Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
11.02.2019 | Марина Войтенко
Деловой климат – главный ресурс роста
По предварительной оценке Росстата, ВВП-2018 вырос на 2,3%, достигнув в абсолютном объеме 103,6 трлн рублей. Результат, вызвав у экспертов немало вопросов к обоснованности расчетов и применяемым методикам, заставил задуматься о траектории макротрендов-2019. При потенциале роста (без структурных реформ) в 1,5-2,0% в итоге прошлого года ряд аналитиков усмотрели признак перегрева экономики, за которым должна последовать коррекция вниз. Гипотеза, конечно, сугубо рабочая и требующая доказательств.
Между тем, уже сформированный «эффект высокой базы» (особенно в строительстве) – неоспоримый факт. Поэтому доминирующими остаются ожидания замедления набранной скорости с прогнозным интервалом 0,7-1,2%, что ниже предположений МЭР (1,3%) и ЦБ РФ (1,2-1,7%). Сохранив (8 февраля) ключевую ставку на уровне 7,75%, Банк России дал понять, что уповать на монетарные стимулы явно преждевременно. Ставка в зависимости от обстоятельств может сдвинуться и вверх, и вниз, хотя нельзя исключить, что взятая «пауза» позволит нащупать ее предельную величину перед новым циклом снижений.
Сохранению умеренной жесткости денежно-кредитных условий по логике контрциклической политики должно соответствовать усиление стимулирующих акцентов со стороны бюджета. Возможно, они начнут сказываться во втором полугодии. При этом, однако, эффективность госрасходов (в том числе в связи с началом реализации нацпроектов) существенным образом будет зависеть от повышения комфортности делового климата на основе регулятивных решений правительства и денежных властей.
Безальтернативная приоритетность усилий на этом поприще диктуется, прежде всего, как минимум стагнацией, если не снижением качества экономического роста.
- Одно из свидетельств тому – расчеты (например, в Центре макроэкономического анализа Альфа-банка), согласно которым треть приращения ВВП в 2018-ом обеспечена активностью сырьевого сектора.
- Другие поводы для озабоченности дает уже сам Росстат, по данным которого, в прошлом году доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП снизилась до 21,3% после 21,6% в 2016 и 2017 годах и вернулась в 2015 год (согласно майским указам 2012-го, должна была достичь не менее 25%).
- При этом вклад малого и среднего предпринимательства в ВВП-2017 (по 2018 году оценки еще нет) достиг 21,9%, но темп его расширения замедлился с 0,9 п.п. в 2015 году до 0,7 п.п. в 2016-ом и 0,3 п.п. в 2017-ом.
- Неустойчивостью отмечена динамика производительности труда. В позапрошлом году она, по оценке ОЭСР, составила $26,5 в час, вернувшись к уровню-2014 (наивысший показатель в 2007-2017 годах зафиксирован в 2013-ом – $26,6 в час).
Развернуть эти тренды призваны нацпроекты. Работа над ними, между тем, уже ясно показывает, что одному лишь государству вытянуть их не по силам. Необходимо масштабное участие бизнеса. В формировании устойчивых мотиваций к этому знаковых подвижек, однако, пока (?) не произошло. Предпринимателям часто непонятна громоздкая система проектного управления, когда выделяемые средства распределяются по большому числу госпрограмм, а их ранее сложившееся финансирование (нередко с невыразительным эффектом) просто продолжается в «новой упаковке».
По оценке замглавы Минфина Андрея Иванова, предварительный портфель заявок частного бизнеса на участие в нацпроектах насчитывает более 200 проектов с объемом собственных инвестиций в 3-5 трлн рублей. Для повышения доли вложений в основной капитал до 25% к 2024 году нужно еще минимум 20 трлн рублей. Правительство в отборе проектов, тем не менее, по большей части сталкивается с инициативами на уровне бизнес-идей, проработанных бизнес-моделей к настоящему времени чуть более десятка. Основная причина – неопределенность по поводу регулятивных условий и гарантий их устойчивости.
