрядки между США и СССР в 1969 – 1977 гг., автор размораживания отношений США с Китаем, лауреат Нобелевской премии мира 1973 г. за вклад в прекращение войны во Вьетнаме, наконец, лидер рейтинга 100 ведущих интеллектуалов мира по количеству упоминаний в СМИ в 2001 году – этот неполный послужной список Киссинджера притягивает и сегодня к его персоне многих сильных мира сего.
Однако у нынешнего российского руководства существует и своя особая симпатия, и тяга к общению с Киссинджером. Ибо 94-летний бывший госсекретарь демонстрирует внешне вполне лояльное отношение к России и воспринимается у нас прежде всего как непосредственный свидетель и участник событий мирового масштаба последней трети прошлого века, в которых ключевыми и, главное, равными участниками выступали Вашингтон и Москва. Поэтому общение с Генри (как запросто обращается к нему С.Лавров) создает для наших лидеров приятную иллюзию перенесения атмосферы прежнего диалога двух сверхдержав в день сегодняшний. А вдруг уважаемый доктор Киссинджер, вернувшись домой, сможет распространить эту иллюзию в Белом доме в беседе с Трампом?
Разумеется, такое невозможно. И тот же Сергей Лавров это понимает, однако сила иллюзии продолжает заслонять реальность. После выступления министра на чтениях ему был задан вопрос нашим известным академиком РАН относительно признаков улучшения отношений между США и Китаем и возможных последствий этого для России. Отвечая, Лавров выразил скептицизм касательно перспектив отношений двух крупнейших держав, упомянув при этом не без иронии термин «Химерика» (Китай + Америка – А.П.), который, по его мнению, ничего серьезного не содержит. После этого глава нашей дипломатии обрисовал ту перспективу, которая видится лично ему: в недалеком будущем, полагает министр, в мире будут господствовать три самые мощные державы – США, Россия и Китай.
Этот ответ вызвал, однако, у многих в зале сдержанно-скептическую реакцию, и понятно, по какой причине. На предыдущих ноябрьских 2016 года чтениях одним из ярких запомнившихся эпизодов было выступление индийского исследователя Самира Сарана. Россия, сказал он, в частности, является самым важным игроком с военной и политической точки зрения, но не в экономическом плане. И никто не собирается создавать новые правила, чтобы «вставить» Россию, так сказать, в рынки. Так что, Россия с ее ВВП размером 1,5 трлн. долл. как бы не существует…Энергопотоков и «цифровых» потоков недостаточно. Нам нужно каким-то образом сделать Россию важным субъектом в этой игре, заключил С.Саран. К сожалению, не все наши ответственные лица способны воспринимать эту реальность. А претендовать на господство в сегодняшнем и особенно завтрашнем мире, не имея надежной экономической опоры, более чем наивно.
Выступивший под занавес Примаковских чтений руководитель Центра стратегических разработок Алексей Кудрин как раз продемонстрировал глубокое понимание этой реальности и сегодняшних императивов для России и ее экономики. В мире идет третья волна глобализации, отметил он. Сегодня 60% российских экспортеров используют импортные составляющие, что как раз является характерной чертой современного этапа глобализации. И, кстати, в этом смысле наше увлечение политикой импортозамещения выглядит, мягко говоря, несколько чрезмерным.
Перед российскими предприятиями стоит задача дальнейшего встраивания в глобальные цепочки стоимости, без которого не выбраться из нынешнего глубокого технологического отставания – на Россию нынче приходится лишь 0,25% мировой продукции высоких технологий, и наша цель, которую трудно назвать амбициозной, достичь 1% к 2035 г. Если же мы не сможем успевать за мировыми трендами, то будем все менее интересны для партнеров, пострадает и весьма серьезно наша обороноспособность, будет происходить дальнейшее понижение уровня жизни населения.
По-прежнему стоит настоятельная задача реформы госуправления – с нынешними институтами двигаться вперед невозможно. Обозначенные нами самими цели удвоения несырьевого экспорта за шесть лет и его увеличения в четыре раза за 15 лет невыполнимы в принципе без снятия санкций и улучшения наших отношений с Западом, подчеркнул Кудрин.
Если и когда все эти цели будут достигнуты и задачи решены, наверное, можно будет вернуться к проектам Сергея Лаврова, предполагающим доминирование в мире трех держав – США, Китая и России.
Алексей Портанский – профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.