Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

18.12.2017 | Игорь Бунин

Программа реновации в Москве: взгляд политолога

Программа реновации в Москве: взгляд политологаСпустя 10 месяцев после объявления о программе реновации уже забылось, насколько неожиданным (даже для многих специалистов) было это решение. Сейчас же оно кажется абсолютно логичным и необходимым. Вся семилетняя деятельность мэра Сергея Собянина – это модернизация Москвы, ее развитие в логике современного постиндустриального европейского города. А такая логика диктует необходимость создания нового качества жизни, для чего порой приходится прощаться со старым. В России подобный алгоритм действий всегда приживался не без труда. В Москве же он стал образом жизни.

Москва ушла от «сидения на нефтяной игле» - доля «нефтегаза» в доходах городского бюджета неуклонно снижается и опустилась уже до 3%. Основные доходы городу дает «человеческий фактор» - малый бизнес, патенты на работу мигрантам, подоходный налог. А людям, которые научились зарабатывать на достойную жизнь, нужна качественная и комфортная городская среда, которая начинается с хорошего жилья.

То, что на обывательском языке именуется «хрущобами», специалисты называют «первой эпохой индустриального домостроения». По своему времени это была революция, которая позволила дать современное – по своей эпохе - жилье сотням тысяч семей, ютившихся в бараках, полуподвалах и коммуналках, где «система коридорная, на тридцать восемь комнаток всего одна уборная» [В.Высоцкий]. Запущенная несколько лет назад программа капитального ремонта жилого фонда «уперлась» в это «индустриальное жилье»: его нельзя отремонтировать так, чтобы оно было пригодным для эры перехода в эпоху постиндустриальную.

Долгосрочная программа модернизационного развития поставила масштабную проблему: каждый десятый москвич живет в таком доме, который не имеет «градостроительного будущего»: его нельзя сделать современным. А значит – возникла необходимость «постиндустриальной» жилищной революции. Как московские «Черемушки» стали полвека назад нарицательным для всего Советского Союза именем для «пятиэтажек», так теперь новые кварталы, к проектированию которых привлекаются звезды и отечественной, и зарубежной архитектуры должны будут создать стандарт жилой застройки для России XXI века.

Итак, с градостроительной точки зрения – программа реновации – это создание нового и массового типа жилой застройки XXI века, которая – по месту расположения заменяет устаревший и не подлежащий реконструкции до современных стандартов пласт «первой эпохи индустриального домостроения».

С экономической точки зрения – это долгосрочная и крупномасштабная инвестиция, источником которой становятся средства, «заработанные» Москвой уже по новой – «не нефтеигольной» модели развития. С некоторой провокационностью можно утверждать: ренту – нефтяную или иную – можно перераспределять как угодно, а вот «заработанное людьми» должно оставаться там, где люди живут. С этой точки зрения реновация как экономическая программа дальновидное решение. Оно пускает в дело капиталы, создает рабочие места, имеет «мультипликационный эффект».

Разумеется, пока мы говорим о еще только формирующихся планах их программах. Еще предстоит увидеть – и оценить – проекты застройки, просчитать экономическую рентабельность строительных проектов. Еще более отдаленное будущее – оценка «социального качества» новых кварталов застройки.

Однако политолог увидит в программе реновации и важную социально-политическую составляющую: выстраивание отношений власти с гражданами. И здесь реновация уже принесла уникальный опыт – вопрос, как он будет развиваться дальше.

Вопрос о реновации – как никакой другой, возможно за всю многовековую историю Москвы, задевал самый главный жизненный интерес москвичей. Классик говорил: «москвичей испортил жилищный вопрос». От булгаковских времен эта констатация дожила до наших дней, надо только четко понимать: откуда взялась эта «порча» - от того, что квартиру можно было только «получить» от государства – лишь в последние четверть века более обеспеченная часть общества смогла накопить денег, чтобы на вновь возникшем рынке купить себе новую квартиру. Потому-то все, что связано с жильем воспринимается более болезненно и эмоционально.

