Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
21.07.2017 | Алексей Токарев
Кто, чем и откуда выстрелил? Три года катастрофе В-777
17 июля 2014 года ЗРК Бук-М1 сбивает огромный Boeing-777 над территорией Украины. Погибают 298 человек, ни один из которых не имеет отношения к конфликту. Начинаются несколько международных расследований. Кто, чем и откуда выстрелил? – до сих пор консолидированных ответов на эти вопросы нет. Но и версию российских оборонщиков о точке пуска и траектории ракеты никто внятно не опроверг.
«Три семерки» (Triple Seven), на сленге российских авиаторов – «топоры», - широкофюзеляжный самолет, поставивший мировые рекорды по дальности коммерческих перевозок. По некоторым линейным размерам он уступает американским собратьям из семейства B-747 и конкуренту из Европы A-380. На B-777 стоят самые большие двигатели из всех, что используются пассажирскими лайнерами, - GE90.
17 июля 2014 года два чуть меньших Rolls-Royce Trent 800 в 14:31 по Москве отрывают один из самых больших авиалайнеров в мире от ВПП аэропорта «Схипхол» в Амстердаме. Конкретно этому воздушному судну Boeing-777-200ER с бортовым номером 9M-MRD 17 лет. На борту 298 человек: 15 членов экипажа (из которых 2 пилота), 283 пассажира, занимающие абсолютно все кресла в салоне. ER в индексе – extended range (повышенная дальность) – воздушное судно следует в малазийскую столицу Куала-Лумпур. Около десятка человек летят на конференцию по борьбе со СПИДом. Среди пассажиров 80 детей. Большинство летящих – граждане Нидерландов, также – Малайзии, Австралии, Индонезии и Великобритании. Есть бельгийцы, немцы, филиппинцы, канадец и новозеландец – в глобальном мире этот самолет везет людей со всего света, соединяя два его конца.
Над воюющим юго-востоком Украины открыты эшелоны для международных транзитных рейсов. На момент пуска ракеты пространство для полётов закрыто до высоты 7900 м. Через три часа после начала полета, оставив позади Голландию, Германию и Польшу, «три семерки» с высоты в 9448 м поднимается на эшелон в 10 км. В 17:20 по Москве он резко теряет скорость, тогда же прекращают работать бортовые самописцы.
В 17:50 Facebook, который велся от имени одного из полевых командиров ополченцев Игоря Стрелкова, пишет: «В районе Тореза только что сбили самолет Ан-26, валяется где-то за шахтой „Прогресс“. Предупреждали же – не летать в нашем небе». Новость перепечатывают российские агентства, включая ИТАР-ТАСС и РИА «Новости», повторяя топоним «Торез» и индекс «Ан-26». Запись из социальной сети удалят, но, будучи неоднократно заскриншотенной, она станет одним из важнейших доказательств версии «выстрела стрелковцев». Ополченцы действительно ждут украинскую транспортную авиацию: месяцем ранее в луганском аэропорте они сбили украинский Ил76 – 49 убитых десантников обозначают крупнейшие одномоментные потери за всю историю ВСУ. За три дня до катастрофы Боинга в Луганской области сбивают ещё один транспортник – Ан-26. В 19:19 17 июля РИА обновляет новость на сайте: «Торез находится около города Снежное, где ополченцы располагают несколькими зенитными установками. Вчера в этом районе они сбили два самолёта Су-25».
Версии: от штурмовика ВВС Украины до российской ПВО
В то, что Boeing-777-200ER с бортовым номером 9M-MR… опять исчез с радаров, никто не верит. Невозможно, чтобы Boeing-777-200ER 9M-MRO, то есть отличающийся лишь на одну букву на борту, 8 марта упал в Индийский океан, погубив 239 человек, а спустя несколько месяцев воздушное судно той же компании снова потерпело крушение.
Информационная война набирает обороты. Украина вне всяких доказательств прямо обвиняет Россию. В российском министерстве обороны замешательство: сначала военные говорят о не отвечавшем на запросы Ростовского зонального центра наблюдения объекте, видимом на радарах. Вечером сайт РИА «Новости» пишет: «Очевидцы, наблюдавшие полет пассажирского самолета „Боинг-777“, наблюдали атаку на него штурмовика ВВС Украины». Спустя четыре дня оборонное ведомство представляет спутниковые фотографии, неопровергнутые до сих пор. За три дня до катастрофы в районе будущего крушения видны самоходные и пускозаряжающие установки ЗРК «Бук-М1». Официальный представитель Минобороны заявляет: «почему батарея оказалась в этом районе вблизи территории, контролируемой ополченцами, непосредственно перед трагедией? Съемки, произведенные 18 июля, показали, что батарея оставила занимаемую ранее позицию».
