Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
08.11.2017 | Татьяна Становая
Комиссия Роберта Мюллера: первые результаты и первые обвинения
Спецпрокурор США Роберт Мюллер, возглавляющий расследование предполагаемого вмешательства России в американские выборы 2016 года, обнародовал обвинительное заключение в отношении бывшего главы предвыборного штаба Дональда Трампа Пола Манафорта и его делового партнера Рика Гейтса. Оба помещены под домашний арест. Фигуранты дела о обвиняются по 12 пунктам, включая сговор против США, отмывание денег и неуплату налогов.
Обвинительное заключение, обнародованное 30 октября, включает в себя такие пункты как «сговор против США, сговор с целью отмывания денежных средств, действия в качестве незарегистрированного агента иностранной державы, ложные и вводящие в заблуждение заявления о том, что касается положений закона о регистрации иностранных агентов, а также непредоставление информации об активах в иностранных банках и финансовых счетах». Пол Манафорт и Рик Гейтс сразу добровольно явились в ФБР, после чего они были доставлены в федеральный, окружной суд Вашингтона. Однако свою вину ни по одному из пунктов они не признают.
Пол Манафорт в марте 2016 года возглавил избирательный штаб Дональда Трампа, но покинул его в августе по просьбе кандидата. Комиссия Мюллера установила, что Пол Манафорт сумел отмыть более $18 млн на тайных зарубежных счетах, что позволило ему «вести роскошную жизнь в США, не платя налоги со своих доходов». Зарегистрированная на Кипре компания Манафорта получала деньги от политиков и бизнесменов из Восточной Европы, прежде всего с Украины, при этом и Манафорт, и Гейтс регулярно представляли финансовым и налоговым органам недостоверные данные о своей деловой активности. Манафорт в 2004, 2010 и 2014 годах был советником предвыборных кампаний Виктора Януковича и Партии регионов на Украине. По мнению комиссии Мюллера, обвиняемые вели незарегистрированную лоббистскую деятельность на территории США в период с 2008 по 2014 год в интересах правительства Украины, Партии регионов и экс-президента Виктора Януковича, говорится в обвинительном заключении.
Российские СМИ подчёркивают, что предварительные итоги работы комиссии Мюллера пока никак не доказывают наличие какого-либо сговора между штабом Дональда Трампа и Кремлем и вообще не добавляют никаких фактов, указывающих на воздействие российских властей на ход и итоги президентских выборов в США. В обвинении в отношении Манафорта Россия упоминается дважды в контексте украинских событий 2014 года. Российские официальные власти также заняли однозначную позицию: данные расследования они оценивают в пользу России, как доказательство отсутствия реальных оснований для обвинения Москвы во вмешательстве в дела США.
Позиция Белого дома близка к российской: глава аппарата Белого дома Джон Келли, в свою очередь, заявил, что действия, в которых обвиняются Пол Манафорт и Рик Гейтс, были совершены задолго до их знакомства с нынешним президентом.
Несмотря на то, что в обвинении больше говорится о связях Манафорта с Украиной, для широкой американской аудитории – это основание сомневаться в чистоплотности бывшего главы избирательного штаба Трампа и подозревать его как минимум в способности попытаться «сговариваться» с Москвой. В данном случае именно репутационный фактор оказывается превалирующим. Кроме того, украинская Партия регионов в США воспринимается политическим инструментом влияния России в Украине, а Виктор Янукович – политиком, находящимся в зоне влияния России (хотя до конца 2013 года и партия, и Янукович стремились балансировать между Россией и Западом).
