Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
18.08.2017 | Александр Ивахник
Британия пытается перехватить инициативу на переговорах с ЕС
В июне и июле прошло два раунда переговоров в Брюсселе о выходе Великобритании из Евросоюза. Никаких договоренностей пока не достигнуто. Более того, после досрочных выборов, резко ослабивших позиции правящих консерваторов, правительство Терезы Мэй подвергалось все большей критике за неготовность представить на переговорах свои конкретные предложения по ключевым вопросам.
Перед новым раундом переговоров, который должен пройти в конце августа, кабинет тори пытается преодолеть обозначившиеся ранее внутренние разногласия относительно степени жесткости «Брексита» и проявить бóльшую целеустремленность в подходе к переговорам с ЕС. В начале августа появилась информация, правда, официально не подтвержденная, о готовности Великобритании заплатить Евросоюзу 40 млрд. евро для покрытия своих взятых ранее и будущих финансовых обязательств (впрочем, представители Еврокомиссии считают, что британский «счет за развод» должен быть больше – чаще всего называлась сумма в 60 млрд. евро). А на этой неделе правительство Соединенного Королевства начало публикацию ряда рабочих документов, излагающих переговорные позиции страны.
Согласно заявлению министерства по делам выхода из ЕС, эти документы призваны доказать готовность Великобритании к тому, чтобы продвинуть переговоры к следующей стадии. Стоит заметить, что Брюссель еще до лета опубликовал 9 рабочих документов, в т.ч. по двум вопросам, которые он рассматривает как важнейшие для обеспечения упорядоченного выхода Великобритании из союза, – о правах 3,2 млн. граждан ЕС, живущих и работающих в Соединенном Королевстве, и 1,2 млн. британцев, постоянно проживающих в странах ЕС, и о принципах финансового урегулирования взаимных обязательств.
Первая переговорная позиция, опубликованная кабинетом Терезы Мэй 15 августа, касается таможенных отношений между Великобританией и Евросоюзом после «Брексита». Как известно, изначально премьер-министр и ее внешнеполитическая команда – министр по делам выхода из ЕС Дэвид Дэвис, министр иностранных дел Борис Джонсон и министр международной торговли Лиам Фокс – отстаивали «жесткий Брексит», включающий выход из единого рынка и таможенного союза ЕС. Официально этот подход остается в силе. Но после неудачи тори на парламентских выборах усилилось давление бизнеса и выражающего его позиции министра финансов Филипа Хэммонда в пользу более гибкого варианта выхода. Рабочий документ о взаимоотношениях Великобритании и ЕС в таможенной сфере явно носит на себе печать поиска компромисса.
В документе предлагается на переходный период после «Брексита» ввести режим временного таможенного союза Великобритании с ЕС для предотвращения хаоса в торговле сразу после выхода, т.е. после марта 2019 года. Сейчас доля Евросоюза в общем обороте внешней торговли Британии составляет почти 50%, ежегодный экспорт товаров и услуг достигает 230 млрд. евро, а импорт – 290 млрд. евро. Опубликованный проект предполагает в течение переходного периода сохранение в основных чертах ныне существующих правил торговли, т.е. торговля Британии со странами ЕС будет осуществляться беспошлинно, а со странами вне союза – по тем тарифам, которые установлены в ЕС. Однако поскольку с началом переходного периода Великобритания официально уже не будет являться членом таможенного союза ЕС, она, согласно документу, получит право вести торговые переговоры со странами, не входящими в ЕС, и даже подписывать с ними торговые соглашения, но не сможет применять их. Выступая на радио BBC 15 августа, Дэвид Дэвис не исключил, что Великобритании придется платить за пребывание во временном таможенном союзе. Он также отметил, что транзитный период должен длиться что-то около двух лет, в течение которых компании смогут подготовиться к переходу на новые правила внешней торговли.
Правительственный документ предусматривает, что после завершения переходного периода в силу должно вступить новое долгосрочное таможенное соглашение с ЕС. В документе содержится два варианта такого соглашения. Согласно первому варианту, будет установлена «в высшей степени оптимизированная» таможенная процедура, включающая максимальное упрощение контроля товаров, перемещаемых между Великобританией и государствами ЕС, с использованием современных электронных технологий. Тем не менее, признается, что это повлечет увеличение администрирования по сравнению с существующим таможенным союзом.
