Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

01.04.2019 | Марина Войтенко

Госфинансы – настройка на нацпроекты

Марина ВойтенкоНовый шестилетний экономико-политический цикл в России продолжается при заметном укреплении стабильности ее финансовой системы. Как было отмечено в ходе расширенной коллегии Минфина (26 марта), по итогам-2018 профицит федерального бюджета достиг 2,6% ВВП, ненефтегазовый дефицит сократился до 6% ВВП. Ослабла зависимость от нефтецен: баланс госказны и счета текущих операций достигается при нефти по $45 и $35 за баррель соответственно. Впервые с 2007 года наблюдается превышение (на 510 млрд рублей) доходов над расходами в консолидированном бюджете субъектов РФ. При всем этом госзатраты в 2016-2018 годах снизились на 3% до 16,1% ВВП. Достигнутые успехи, тем не менее, не заменяют собой общеэкономического роста, хотя и являются его фундаментальным основанием. Сама же российская макродинамика все еще остается неустойчивой и хрупкой.

Преодолению этих «свойств» должно способствовать исполнение национальных проектов. Их финансирование начнется, как ожидается, во втором полугодии-2019. Центр тяжести стимулирующих регулятивных мер смещается в сферу госфинансов, эффективность применения которых будет измеряться скоростью преодоления/ослабления структурных ограничений развитию страны. Это – серьезный вызов для налогово-бюджетной политики.

В 2019-2024 годах в распоряжении государства (оценка Минфина) окажется около 240 трлн рублей (в том числе 118 трлн рублей федеральных денег). Причем собственно на нацпроекты предполагается потратить 18 трлн рублей с учетом расходов субъектов РФ. Тем не менее, на достижение национальных целей-2024 должны быть сконцентрированы все госфинансовые ресурсы. Задача далеко не простая и требующая для своего решения реинжиниринга системы их формирования, распределения и использования.

- Один из очевидных путей – распространение принципа проектного управления на все госпрограммы (прежде всего, на те, в которых предусмотрены федеральные адресные инвестиции).

- Другой, где придется преодолевать инерцию сложившихся многолетних практик, – обновление принципов и форматов межбюджетных отношений.

На реализацию нацпроектов в 2019 году регионы получат (в виде трансфертов) дополнительно около 560 млрд рублей. У этих потоков определено ясное целевое назначение, возникающие обязательства правительства и администраций субъектов РФ должны быть оформлены соответствующими контрактами. Проблема, однако, в том, как заявил на расширенной коллегии Минфина первый вице-премьер Антон Силуанов, что ими пока (по состоянию на 26 марта) обеспечены лишь 3% межбюджетных трансфертов, распределяемых на решение нацпроектных задач (21 регион вообще не заключил ни одного контракта, а 30 – от одного до трех).

Ситуация, скорее всего, будет исправлена в ближайшие недели. Но, в межбюджетной сфере присутствуют и другие риски. Так, эксперты констатируют, что прошлогодний профицит консолидированных региональных финансов во многом был обязан беспрецедентному объему федеральных дотаций, впервые превысившему 1 трлн рублей (в 2016 году – 656 млрд, в 2017-ом – 759 млрд, в 2018-ом – 1,035 трлн рублей). Причем половина прироста (136 млрд из 277 млрд рублей) – это «дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности», сопровождающиеся принятием регионами конкретных обязательств перед центром.

Ряд аналитиков склонны видеть в этом расширение «ручного управления», другие – указывают на усиление федерального контроля за эффективностью затрат. Для окончательных выводов накопленного практического опыта еще недостаточно. Тем не менее, уже есть вопрос к «промежуточному результату» – доля инвестрасходов в консолидированном бюджете субъектов РФ в 2018 году достигла 10,8% – минимума с 2015 года. Между тем, нацпроекты – это, прежде всего, бюджетные капвложения. С их источниками за счет федерального трансферта все понятно. Как быть с другими? По прогнозам Минфина, доходы регионов в текущем году вырастут на 6-7%, что заметно умереннее, чем в 2018-ом. К тому же при всех успехах в снижении уровня долга (3-4 года назад долг более 100% собственных доходов имели 15 субъектов РФ, в настоящее время только два) его общий объем составляет 2,118 трлн рублей (хотя и снизился за год на 8%). Причем доля дорогой в обслуживании задолженности перед банками и держателями региональных облигаций либо понемногу растет, либо не снижается.

Ключ к управлению такого рода рисками в строгом следовании главному принципу нацпроектного финансирования – последовательному повышению эффективности госрасходов на всех уровнях. Пример в этом должен подавать, прежде всего, сам федеральный центр. О конкретных шагах немало говорилось на расширенной коллегии Минфина. Уже в текущем году начнется регулярное проведение обзоров бюджетных расходов с их детальным анализом на предмет обоснованности, востребованности и результативности. Одновременно вместе с проектом бюджета на 2020 год и финпланом на новую трехлетку в Госдуму РФ будут представлены предложения по корректировкам налоговых расходов (льгот) на основе мониторинга их эффективности. Не исключено, что некоторые придется сокращать, либо вообще отменять.

