Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

25.08.2017 | Алексей Хлебников

Роль Египта для России может вырасти…но не обязательно

ЕгипетВ понедельник, 21 августа, министр иностранных дел Египта Самех Шукри прибыл с рабочим визитом в Москву, где провел переговоры со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. Стороны обсудили широкий спектр региональных проблем и кризисов на Ближнем Востоке и а Северной Африке, включая Сирию, Ливию и Йемен. Отдельное внимание было уделено теме совместной борьбы с терроризмом.

Остановка в Москве стала первой в рамках европейского турне египетского министра, что подчеркивает внешнеполитические приоритеты Египта. Шукри также передал через Лаврова личное письмо президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси Владимиру Путину. Этот визит стал логичным продолжением постоянных российско-египетских контактов как по линии министерств иностранных дел и обороны, так и по линии президентов двух стран, которые активизировались с 2013 года и продолжают интенсивно развиваться сегодня. Телефонные разговоры министров иностранных дел проходят на ежемесячной основе, а за последние полтора года Лавров и Шукри встречались уже трижды.

В результате военного переворота в Египте в 2013 году к власти пришел сегодняшний президент Абдель Фаттах ас-Сиси (стал президентом официально после победы на выборах весной 2014 года). После этого Египет начал проводить более диверсифицированную политику. Египетские военные помнили, что США не стали «спасать» своего союзника президента Мубарака во время массовых демонстраций в январе 2011, а после свержения Братьев-мусульман военными в 2013 году Вашингтон приостановил ежегодную военную помощь в размере $1,3 млрд. Таким образом, сегодняшний политический истэблишмент Египта понимает, что рассчитывать только на США не приходится. В связи с этим Каир стал более активно развивать свои отношения с Москвой как в торгово-экономической и энергетической сферах, так и в военном отношении и в области борьбы с терроризмом.

Учитывая выросшее за последние полтора года влияние России в Сирии, да и в регионе в целом, Москва поняла, что необходимость сотрудничества с США на Ближнем Востоке для решения определенных проблем не отменяет односторонних шагов России, направленных на использование складывающейся ситуации в своих интересах. Даже несмотря на то, что США до сих пор остаются главной внешней силой на Ближнем Востоке (хотя и менее вовлеченной в него), создаются условия, которые Москва может использовать для роста своего влияния в регионе.

Российский подход к Египту

После периода глубокого сотрудничества с СССР практически во всех отраслях в период президентства Гамаля Насера Египет становится одним из самых надежных и верных союзников США на Ближнем Востоке и Северной Африке. Традиционно американский подход к безопасности в этом регионе основывался на ключевой роли отношений с Израилем, Египтом и Саудовской Аравией. Однако с зимы 2011 года это начало меняться. Именно тогда президент Египта Хосни Мубарак ушел в отставку в результате массовых антиправительственных протестов, и Каир стал пересматривать свое отношение к политике США в регионе. В 2013 году, после того как сегодняшний президент ас-Сиси (будучи министром обороны) возглавил государственных переворот, свергнув президента от Братьев-мусульман Мухаммеда Мурси, Египет стал диверсифицировать свою внешнюю политику за счет улучшения отношений с Россией. Египетские элиты чувствовали себя обманутыми своим ближайшим союзником – США. Во-первых, в 2011 году Вашингтон ничего не сделал, чтобы спасти Мубарака, и во-вторых, в 2013 году он приостановил ежегодную финансовую помощь Египту в размере $1,3 млрд. из-за незаконного государственного переворота.

В результате с 2013 года Россия и Египет интенсифицировали двусторонние отношения и сотрудничество. Тогда же в 2013 году был запущен новый формат встреч и переговоров «2+2» между министрами обороны и иностранных дел двух государств. Обычно такой формат свидетельствует о высоком уровне сотрудничества между партнерами и об их важности друг для друга.

Начиная с 2013 года, Россия и Египет подписали несколько многомиллиардных контрактов на поставку российских вооружений, включающих в себя истребители, вертолеты, системы береговой обороны, и т.д. Более того, Россия будет строить в Египте первую атомную электростанцию в эд-Дабаа и обучать ее будущий египетский персонал. По сути, Россия будет с ноля создавать египетскую ядерную промышленность, что уже подразумевает глубокий уровень сотрудничества. На сегодняшний день контракты на постройку четырех атомных энергоблоков подготовлены и проходят финальную законодательную проверку в Египте.

В результате, российско-египетские отношения значительно улучшились в последние годы. Экономическое и военно-техническое сотрудничество, включающее не только покупку российских вооружений, но и совместные военные учения в Египте, сотрудничество в сфере энергетики и борьбы с терроризмом создали серьезную базу для дальнейшего развития отношений.

Однако не стоит забывать, что США до сих пор являются одним из крупнейших торгово-экономических и политических партнеров Египта. В добавок к этому страна находится на «финансовой игле» государств Персидского Залива, которые за последние четыре года предоставили Египту финансовую помощь, гранты, прямые инвестиции, беспроцентные займы и т.д. на сумму более $35 млрд. Поэтому стратегическая ориентация Египта не должна вызывать ни у кого сомнений. С другой стороны, это не означает, что Египет полностью разделяет подходы Саудовской Аравии и стран Залива к важным региональным проблемам: к Ирану, войне в Йемене, Сирии. Каир здесь, мягко говоря, имеет не совсем идентичные подходы и менять их не собирается.

