Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
21.09.2017 | Дмитрий Алексеев
Парламентский вес: что ждать от осенней сессии Госдумы?
13 сентября состоялось первое пленарное заседание Осенней сессии Госдумы VII созыва. В ближайшие несколько месяцев депутатам предстоит рассмотрение ряда важных вопросов в относительно сжатый срок. За вычетом времени, которые депутаты проводят в своих регионах, работая с избирателями (традиционно одна неделя в месяц, в течение которой не проводятся пленарные заседания), на собственно законотворчество остается не более трех месяцев.
Основным достижением прошедшей весенней сессии следует считать повышение активности депутатов и в целом увеличение политического веса Госдумы. Удалось окончательно избавиться от ярлыка «бешеного принтера». Впрочем, не исключено, что руководству нижней палаты парламента хотелось бы, чтобы изменения проходили более быстрыми темпами. Парламентская дисциплина, с одной стороны, укрепилась, а с другой – можно вспомнить свидетельства журналистов о полупустом зале заседаний в период весенней сессии. Иными словами, определенные меры по улучшению имиджа нижней палаты парламента были предприняты, но и сделать в этом направлении еще предстоит многое.
Как бы то ни было, согласно недавно вышедшему «Рейтингу законотворцев» по итогам прошедшей сессии, который раз в полгода выпускают ИСЭПИ совместно с Центром содействия законотворчеству, доля одобренных депутатских законопроектов почти достигла 30% (выше уровня осени прошлого года). Правительство осталось основным субъектом законотворчества, однако его доля от общего количества законопроектов снизилась с 71% (осень 2016 г.) до 56% (весна 2017 г). Доминирующими темами весенней сессии стали вопросы социальной тематики, финансовое, потребительское и жилищное право, отраслевое регулирование. Попробуем спрогнозировать, какие вопросы будут наиболее актуальны в период осенней сессии.
Ключевые темы Осенней сессии
Главная задача каждой осенней сессии – принятие бюджета на следующий финансовый год. Он будет передан на рассмотрение парламента уже в октябре. Сложно представить, что повторится ситуация 2015 г., когда в первом чтении бюджет был принят 239 голосами, при необходимых 226. Несомненно, некоторые корректировки расходной части могут последовать, однако в основном они будут прорабатываться в профильных комитетах. Вполне вероятно, что Минфин станет объектом для критики в связи с дефицитом бюджета, а также недофинансированием социальной сферы. В плановый период 2019-2020 гг. бюджет также дефицитный, хотя разница между расходами и доходами меньше.
Еще одной важной темой осенней сессии Госдумы может стать законодательное регулирование цифровой экономики. С точки зрения риторики, тема цифровой экономики сейчас находится едва ли не на пике популярности, о необходимости законодательного оформления этой сферы. Однако, исходя из данных Автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности ( АСОЗД), в Госдуму еще не внесено ни одного законопроекта, который как-либо связан с IT или цифровой экономикой. Отрегулировать «с нуля» столь сложную сферу за одну сессию практически не представляется возможным. Крайне сложная задача стоит перед комитетом ГД по экономической политике (именно он курирует большую часть законотворчества в области цифровой экономики) и перед комитетом ГД по финансовому рынку (по всей видимости, на его площадке будет обсуждаться регулирование оборота криптовалют). В любом случае, наблюдать за обсуждениями законодательных инициатив в этой непростой сфере, а также столкновение интересов Правительства, законодателей, IT компаний будет крайне интересно.
На открытии Осенней сессии В. Володин в числе прочего обозначил такие значимые вопросы, как безопасность дорожного движения, обращение с животными, положение носителей русского языка. Едва ли исчерпывающие решения будут найдены в течение только лишь Осенней сессии, что, впрочем, не исключает возникновение резонансных инициатив по вышеуказанным темам.
Дума как «место для дискуссий» и оптимизация законотворчества
Важно отметить, что Вячеслав Володин несомненно рассматривает Госдуму как инструмент увеличения собственного политического веса, а значит, в центре внимания парламентариев должен остаться вопрос ужесточения парламентского контроля и, в тоже время, актуализация роли Думы как площадки для дискуссий. Следовательно, можно ожидать дальнейшее расширение практики парламентских слушаний по наиболее острым вопросам.
Стремление к усилению Думы как полноправного субъекта политического процесса согласуется с предстоящей избирательной кампанией в преддверии президентских выборов. У главного законодательного органа страны появляется шанс сделать большой шаг на пути к тому, чтобы стать тем, чем она и должна быть – площадкой выражения интересов граждан при содействии народных представителей. Говоря примитивно, через Думу власть может показать, что слышит людей. В этом смысле, интересы В. Путина и В. Володина полностью совпадают.
Одним из приоритетов спикера уже традиционно является оптимизация законотворческой деятельности. Именно с этим связано перераспределение полномочий от комитета по государственному строительству к комитету по регламенту (теперь курирует вопросы избирательного законодательства, парламентского контроля, возможные корректировки закона «О статусе члена Совета Федерации и депутата Госдумы»), комитету по развитию гражданского общества (гражданство и миграция), комитету по делам семьи, женщин и детей (опека и попечительство).
Казалось бы, в данном случае можно говорить о снижении влияния комитета по госстроительству и лично его председателя Ф. Крашенинникова. Возможно, подобные суждения и не лишены смысла. В тоже время, комитет действительно был перегружен. Исходя из информации, данной на сайте комитета, депутаты могли рассматривать за одно заседание по 30 – 40 законопроектов. В подобных условиях сложно говорить о тщательном разборе каждой инициативы. Вместе с тем, уместно упомянуть и о росте влияния комитета по регламенту, который ранее исполнял по большей части технические функции.
Среди других возможных трендов отметим вероятное продолжение исхода из Госдумы парламентариев, которые не могут добросовестно исполнять свои полномочия в связи с наличием иной нагрузки. Вспомним примеры А. Скоробогатько (38 место в списке богатейших бизнесменов России Forbes), известного в прошлом теннисиста М. Сафина. Число добровольно отказавшихся от мандата может возрасти.
Говоря о структуре голосования, едва ли она существенно изменится. Отметим лишь, что наибольшие перспективы, помимо правительственных и президентских, могут получить законопроекты, где в числе соавторов присутствуют представители разных фракций. В том числе это касается и скорости рассмотрения инициатив.
***
Стратегические цели парламентариев и спикера, в частности, едва ли претерпят изменения. Речь идет о вышеупомянутых и часто декларируемых улучшении качества законотворчества, увеличение доли законопроектов, где субъектом законодательной инициативы являются депутаты, повышение дисциплины.
Отдельно отметим рост запроса на плюрализм в Госдуме. Добиться его можно лишь при более широком вовлечении общественности в обсуждение законопроектов, активизации работы экспертного сообщества через соответствующие советы и уже упомянутые парламентские слушания. В тоже время для полноценного плюрализма в Думе не хватает доли интриги в принятии законопроектов. В текущих условиях такое реально лишь при разногласиях между правительством и думой или расколе внутри фракции «Единой России», что в преддверии президентских выборов невозможно.
Дмитрий Алексеев – магистрант НИУ ВШЭ
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.