Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
28.02.2006 | Игорь Рябов
ОТРАВЛЕННАЯ ПЕШКА
Недавние слухи о хвори, которая поразила Белый дом и его первое лицо, могут быть приманкой для тех, кто торопится со стартом предвыборной кампании-2008. Положение «хромой подсадной утки» должно льстить Михаилу Фрадкову. В древности жертва, которую вели на заклание ради высокой и чистой цели (например, чтобы пришел дождь или новый вождь), тоже обладала высшим, почти сакральным авторитетом.
Бесконечные споры Михаила Фрадкова со своими замами и министрами – Кудриным, Грефом и т.п. – возбудили новые пересуды о громких отставках. Вот-вот, говорят, кто-то из них другого съест. Правда, не совсем ясно, где начнется ритуальная трапеза – в президентской администрации или в правительстве.
Пророчества даже не портит тот факт, что крупные кадровые перестановки в АП и кабинете министров произошли только лишь в декабре. Напротив, силится мнение, что возвышение ряда фигур – Сергея Собянина, Сергея Иванова и Дмитрия Медведева – повлекут за собой перетряску в рядах тех, кто давно держится на плаву.
Участь быть съеденным все чаще отводят премьеру, а покусанными – его покровителям из отряда «силовиков». Причем второе гораздо важнее для участи премьера: пешку, полагают прожженые игроки в политические шахматы, отдать проще, чем полноценную фигуру. Тем более что оппонентов Фрадкова теперь собралась целая коалиция. Последний удар, который они нанесли премьеру – пустили слух о его неважном здоровье. В ответ Михаил Ефимович, уподобившись Великому Кормчему... не переплыл Янцзы, но устроил великий перелет из Москвы во Вьетнам и обратно в Москву через Кемерово, то есть как будто бы возвысился над бренным миром и злопыхателями.
Следующим витком атаки на Фрадкова, вещают информированные источники, будет ряд стратегических докладов президенту, из которых последует один вывод – премьер не тянет. Штука в том, что есть ряд докладчиков, к которым президент время от времени прислушивается и которые до сих пор радели за консолидацию элит, больше этого не хотят.
Слабость и зависимость Фрадкова является активно обсуждаемым фактом со дня его назначения. Он считается креатурой заместителя руководителя администрации президента Игоря Сечина, главного вдохновителя «силовой» группировки. Главный минус премьера – в дремучем взгляде на политэкономию. В некотором смысле это невеликий грех. У «силовиков» нет особых целей кроме усиления роли государства в экономике и своей собственной на ключевых ее постах. Служить на страже таких нехитрых интересов нетрудно. А в ситуации, когда начался раздел такого большого пирога, как Инвестиционный фонд, даже увлекательно.
В роли «немого стражника» Фрадков долго был удобен не только «силовикам». Президент, требуя от правительства удвоения ВВП, понимает, что с премьера все равно спроса нет, и ясный лозунг годится для большого стратегического пиара. Либеральная пара Греф и Кудрин смело посылает премьера уточнить задачу наверх, страха не ведая, ибо миссия невыполнима.
Фрадкову роль тоже по душе. Он стал вторым лицом в государстве из-за главного аппаратного качества – никогда никому не вредил (кроме Грефа, но это отдельная история), не мешал и ни за что серьезное не отвечал. Внешняя торговля, которую Михаил Ефимович курировал во времена оны, как была зажата в хомут различных ограничений со стороны мирового рынка, так и осталась. С этим он ничего поделать не может даже на высшем правительственном посту. Не отступая от своих карьерных принципов, премьер здравствует и поныне и даже время от времени набирает очки. Президент ему это делать позволяет – не Касьянов же это какой-нибудь.
Например, перестановки в кабинете министров привели к понижению роли Александра Жукова. На место одного вице-премьера пришли еще двое, причем с претензиями, и это размыло полномочия, которыми Жуков смущал своего прямого начальника.
Еще один нюанс перестановок: багаж формально усиленного Дмитрия Медведева – Совет по национальным проектам – столь же формально попал под крышу Белого дома. Раньше же, пребывая в АП, Совет имел статус «неформального правительства», а сам Медведев – теневого премьера. Теперь соперник оказался у Фрадкова на расстоянии правой руки.
Однако и сам Фрадков стал ближе к голодному кремлевскому люду. Именно тем, что тихой сапой взял в свои руки невидимые нити государственного управления. Характерна сухая сводка его каждодневных занятий: даже находясь в полете между Ханоем и Хошимином, он все подписывает и подписывает, все визирует и визирует. И не прекращает делать это даже во Внуково-3.
Контраст же между новыми полномочиями премьер-министра и человеком, который ими обладает, становится все ярче при приближении старта кампании «преемник-2008». И уже слышен хор возмущенных голосов: уберите пешку, если она – непроходная.
Но штука в том, что прояснить правила кампании «преемник-2008» в основном настаивают те, кого пугают ее наметившееся очертания. Это и тревожащиеся за свою судьбу олигархи. Это и «Единая Россия», которую, с одной стороны, Сурков призывает к подвигам, а с другой – президент отвергает планы о пересмотре роли парламента. Это и оппозиция в лице других олигархов, как из мест отдаленных (вроде Лондона), так и не столь.
Ранний старт кампании никому из близких к Путину группировок не нужен. А потому слабый Фрадков будет занимать свой пост до того момента, пока консенсус вокруг кандидатуры не будет найден. В эру позднего Ельцина она появилась лишь за несколько месяцев до «часа икс».
Слабый Фрадков сегодня – приманка для простофиль. Тот, кто попробует съесть премьера, может в два счета освоить один из самых изящных азов шахматной игры. Когда противник, выиграв пешку, тут же попадает в ловушку и проигрывает. Такая пешка называется отравленной. В момент жертвоприношения она сильнее любой фигуры на доске. Правда, после него тут же исчезает вместе с проигравшим.
Игорь Рябов - главный редактор журнала «Деловые люди»
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.