Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

04.03.2019

Борис Макаренко: «Рейтинг президента вернулся к значениям 2011-2013 гг., «крымский эффект» нельзя считать исчерпанным, но он уже не перекрывает озабоченности застойным состоянием обыденной жизни»

Борис МакаренкоЛенин больше ста лет назад назвал российский империализм военно-феодальным. Это вспомнилось при взгляде на замер «Левада-центром» мнения граждан о роли государственных и общественных институтов в жизни России. Любая параллель – более, чем условна. И все же давайте присмотримся внимательнее.

Первое, про что пишут комментаторы – снижение оценок президента. Оно есть: с 4,7 (по пятибалльной шкале) два года назад до 4,2 ныне. Вырос «рейтинг важности» только у вооруженных сил – с 3,3 в начале века до 3,5 накануне «Крыма» и 4,1 – ныне. У остальных же институтов за весь почти двадцатилетний период динамика минимальна: вялый подъем в первые «посткрымские» годы и небольшой спуск к 2019 г.

Исследования нашего Центра политических технологий позволяют дать интерпретацию этих тенденций. Повышение доверия к армии – устойчиво и серьезно, люди реагируют и на долгосрочный процесс реорганизации вооруженных сил, и на ее активность в последние годы – после Крыма и Сирии. А вот падение влиятельности президента не стоило бы драматизировать: его место в «политической картине мира», существующей в голове нашего среднего соотечественника, остается центральным и не сравнимым ни с кем и ни с чем. Просто чем дольше длится стагнация в экономике и снижение доходов, тем труднее сохранять веру в чудо – а кроме как от президента, люди ни от кого такого чуда, как светлое будущее, не ждут. Рейтинг президента просто вернулся к значениям 2011-2013 гг., «крымский эффект» нельзя считать исчерпанным, но он уже не перекрывает озабоченности застойным состоянием обыденной жизни.

А главное: почему мы утверждаем, что люди не ждут от власти светлого будущего? Посмотрим на иерархию важности институтов власти и общества в их представлении. Верхний этаж (после президента): армия, ФСБ, федеральная исполнительная власть и «олигархи» - крупный капитал (правительство и администрация президента). Их оценки – в диапазоне от 4,1 до 3,6. Между «верхним» и следующим этажом обосновались СМИ во главе с телевизором (3,5) – «четвертая власть», тоже по сути федеральная.

Следующий этаж – это силовые структуры (суд, прокуратура, полиция), губернаторы и две палаты парламента – практически равные по силе (3,4 – 3,2). Примыкают к ним церковь и «директорат» (по 3,1) –все в разных видах начальство над нами, но явно не властители.

А вот все то, в чем массово участвуют (или должны участвовать) граждане – еще ниже. Это политические партии (2,9), впервые включенные в опрос «Левады» некоммерческие организации (2,5) и уж совсем внизу – традиционно профсоюзы (2,0).

Вот и получается картина: в свои – даже коллективные - силы люди не верят, а начальство представляют себе постепенно «проседающим» в своих властных полномочиях.

Борис Макаренко – президент Центра политических технологий

Другие комментарии от экспертов Центра политических технологий читайте на Telegram-канале https://t.me/BuninCo

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net