Еще одним эпизодом стало обвинение внешнеполитического советника избирательного штаба Дональда Трампа Джорджа Пападопулоса. В обвинительном заключении говорится, что Пападопулос признал вину в даче ложных показаний сотрудникам ФБР. Они касались, в частности, контактов с некоей гражданкой России, которая представлялась племянницей Путина (но таковой в итоге не оказалась), а также профессором из Лондона, предлагавшего обеспечить выход на высшее руководство России. Кроме того, «профессор» якобы предлагал передать республиканцам компромат, собранный Кремлем, на Хилари Клинтон. Как стало известно The Telegraph, «профессором», через которого Пападопулос пытался выстроить связи с Кремлем, оказался Джозеф Мифсуд, 57-летний ученый из Лондона мальтийского происхождения. В издании он назван почетным директором Лондонской дипломатической академии, аффилированной с University of Stirling в Шотландии. Мифсуд подтвердил The Telegraph, что это он описан в документе Мюллера, однако назвал «невероятными» утверждения, что он говорил Пападопулосу о «грязных материалах» о Клинтон, якобы имевшихся в распоряжении России. «Моя совесть чиста», – цитировала его газета «Ведомости».
В то же время принципиально значимым в данной ситуации является не столько роль самого Пападопулоса, сколько охота окружения Трампа за компроматом на Клинтон, якобы предложенного Москвой. Бывшие и нынешние американские чиновники Белого дома признавались The Wall Street Journal, что Пападопулос был лишь одним из первых, кто пытался выйти на Кремль, другие представители предвыборного штаба Дональда Трампа тоже искали на нее компромат по нескольким направлениям. Трамп в такой ситуации пытался максимально дистанцироваться от Пападопуласа, занижая его роль в предвыборной кампании, но опровергнуть сам факт заинтересованности в получении «грязных материалов» на конкурента, команде Дональда Трампа будет непросто.
Как считают американские следователи, работающие на Россию хакеры взломали аккаунт электронной почты руководителя предвыборного штаба Клинтон Джона Подесты 19 марта 2016 г. Тогда об этом никому не было известно, и Пападопулос, возможно, стал первым, получившим такую информацию от Мифсуда 26 апреля, отмечал WSJ («Ведомости»). А 3 июня предложение получить компромат на Клинтон получил уже Дональд Трамп-младший. Его встреча с юристом Натальей Весельницкой, однако, не дала искомого результата.
Найти письма Клинтон пытался и поддерживавший Трампа финансист Питер Смит, который был уверен, что российские хакеры проникли на частный почтовый сервер Клинтон, который она в нарушение инструкций использовала для служебной переписки, работая госсекретарем при Бараке Обаме. Смит рассказал WSJ, что вышел на пять групп хакеров, утверждавших, что у них есть письма Клинтон, две из них он счел российскими. Он призвал их разместить письма на сайте WikiLeaks, который в итоге и опубликовал письма Подесты и с сервера национального комитета Демократической партии. В мае 2017 года 81-летний Смит покончил с собой, оставив тщательно подготовленную подборку документов, включая заявление, которое полиция назвала предсмертной запиской самоубийцы. В ней он сообщил, что болен и что его страховка заканчивается.
Для Трампа работа комиссии Мюллера представляет институционально-политическую проблему: спецпрокурор работает в абсолютно независимом режиме, и не может контролироваться Белым Домом. Кроме того, его деятельность пользуется большим доверием (как и он сам, обладающей кристально чисто репутацией). Сам президент в своём «Твиттере» накануне обнародования обвинений призвал республиканцев «сделать хоть что-то»: по данным американских СМИ администрация Белого дома ищет институциональные возможности для ограничения возможностей Мюллера и его комиссии. Трамп также пытается политизировать работу Мюллера, подчёркивая заинтересованность в расследовании Демократической партий и Хилари Клинтон, которых он обвинил в «охоте на ведьм». Однако подобные попытки упираются в неоднозначное отношение к происходящему со стороны республиканцев, контролирующих Конгресс. Положение Трампа настолько уязвимое, что нет никакой уверенности, что он сможет опираться на поддержку однопартийцев, особенно в условиях, когда ему нужны их голоса в других случаях – например, для проведения налоговой реформы. Кроме того, важно отметить, что помимо спецпрокурора Мюллера свое расследование возможного вмешательства России в американские выборы ведут профильные комитеты по разведке обеих палат Конгресса США.