Первая версия законопроекта «О защите и поощрении капиталовложений» (в него в итоге трансформировался так называемый «список Белоусова») подготовлена Минфином еще в августе-2018. Последующие обсуждения с бизнес-сообществом внесли в него корректировки: снижен «порог вхождения» до 3 млрд рублей по стоимости проекта при обязательном минимуме в 1 млрд рублей собственных инвестиций; уточнены правила их частичного возврата через налоги и ряд других положений. Вместе с тем, по словам Андрея Иванова, разрабатываемый закон все еще предполагает индивидуальное сопровождение проектов регуляторами «в бутиковом режиме». Минфин, тем не менее, намерен стандартизировать условия, чтобы тиражировать их на уровень среднего бизнеса. Предполагается, что законодательные решения будут приняты в текущем году. Когда именно – не ясно. Создание стимулирующей деловой среды, естественно, не может быть сведено лишь к одной, пусть и принципиально важной, мере. Укрепление взаимного доверия бизнеса и государства требует последовательных системы действий.
О том, что повышение комфортности деловой среды остается безусловным приоритетом власти для реализации нацпроектов на минувшей неделе в ходе форума «Деловой России» вновь напомнил Президент РФ Владимир Путин. В числе уже оформленных поручений тонкой настройки регулятивных инструментов:
- уточнить критерии для взыскания штрафов по итогам проверки бизнеса;
- изучить возможность освобождения компании от налогов на товары, идущие на благотворительность;
- уточнить порядок блокирования банками счетов предприятий. Компании, к которым ранее не было серьезных претензий, могут избавить от автоматической блокировки;
- расширить для зарубежных деловых партнеров практику краткосрочного безвизового въезда в Россию;
- ускорить принятие законопроекта об электронной торговле лекарствами;
- рассмотреть вопрос о снижении комиссии для ретейлеров при оплате товаров банковской картой (cейчас она составляет 3%);
- рассмотреть возможность либерализации валютного контроля. Соответствующий законопроект, который, в частности, смягчает требования по возврату валютной выручки для экспортеров, одобрен правительством 7 февраля;
- продлить как минимум на один год проведение добровольного декларирования физлицами имущества, активов и счетов за рубежом. Напомним, второй этап амнистии капиталов планировалось завершить 1 марта 2019 года. Ситуация усугубляется еще и тем, что с 1 января с.г. года во многих офшорах заработали законы, обязывающие компании вести реальную деятельность. По определению PricewaterhouseCoopers (PwC), по сути это – конец эпохи островных офшоров. Кроме того, 7 февраля Правительство РФ одобрило ратификацию конвенции ОЭСР по борьбе с размыванием налоговой базы (MLI, объединяет уже 87 государств), позволяющую подписавшим ее странам синхронно ужесточить действующие двусторонние соглашения об избежание двойного налогообложения.
В такой ситуации продление амнистии капиталов, несомненно, ускорит их возврат в российскую юрисдикцию. Однако самое главное – в обозначении намерений ее благоустройства. Как подчеркнул Владимир Путин, «именно изъяны национальной юрисдикции, надо признать это, недостаточность гарантий защиты частной собственности вынудили многих предпринимателей регистрировать свои активы за рубежом и выводить эти активы».
Как видим, регулятивных инициатив, направленных на стимулирование деловой активности, становится все больше. Но при этом уровень их проработки сильно различается. Банкиры, к примеру, в целом позитивно отреагировали на намерения ЦБ РФ скорректировать подходы (ослабить жесткость) к оценке кредитных рисков заемщиков. Однако требуется проработка многих деталей, поскольку эффективность предлагаемого алгоритма, включая степень снижения нагрузки на капитал, будет зависеть от всего набора факторов, на основании которых будут рассчитываться требования. Новая система должна заработать с 2020 года, так что 2019-й для банковского сообщества, видимо, станет временем согласований. Но в этом сегменте рынка на основе эффективно выстроенных коммуникаций с регулятором уже давно сложились навыки плодотворного поиска консенсуса.
В то же время, ряд других регуляторных инициатив «провисает». Например, переход застройщиков с 1 июля 2019 года на расчеты работу по эскроу-счетам усиливает риски в жилищном строительстве. В конце января глава Минстроя РФ Владимир Якушев заявил о том, что в «красной» зоне находятся 30% возводимых в РФ жилых объектов. Обнародованная на минувшей неделе оценка аналитиков E&Y сопоставима – «около 28% объектов на стадии строительства могут быть отнесены к проектам с существенной вероятностью неисполнения обязательств», – отмечается в профильном обзоре компании. Правда, стоит отметить, что поиск алгоритмов снижения напряженности на рынке жилищного строительства продвигается довольно быстрыми темпами. Так, для части проектов предлагается сохранение возможности прямого привлечения средств дольщиков. Для этого они должны соответствовать определенным критериям строительной готовности, объема привлеченного долевого капитала и в целом экономической устойчивости. Конкретика будет обсуждаться на заседании Госсовета 10-12 февраля в Казани. В Минстрое полагают, что согласование всех необходимых параметров должно завершиться до конца февраля.
