Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
05.03.2006 | Леонид Радзиховский
НАШИ ТЕРРОРИСТЫ
«Наши» бывают в двух смыслах. Которые действуют в России. И «наши» в смысле – которые «нам» (России) симпатичны. Смешное в самом деле совпадение – как раз на принятие закона о терроризме в Москву прибывает ХАМАС… Жаль – надо было их пригласить парой недель раньше – поучаствовали бы в обсуждении Закона в думских комитетах. Как-никак эксперты.
Вообще, История любит пошутить. Вот эта ирония истории: приняли закон, что самолеты, захваченные террористами, надо сбивать – аккурат к подлету самолетов с ХАМАС. В Москве судят парня, который с ножом ворвался в синагогу – в Кремле сидят люди, которые ничем другим сроду не занимались. Почему им – в Кремль, ему – в тюрьму? Потому, оказывается, что террор определяется не фактом убийства мирных невинных людей, а тем, какой паспорт в кармане у этих людей…
Двоемыслие – классический образец. Более четкий просто придумать невозможно. Что там «сочувствие боевикам» в Лондоне, Варшаве или Вашингтоне! Басаева министры иностранных дел не принимали – а мы ровно этим и занимаемся.
Другой пример «закона о борьбе с терроризмом» в действии – жизнь и удивительные приключения семьи Кадыровых. Герой России Рамзан Кадыров – полновластный Хозяин Чечни, как бы он там не назывался. Впрочем, видимо скоро этикетка придет в полное соответствие с содержимым. Как известно, Кадыров это и не думает скрывать – он бывший боевик, а ныне предводитель «вооруженных отрядов». О деятельности этих отрядов говорят… ну, разное. Одно только верно – против Москвы они не воюют… сейчас. Наоборот – всячески Москве помогают. Следовательно, он не террорист, а ровно наоборот – антитеррорист. «Конечно, мы группа антитеррора. Но кто точно знает – какой он террор?». Действительно, кто точно знает?
Закон, естественно. И практика его применения. «Все, что сделал предъявитель сего, сделано для блага Франции и во имя Государства». Так, кажется, обстояло дело с мушкетерами? Так обстоит дело и с террористами/антитеррористами.
Конечно, надо быть справедливыми – самому, хотя бы в этой статье не пользоваться двойным стандартом. Постараюсь.
Да, двойная мораль – мораль всех политиков (равно как и обвинения в этой двойной морали – любимая тема словоблудия все тех же самых «всех политиков»). У России это получается, пожалуй, откровеннее всего – но, впрочем, может быть, мы просто плохо знаем про других? Во всяком случае, известно, что ЦРУ вроде бы до поры до времени поддерживало бен Ладена, говорят (?) что израильские спецслужбы имели отношение к возникновению того самого ХАМАС – что ж тут странного, если Басаев (по слухам) учился в какой-то школе ГРУ. Россия в этом двоемыслии не хуже и не лучше других.
Более того. Опять же – легко иронизировать по поводу того, что итогом двух чеченских войн стала… смена «плохого» Масхадова на «хорошего» Кадырова. А что – у кого-то есть какие-то иные варианты? Вариантов нет. Или опираться на сильного местного лидера, легко переименовав его из «террориста» в «антитеррориста» - или продолжать вести бесконечную войну… до тех пор, пока все равно не кончим тем же самым «вариантом Кадырова» (только что с какой-то другой фамилией).
Так что политики заигрывают с террористами не только (и даже не столько) от своей общей бессовестности (беспринципности), сколько от безвыходности своего положения.
Отсюда же и лицемерие. В том числе лицемерие закона. Фраза «сукин сын – но наш сукин сын» точна, остроума, всем хороша. Одно плохо – в законе ее не запишешь. Там волей неволей приходится рассказывать о формальных признаках терроризма, под которые подпадает не только Басаев, но и ХАМАС – на 101% (собственно, ХАМАС и является классикой террора). Да и не только ХАМАС, честно говоря…
И еще одно, что хотелось бы сказать по поводу этого закона.
Много разговоров о его жестокости. Вот тут я категорически не могу согласиться. Закон не жесток, он более или менее откровенен. Он довольно точно описывает реально существующую практику, практику жестокую, неудобную для называния словами. Но отказываться от этой практики никто в России не собирается – потому, что заменить ее просто нечем. По сути, российская «идеология борьбы с террором» сводится к одному, старому методу – борьба с варварством варварскими методами. Да, не сможем освободить заложников (а будем ли так уж стараться?..), но сможем уничтожить всех террористов – не уйдет никто. При всей грубости, бесчеловечности и т.д. (на одного убитого бандита – десятки, сотни погибших заложников) – достаточно действенный метод. «Умирать с гарантией» никто не хочет.
В свое время царский министр Трепов отдал приказ «Холостых залпов не давать, патронов не жалеть!». Приказ напечатали в газетах. Трепову в ужасе говорили друзья: «Что ты наделал?! Тебя же проклянут!». «Знаю, - отвечал он. – Но страсти толпы от такого приказа охладятся». Так, кстати, и вышло.
Вот, примерно по этой логике и сооружен закон о борьбе с терроризмом. Кстати, там сказано – не вести с террористами политических переговоров. Если это не ХАМАС, понятно…
Леонид Радзиховский - публицист
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.