Теперь же жилищный вопрос москвичей сделал реальными соавторами программы реновации. С самого начала Правительство Москвы поняло необходимость участия граждан в обсуждении и принятии решений. И если отследить, как этот процесс разворачивался, мы увидим множество форм подлинного политического участия – политиков, общественных активистов, простых граждан, который принес ощутимые дивиденды как программе, так и ее бенефициарам.

Попробуем оценить с политологической точки зрения процесс принятия решений о включении дома в программу реновации – кто и как в нем участвовал.

Процесс голосования по включению дома в программу

1. Статистика этого голосования- небывалая для современных электоральных процессов. При «электорате» в 1 600 000 человек «явка» составила 71% - такая в Москве в постсоветские времена отмечалась только один раз: во втором туре президентских выборов 1996 года. А более чем в 100 домах голосовало более 90%, в 21 доме – все 100%.

2. Не с первой прикидки, но удалось выйти на формулу голосования, справедливость которой практически не оспаривается: голоса трети квартир «против» - это вето на включение; «молчуны», не участвующие в голосовании учитываются пропорционально между сторонниками и противниками. Т.е. соблюдаются интересы не только большинства, но и меньшинства.

3. Принятые жителями решения были обязательными для городской власти: 4087 домов – «за», 452 – «против». То есть люди не только чувствовали важность вопроса, но и верили, что могут повлиять на решение – в ту или другую сторону.

4. Анализ голосования «за» и «против» показывает, что «электоральные предпочтения» жителей были вполне рациональными и неполитизированными. По данным РБК, отсутствует корреляция между голосованием жителей по программе реновации и уровнем голосования за С.Собянина на соответствующем избирательном участке в 2013 г. Зато львиная доля – 84% голосов «против» пришлась на жителей кирпичных домов, каковые и составляют большинство среди исключенных из программы (377 из 452 домов). Иначе говоря, люди принимали рациональное прагматичное решение, и в кирпичных домах оно часто гласило: «не снос, а капитальный ремонт».

Оценивая это голосование в целом, можно признать: такого активного, осмысленного, рационального голосования граждан – а напомним, речь идет об электорате в более полутора миллионов человек - в современной России еще не было.

Коллективные действия граждан

В обсуждение – и действия – по программе реновации включилось гражданское общество Москвы. Заработали все формы коллективных действий – как «за», так и «против». Народных сходов – редкой для Москвы формы самоорганизации граждан – за включение домов в программу прошло около 500, и на них рядом с жителями столицы были депутаты Государственной и городской Думы, члены Общественной палаты Москвы. Были и акции «против», самой массовой из которых стала демонстрация на проспекте Сахарова 14 мая; по данным движения «Белый счетчик», в ней приняло участие более 20 тыс. человек.

Содержание обсуждения

Обсуждение законопроекта, создавшего законодательную базу для программы реновации, дает нам возможность утверждать, что Государственная Дума стала местом для дискуссий. Для внесения поправок в изначальный вариант законопроекта проводились парламентские слушания, создавалась рабочая группа с участием не только депутатов, но и активных граждан – как сторонников, так и противников реновации.

В итоге к законопроекту было предложено 144 поправки, и около 90% из этих поправок было принято. Текст законопроекта в итоге вырос вдвое. Параллельно городская Дума приняла свой закон о дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав. Это обсуждение – если не вдаваться в перечисление дополнений и поправок – позволило создать такую законодательную базу, которая резко снижает неопределенность в положении граждан: где, какую квартиру и на каких условиях они получат.

Процесс переселения в любом случае окажется и непростым, и наполненным эмоциями, это подтвердит вам каждый, кто хотя бы раз в жизни переезжал на новую квартиру. Но чем тщательнее проработан закон, чем лучше он учитывает чаяния будущих участников программы переселения, тем больше надежды, что эти волнения будут приятными.

Подводя итог, хотелось бы повторить: принятие программы реновации стало серьезным тестом на политическую зрелость, как для власти – и федеральной, и городской, так и для гражданского общества и для многих москвичей, которые обрели – зачастую, впервые в жизни, опыт реального политического участия. Такой старт программы дает основания надеяться на ее успешное осуществление – в интересах города Москвы и его жителей.

Игорь Бунин – президент Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net