В этом контексте для России Египет становится еще более важным и ценным партнером, взгляды которого отличаются от стран Залива и США, но в то же время и важны для них. Все-таки Египет – это крупнейшая арабская страна, обладающая самой большой и наиболее боеспособной армией в арабском мире, мирным договором с Израилем и поддержкой США. Египет является ключевой страной для обеспечения безопасности региона и стабильности. Поэтому любое региональное объединение, наподобие идеи создания «Арабского НАТО», выдвинутой Трампом на саммите в Эр-Рияде в этом году, или борьба с терроризмом на Синайском полуострове и в Ливии невозможны без участия Египта.

В этой связи очень показателен визит Лаврова и Шойгу в Каир 29 мая 2017 года для переговоров с президентом Египта и его министрами. Визит прошел через неделю после проведенного в Эр-Рияде Арабско-Исламского Американского Саммита. Президент Египта принимал в нем участие и встречался с Трампом. Помимо этого, как раз во время саммита Трамп озвучил сделку о закупке Саудовской Аравией оружия у США на сумму $110 млрд. и идею создания «Арабского НАТО». Вполне вероятно, именно эти вопросы, касающиеся возможного изменения баланса сил в регионе, и обсуждали Лавров и Шойгу со своими египетскими коллегами.

Вполне естественно, что Египет воспринимает Россию как важного партнера, наличие которого позволяет маневрировать и компенсировать чрезмерное влияние США, добиваясь лучших сделок с обеими сторонами. Однако в том случае, если администрация Трампа возьмет на вооружение более традиционный подход к региону, военно-политическое сотрудничество между Египтом и США вполне может очень быстро достичь новых высот, а пространство для развития отношений с Россией уменьшится. Если Вашингтон продемонстрирует Египту такую же приверженность партнерству, как в случае с Саудовской Аравией, то такой сценарий будет вполне вероятным. С экономической и технологической точек зрения США могут предложить Египту гораздо больше, чем Россия.

Взаимный интерес

Важно, что 21 августа после переговоров со своим египетским коллегой Лавров подчеркнул активную роль Египта в процессе создания зон де-эскалации в Сирии. В последние недели в Каире прошли несколько встреч, позволившие договориться представителям различных групп сирийской оппозиции и российского министерства обороны о зонах де-эскалации в Восточной Гуте и Хомсе. Поэтому для России Египет также является важной вспомогательной платформой, которая способна помогать добиваться прогресса в Сирии. В этом смысле Египет также выступает дополнительным каналом связи между Россией, с одной стороны, и странами Залива, поддерживающими определенные сирийские оппозиционные группы, – с другой.

Еще одна важная тема в российско-египетских отношениях – это восстановление прямого воздушного сообщения. После крушения российского пассажирского самолета над Синаем в октябре 2015 года и запрета Москвы на прямое авиасообщение египетская туристическая отрасль оказалась в затруднительном положении, так как поток туристов из России был одним из самым больших. До сих пор Россия не готова снять запрет, ссылаясь на несоответствие требованиям безопасности египетских аэропортов. Однако после переговоров с Шукри Лавров отметил прогресс в этом вопросе и сказал, что в самое ближайшее время будет дополнительная ясность в отношении перспектив возобновления прямого авиасообщения. Что более важно, подобная ситуация дает Москве определенный рычаг воздействия на Каир.

Египет также является для России воротами в Ливию. Эта страна является важным дестабилизирующим элементом, где сосредоточены значительные силы террористов. Важно отметить, что Россия и Египет впервые провели совместные учения десантников в египетской пустыне в октябре 2016 года и первые совместные морские учения в Средиземном море в июне 2015 года. Эти учения имели больше военно-политический, нежели сугубо военный смысл. Они показали, что Россия и Египет вышли на новый уровень сотрудничества, и что Москва готова помогать Египту в борьбе с терроризмом в Ливии. Более того, это был четкий сигнал США, что Египет стремится развивать многосторонние партнерские отношения, а не замыкаться на одном важном партнере. В последние месяцы Россия активизировалась на ливийском направлении. Москва поддерживает контакты со всеми сторонами внутригосударственного конфликта – и с правительством в Триполи, и с парламентом в Тобруке, и с племенами на юге Ливии. В этом смысле Египет является страной, важной для разрешения кризиса, так как открыто поддерживает генерала Халифу Хафтара и парламент на востоке страны. Недавно назначенный новый спецпредставитель ООН по Ливии Гассам Саляме побывал в Египте, где провел переговоры с главой МИД Самехом Шукри в отношении ливийского кризиса. Это в очередной раз подтверждает важность Египта для разрешения конфликта.

Таким образом, последний визит главы МИД Египта в Москву в очередной раз подтверждает важность российско-египетского сотрудничества. Обе страны заинтересованы в развитии отношений, так как выигрывают от этого. Египет хочет быть уверен, что обладает достаточно диверсифицированной сетью международных партнеров, что позволяет ему проводить более независимую политику, играя на противоречиях. В то же время Россия хочет быть уверена в том, что в регионе не произойдет кардинального изменения баланса сил, и вместе с тем пытается получить максимальную выгоду для себя в сфере экономического и военного сотрудничества. Кроме того, продолжающийся хаос в Ливии и желание России сыграть в ней конструктивную роль еще более привязывают Москву к Каиру. В итоге, многое будет зависеть от той политики, которую изберет администрация Трампа по отношению к Египту. Это, в свою очередь, покажет, будет ли Каир продолжать развивать свои отношения с Россией или предпочтет ее другому партнеру.

Алексей Хлебников – политолог, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net