Вместе с тем, часть других предлагаемых решений в регулятивной сфере вызывает все больше вопросов бизнеса:
- Так, новая стадия обсуждения дифференциации тарифа Федеральной сетевой компании (ФСК) лишь обострила дискуссию о провале планов по уходу от перекрестного субсидирования в энергетике и поэтапной ликвидации «последней мили». Напомним, соответствующий закон был принят в России в конце 2013 года. По мнению компаний – крупных потребителей электроэнергии, дифференциация тарифов ФСК нарушает принципы проведенной реформы. Эксперты же энергорынка (например, в ассоциации «Сообщество потребителей энергии») считают внедрение инициативы Минэнерго/ФСК преждевременным без тщательно проанализированных оценок регулирующего воздействия и проработанного плана ликвидации перекрестного субсидирования при распределении нагрузки пропорционально обоснованным затратам.
- Предложение МЭР для расширения возможностей доступа к долговому финансированию субсидировать выход на биржу малому бизнесу даже несколько обескуражило участников рынка и экспертов. Проект ведомства предполагает два вида субсидий: на организацию и размещение облигаций (2% от выпуска, но максимум 1,5 млн руб.) и на выплату купонов (70% от суммы выплаты). Также Минэкономразвития планирует предоставлять поручительства по выпускам облигаций, вовлекать институты развития в качестве якорных инвесторов, снижать биржевые тарифы. Однако, как подчеркнул председатель комитета ТПП по развитию МСП Игорь Скляр в комментарии «Ведомостям», «инициатива Минэкономразвития для бизнеса – как зайцу пятая нога», поскольку для входа на биржу требуется оборот от 2 млрд рублей, а к малым относятся компании с показателем 800 млн рублей. В общем, мера оценивается как маловостребованная и к тому же уводящая в сторону от действительно ожидаемых перемен в поддержке МСП. Так, Счетная палата по результатам проверки (опубликованы в бюллетене СП РФ №10 октябрь 2018) реализации «Программы стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в 2015–2017 годах» пришла к выводу: целевой индикатор «Доля кредитов субъектам МСП в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», установленный Стратегией развития МСП, по итогам 2015 года в ходе реализации Программы 6,5 оказался не выполненным. В 2018 году существует риск недостижения его планового значения».
- Некоторые регулятивные идеи и вовсе оцениваются как вредные, несмотря на сохранение высокой вероятности их принятия. Наглядный пример – законопроект о суверенном рунете, отрицательные отзывы на который уже обнародовали Счетная палата, Российский союз промышленников и предпринимателей, АНО «Цифровая экономика» и рабочая группа «Связь и IT» при Экспертном совете при правительстве России. Риски, порождаемые законодательной инициативой сенаторов Андрея Клишаса и Людмилы Боковой, а также депутата Госдумы Андрея Лугового, обширны – от роста бюджетных расходов (минимум на 20 млрд рублей), удорожания товаров и услуг до возможных масштабных сбоев в системах связи и кратного повышения издержек бизнесов.
Между тем, повышение темпов роста в ближайшие годы прямо зависит от структурных мер, результатом которых должно стать формирование комфортного делового климата, стимулирующего инвестиции. Создание необходимых для этого новых регулятивных правил – уже реальность, данная в ощущениях, причем неоднозначных. Потокам инициатив правительства, денежных властей и бизнес-сообщества все еще не хватает системности, что сказывается и на последовательности действий, и на готовности и умении исправлять ошибки, и искать компромиссы. Управление этими рисками требует более интенсивных и содержательных коммуникаций между всеми участниками этого процесса. Устойчивость позитивных бизнес-мотиваций (ее еще предстоит добиться) – существенный фактор российской макродинамики, значение которого будет только усиливаться.
Марина Войтенко – экономический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.