Официальный Киев тут же кивает на Москву. Главный чекист Украины Валентин Наливайченко заявляет, что СБУ перехватила разговоры о том, что ЗРК «Бук» переправлен с территории России. В 2017 году «Новая газета» будет утверждать, что нашла экс-полковника российской армии, который в ДНР дослужится до генерал-майора, возглавит войсковую разведку и в итоге будет отвечать за транспортировку «Бука» на территорию Украины. Три года назад, сразу после трагедии США заверяют, что самолет был сбит ракетой класса «земля-воздух». Следуют обвинения в адрес вооруженных сил ДНР. Версии включают и российских военных – западные масс-медиа предпочитают не вспоминать катастрофу Ту-154 над Черным морем в 2001 году, когда 88 человек погибли, по наиболее распространенной версии, из-за ошибки украинских военных в рамках учений. Российские СМИ, напротив, активно вспоминают данный эпизод.
Австралийский и канадский премьеры Тони Эббот и Стивен Харпер активно набирают политические очки, вне результатов официального расследования обвиняя российские ВС в трагедии. Спустя несколько месяцев в программе «Однако» Михаил Леонтьев демонстрирует черно-белую спутниковую фотографию, на которой виден самолет украинских ВВС, атакующий «Боинг». Позже выясняется, что это подделка, но четкий инверсионный след от ракеты, летящей в сторону белой американской громадины над серо-черными украинскими полями, надолго уходит в массовое сознание.
«Алмаз-Антей» включается в расследование
«Новая газета» объявляет свое расследование. Анонимные источники (впоследствии оказавшиеся концерном «Алмаз-Антей») присылают в редакцию подробнейший доклад, на основании которого делается вывод: «Самолет был поражен ракетой земля-воздух».
Доклад сделан на основе предварительного отчета, переданного в корпорацию Нидерландами. Авторы принципиально не называют сторону, запустившую ракету. Они отмечают лишь ее тип: «9М38М1 комплекса „Бук-М1“. Данная ракета комплекса „Бук“ была снята с производства в 1999 году. То есть ни концерн, ни его предприятия не могли поставить эти ракеты в XXI веке кому бы то ни было». Официальные Вашингтон и Киев невнятно опровергали доклад.
Концерн активно включается в расследование. Все стороны признают, что выстрел сделал ЗРК «Бук-М1» - «Алмаз-Антей» как его производитель разбирается в ТТХ, как никто другой. Основная задача концерна – подтверждение или опровержение версии международной комиссии по расследованию катастрофы: самолет обстрелян из района города Снежное ракетой 9М38M1 (с поражающими элементами в форме двутавров, оставляющими входные отверстия, похожие на бабочку). Ключевой момент: Снежное 17 июля 2014 года находилось под контролем повстанцев Донбасса.
Дальнейшие выводы оставлены политикам и диванным специалистам. Двумя экспериментами российский концерн лишь отвечал на вопрос: «Откуда и чем был сбит рейс MH-17?»
Первое, что сделал «Алмаз-Антей», - смоделировал воздушное судно с учетом повреждений. В июле 2015 года концерн предложил свою версию: «три семерки» был обстрелян со стороны находившегося под контролем ВСУ села Зарощенское (южнее него) ракетой 9М38 с боевой частью 9Н314 (без двутавров), принадлежащей комплексу Бук. 7 октября того же года концерн провел натурный эксперимент.
Тип поражающих элементов: «Бабочки» или «двутавры»
Стоит пояснить, как распределяются поражающие элементы ракеты 9М38M1 в пространстве. Точка подрыва находится не в начале ракеты, а примерно в конце ее первой трети. Сами элементы при подрыве летят не вперед, а в стороны, образуя своеобразные сектора круга, направленные от тела ракеты. Проще говоря: не вдоль вектора движения, а почти перпендикулярно ему. Проанализировав обломки фюзеляжа, двигателей и крыльев В-777, собранные на полях Донбасса, российские специалисты отмечают, что боевая часть ракеты ударила слева, повредив левую переднюю часть кабины «Боинга», гондолу левого двигателя, предкрылки левого крыла, левый стабилизатор, киль слева. Это значит, ракета двигалась перпендикулярно курсу самолёта, пересекая его.
Российские оборонщики обращают внимание на форму входных отверстий от осколков – схожую с параллелепипедом. Кроме того, они утверждают, исходя из анализа многочисленных снимков, что осколки двигались вдоль самолета, пробивая, в том числе, его шпангоуты.