Второй вариант предполагает достижение соглашения с ЕС о «новом таможенном партнерстве», которое «сведет на нет необходимость таможенной границы между Великобританией и ЕС». Это может быть достигнуто за счет того, что таможенный режим Британии будет полностью приведен в соответствие с таможенным режимом Евросоюза в отношении товаров, которые потребляются в ЕС. Тем не менее, Великобритания будет осуществлять свой собственный таможенный контроль за товарами, которые ввозятся в страну извне ЕС.
Публикация правительственного документа с предложениями по таможенному сотрудничеству после «Брексита» говорит о том, что в Лондоне растет неудовлетворенность очередностью вопросов для переговоров, на которой настаивает Брюссель: сначала – условия выхода и лишь затем – основы отношений после «Брексита». В Лондоне считают, что два этих блока вопросов неразрывно связаны, их разделение искусственно. Именно на это указывало правительство Великобритании, представляя 16 августа рабочий документ о статусе после «Брексита» границы между Северной Ирландией и Ирландской Республикой.
В документе отмечается, что оба предложенных накануне варианта будущего таможенного соглашения – «оптимизированная» таможенная процедура с современными технологическими решениями и беспрецедентное «таможенное партнерство» – позволят сохранить «прозрачную, беспрепятственную» границу. В проекте говорится, что Соединенное Королевство будет стремиться избежать «любой физической пограничной инфраструктуры», включая таможенные посты, на границе с Ирландией. Планируется создать такие условия, при которых мелкие и средние торговцы, обеспечивающие до 80% торговли между Республикой Ирландия и Северной Ирландией, вообще не подвергались бы никаким проверкам на границе. Что касается крупных компаний, то они подпишут новые соглашения о пользующихся доверием торговых партнерах. Это должно позволить транспортным средствам зарегистрированных компаний пересекать границу в режиме электронной регистрации. Рабочий документ также призывает к подписанию соглашения между Великобританией и ЕС о сохранении существующей Общей зоны передвижения, которая позволяет гражданам Соединенного Королевства и Ирландии свободно путешествовать без прохождения паспортного контроля.
Эти предложения получили полную поддержку со стороны Демократической юнионистской партии Северной Ирландии – союзников кабинета Терезы Мэй в Палате общин. Министр иностранных дел Ирландии Саймон Ковеней также заявил, что в целом согласен с принципами опубликованного рабочего документа.
Гораздо критичнее отношение к правительственным предложениям по таможенному сотрудничеству с ЕС – и внутри Великобритании, и, главное, в Брюсселе. Известный лейборист, один из руководителей межпартийной общественной группы «Открытая Британия» Крис Лесли подчеркнул: «Претендовать на то, что мы можем иметь самые свободные и беспрепятственные торговые отношения с нашим крупнейшим партнером, в то время как правительство по-прежнему собирается вывести Британию из таможенного союза – это фантазия. Это заблуждение самого высокого порядка. Единственный путь сохранить подлинно свободную торговлю с Европой и защитить зависимые от нее миллионы рабочих мест заключается в том, чтобы остаться членом таможенного союза».
В Брюсселе позитивно расценили само начало публикации Британией серии документов, разъясняющих ее переговорные позиции. Однако Еврокомиссия критически отреагировала на документ с британскими таможенными предложениями. «Мы принимаем во внимание просьбу Великобритании о переходном периоде и ее предпочтения касательно будущих отношений. Но мы будем рассматривать их, только когда будет достигнут достаточный прогресс по условиям упорядоченного выхода», – традиционно говорится в заявлении ЕК. Брюссель также отверг утверждение Британии о том, что будущие торговые отношения могут быть столь же легкими и эффективными, как сейчас. «Как отмечал Мишель Барнье (главный переговорщик от ЕС) по нескольким поводам, ‘беспрепятственная торговля’ невозможна вне единого рынка и таможенного союза ЕС», – подчеркивается в заявлении Еврокомиссии. А экс-премьер Бельгии Ги Верхофстадт, отвечающий за формулирование позиции Европарламента по переговорам о «Брексите», заметил: «Быть одновременно внутри и вне таможенного союза и иметь ‘прозрачные границы’ является фантазией».
Таким образом, можно быть уверенным, что попытка Британии перехватить переговорную инициативу натолкнется на жесткое сопротивление со стороны Евросоюза, а сами переговоры будут и дальше проходить сложно и противоречиво. Предложения Великобритании по будущему таможенному соглашению имеют шанс лечь на стол переговоров лишь после саммита Евросоюза в октябре, который должен рассмотреть прогресс, достигнутый в согласовании непосредственных условий выхода из союза.
Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.