31 октября комитет Сената США по юридическим делам провёл слушания по «российскому делу», на которых заявлены представители Facebook, Twitter и Google. Компания Google обнаружила 18 YouTube-каналов, «вероятно, связанных с Россией», на которых с 2015 года до лета 2017-го были опубликованы более 1100 видео. По информации NT, к созданию каналов причастна компания Internet Research Agency, якобы связанная с Кремлем. Она же, как утверждают представители Facebook, опубликовала около 80 тыс. материалов, которые увидели 29 млн человек, писал «Коммерсант». 15 сентября компания Facebook предоставила Мюллеру подробный отчет о рекламной кампании в социальной сети российских пользователей, которые предположительно работали на так называемой «фабрике троллей». По версии следователей, они создавали фальшивые профили в соцсетях, чтобы повлиять на общественное мнение в США во время президентской кампании 2016 года. Продвижение российских интересов через специально созданные аккаунты признал и Твиттер.
В России обсуждение темы ведения рекламной кампании в США считают искусственной: распространение рекламных роликов или ведение аккаунтов не является незаконным. Кроме того, масштаб распространения информациями через социальные сети оказался не столь впечатляющим.
В любом случае первые обвинения – это только начало гораздо более масштабного процесса. В июле издание Bloomberg сообщало, что Мюллер ведет расследование о финансово-экономических сделках самого Трампа с гражданами России. В частности, спецпрокурора заинтересовали деловые отношения американского президента и миллиардера Араса Агаларова, который заплатил $20 млн, чтобы провести конкурс красоты «Мисс Вселенная 2013» в Москве. Мюллера также заинтересовали другие сделки Трампа с гражданами России, в том числе продажа Трампом особняка во Флориде российскому бизнесмену Дмитрию Рыболовлеву за $95 млн в 2008 году, писала «Газета.ру». Российский лоббист Ринат Ахметшин, который присутствовал во время встречи Дональда Трампа-младшего с российским адвокатом Натальей Весельницкой, уже давал показания большому жюри, созванному Мюллером. ФБР также будет расследовать 11 лет предыдущей бизнес-активности Манафорта, включая и его дела с бизнес-империей Трампа.
Проблема российского вмешательства фокусируется не столько вокруг самой России, сколько вокруг уязвимости США в условиях президентства Дональда Трампа с его сомнительным окружением. The New York Times в этой связи указывала: «Это плохой день для администрации Трампа, когда бывший руководитель президентской кампании обвиняется в отмывании денег, мошенничестве с налогами, делает ложные заявления и не регистрируется в качестве иностранного агента. Господин Манафорт олицетворяет своего рода аморального обитателя того болота, которое Трамп пообещал осушить, когда доберется до Вашингтона». The Times отмечает, что предварительные итоги расследования комиссии Мюллера ставят под сомнение легитимность Трампа.
Проблема российского вмешательства в выборы в США постепенно трансформируется из сюжета об опасности Кремля и его кибер-возможностей в сюжет об уязвимости США в институциональном, техническом и политическом плане. Ключевой угрозой демократии и безопасности оказывается не только Москва и Путин, сколько нынешнее руководство США, чьи контакты, политические или деловые, с иностранными государствами и олигархами, становятся предметом многоплановых расследований. Практически все профильные государственные институты в США, а также журналисткое сообщество сосредоточены на поиске доказательств возможной «ангажированности» Трампа и его окружения. Это означает, что взаимодействие с Кремлем оказывается источником политических рисков для любых политических сил в США, не только оказавшегося в зоне риска Трампа. В целом же попытка Мюллера деполитизировать процесс расследования российского влияния и придать ему более юридический характер будет вести к тому, что вопрос о российском влиянии постепенно вылиться в более системный вызов - иностранного влияния на политические процессы в США, что способно привести к законодательным ограничениям, сужающим возможности такого влияния. Но их объектом, прежде всего, будет Россия.
Татьяна Становая – руководитель Аналитического департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.