В первой, международной версии, ракета прилетала из Снежного и поражала элементами левую часть кабины, поскольку двигается почти параллельно самолету. В этом случае осколки не могут двигаться вдоль фюзеляжа, пробивая шпангоуты. Кроме того, без повреждений остается левый двигатель. На данной траектории поражающее облако похоже на нож, режущий колбасу поперёк. В версии концерна ракета сильно изменяет траекторию, почти пересекая курс «Боинга». При таком ракурсе поле осколков формируется вдоль фюзеляжа, а левый двигатель получает заметные повреждения. Данный ракурс явным образом более приближен к реальным поражениям MH-17.
В рамках первого этапа натурного эксперимента специалисты «Антея» смоделировали на земле фюзеляж, поместили рядом с ним ракету, «летящую» по траектории из Зарощенского, и подорвали ее. После этого сравнили поле поражения от взрыва с компьютерным моделированием. Результаты совпали.
Вторая часть натурного эксперимента заключалась в том, чтобы подорвать ракету 9М38M1, размещенную на траектории «из Снежного», рядом с самолетом, максимально похожим по своим габаритам на американские «три семерки». «Умирать» в благородных целях пришлось списанному Ил-86 – первому советскому широкофюзеляжному дальнемагистральному судну.
Кабину Ил-86 и ракету 9М38M1, помещенную на нужную траекторию и подготовленную с учетом данных на 40-ю секунду полета (когда и произошел подрыв боевой части), поставили друг рядом с другом. Справа от кабины разместили деревянный щит, ставший моделью левого двигателя. У советской машины, в отличие от американской, по два двигателя на крыле, но они значительно меньше. Оказалось проще сделать стенд из фанеры, чем распиливать какое-то другое, схожее по длине крыла с «Боингом», судно и ставить рядом с Ил-86.
После подрыва боевой части повреждения получила левая сторона кабины. Кроме того, на фотографиях отчетливо видны следы от двутавров. «Левый двигатель» остался неповрежденным – «Алмаз-Антей» предоставил фото, на котором фанерный щит не имеет ни одного просвета после взрыва. Очевидным образом это опровергает версию о подрыве ракеты именно на этой траектории. Это означает, что выводы международной комиссии о конкретной траектории некорректны.
С учетом формы входных отверстий (параллелепипед) «Алмаз-Антей» заявил о том, что использовавшейся ракетой была не 9М38M1, как утверждает международная комиссия, а ее более ранняя версия 9М38. Она не имеет в своем составе двутавров, ее поражающие элементы оставляют повреждения в форме параллелепипедов. «Алмаз-Антей» напоминает, что в советские времена ракеты 9М38 поставлялись Украине. Точных данных о количестве таких боеприпасов у украинской армии нет. Ракеты 9М38 на вооружении у России не стоят – с 1986 года такие ракеты в армию не поставлялись, срок годности последней из них истек в 2011 году.
Первый эксперимент «Алмаз-Антея» подтвердил их версию с районом пуска. Второй опроверг международную версию.
Сейчас в двух версиях есть четыре различия:
- район запуска: Зарощенское (ВСУ) vs. Снежное (ополчение).
- траектория ракеты: почти перпендикулярно vs. почти параллельно курсу MH-17.
- направление облака поражающих элементов: параллельно фюзеляжу с поражением левого двигателя vs. перпендикулярно фюзеляжу без поражения левого двигателя.
- тип поражающих элементов и ракеты: параллелепипеды и 9М38M vs. двутавры и 9М38M1.
Если мы доверяем результатам компьютерного моделирования концерна касательно траектории полета ракеты, следует признать, что его версия описывает реальность много объективнее, чем международная, не соответствующая фактам, как минимум, в определении типа поражающих элементов.
17 июля 2017 года сообщество журналистов-расследователей Bellingcat представило очередное опровержение доклада российского концерна. В общем виде заявляется о том, что местные жители не видели в Зарощенском батарею Бука. «Никаких правдоподобных свидетельств» нахождения украинских «Буков» в районе катастрофы предоставлено не было», - пишут в докладе. Во-первых, расследователи этой фразой расписываются в том, что невнимательно читали документ «Алмаз-Антея». Концерн и не искал ЗРК где бы то ни было – это в принципе не его компетенция. Во-вторых, в этой борьбе версий наглядно проявляются два подхода к расследованию. Концерн на основании объективных данных о полёте пытается определить точку пуска и тип ракеты. Журналисты ищут свидетельства очевидцев, опровергая результаты математического моделирования устами селян в стиле «вас здесь не стояло». Ни альтернативное антеевскому моделирование, ни альтернативные натурные эксперименты не представил никто. Версия концерна остаётся наиболее объективной.
Алексей Токарев – старший научный сотрудник Института международных исследований университета МГИМО, кандидат политических наук
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.