Весьма существенный резерв расходной эффективности – совершенствование госзакупок при упрощении их процедур. Предполагается подготовка каталогов товаров, работ и услуг (с разработкой стандартов нормирования их качественных и количественных характеристик) для государственных и муниципальных нужд. По контрактам с единственным поставщиком будет расширено применение механизма раскрытия цены контракта (по опыту Федерального казначейства, в 2018 году ее в этом случае нередко удавалось снижать на 10-15%). Законопроект об изменениях в системе госзакупок, напомним, планируется принять в весеннюю сессию Госдумы РФ (первое заседание рабочей группы парламентариев и представителей правительства назначено на 4 апреля).

Одновременно предлагаются меры, способные повысить эффективность органов госуправления. Одна уже реализуется – из федеральных министерств и ведомств выделяется функция бухгалтерского обслуживания и «специализируется на базе Федерального казначейства». Впереди и другие, как подчеркнул Антон Силуанов, «задачи на этот год – сформировать реестр функций федеральной исполнительной власти, выделив из них те, которые не относятся к публично-властным и подлежат специализации или передаче на аутсорсинг».

По логике исполнения нацпроектов, интегральным показателем повышения общеэкономической отдачи от оптимизации госрасходов должно стать стимулирование инвестиционной активности на основе средне- и долгосрочных соглашений между частными компаниями и государством. Минувшая неделя принесла на сей счет обнадеживающие новости.

28 марта правительство завершило процесс сложных согласований и одобрило параметры обновления установленного законом о промполитике от 31 декабря 2014 года механизма специальных инвестиционных контрактов (СПИК). Проект поправок к действующему законодательству включает в себя три законопроекта и предполагает переход к развитию новых технологических компетенций. В числе новаций СПИК 2.0: уточнение самого предмета специнвестконтрактов и утверждение правительством перечня необходимых для разработки и внедрения технологий; конкурсный отбор участников как в открытой, так и в закрытой форме; увеличение до 20 лет предельных сроков исполнения и исключение требования по нижней границе объема инвестиций, что открывает доступ к спецрежиму для малого бизнеса.

Среди стимулов для получивших статус налогоплательщиков-участников СПИК со стороны госказны: предоставление льгот по налогу на прибыль земельному налогу, транспортному налогу, налогу на имущество на весь срок реализации проекта; возможность раздельного учета доходов и расходов по СПИК-проектам и по другой деятельности; предоставление бюджетных субсидий, в том числе и региональных, на долгосрочной основе (более чем на один бюджетный период). Новый формат контракта будет распространяться на все отрасли обрабатывающей промышленности, в том числе на автопром, а также станет основанием для участия в конкурсных процедурах по нацпроекту «Международная кооперация и экспорт», стартовавших 1 апреля. (итоги конкурса будут подведены 15 мая).

Среди других принятых или объявленных мер стимулирования инвестактивности:

· упрощение механизма фабрики проектного финансирования, оператором которой является ВЭБ.РФ. Напомним, в рамках этого инструмента госкорпорация предоставляет бизнесу финансирование на сумму от 3 млрд рублей (обсуждается снижение планки до 1 млрд) на срок до 20 лет. Однако алгоритм действий оказался сложным, особенно в части предоставляемых траншами синдицированных кредитов, а они должны составлять до 80% стоимости проекта (не менее 20% – акционерный капитал). Обсуждаемые сейчас МЭР и Минфином изменения в регламент работы фабрики призваны повысить гибкость механизмов структурирования и финансирования проектов. В числе предложений уточнение правила предоставления субсидий из федерального бюджета; расширение числа возможных участников и направлений (включая образование, экологию и здравоохранение) и т.п.;

· изменение порядка финансирования Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) за счет сокращения времени согласования Минфином (до 10 дней) переноса сроков использования остатков средств, выделяемых из бюджета на финансирование строек в рамках программы, из текущего бюджетного периода в следующий. Соответствующее постановление подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым 26 марта (№316);

· до 15 мая в правительство должен быть внесен план реализации рассчитанной на период до 2025 года стратегии пространственного развития, а до 15 апреля – проект дополнительного комплекса мер по ускоренному развитию субъектов с низким уровнем социально-экономического благосостояния. По факту движение в этом направление уже началось. 27 марта одобрен де факто, стартовавший еще в прошлом году стартовал комплексный инвестиционный проект «Енисейская Сибирь», объединяющий республики Хакасия, Тыва и Красноярский край, с портфелем капвложений свыше 1,8 трлн рублей на период 2019-2027 годов. 32 инвестиционных проекта будут способствовать созданию 70 тыс новых рабочих мест, а налоговая отдача во все уровни бюджетов до 2027 года, как ожидается, составит около 600 миллиардов рублей;

· похоже, близится к завершению тернистый путь законопроекта «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в РФ». После очередной доработки документ должен быть внесен в правительство к середине апреля и принят Госдумой уже в текущей весенней сессии, чтобы до конца 2019 года могли быть заключены и заработать соответствующие соглашения (СЗПК). Между тем, очевидно – предстоящие две недели будут «жаркими», поскольку вопросов все еще остается немало. Например, в отношении формы и статуса гарантий неизменности стандартного набора условий для проектов участников универсального режима, когда СЗПК заключается в заявительном порядке.

Закономерным итогом настройки системы государственных финансов на уверенную реализацию нацпроектов и достижение целей-2024 должно стать ускорение общеэкономического роста на основе создания стимулирующей деловой среды. Решающими факторами для обретения его нового качества должны стать: реальная предсказуемость и стабильность условий (прежде всего, фискальных) ведения бизнеса; значимое снижение регулятивных рисков и издержек; последовательное расширение пространства конкуренции при исключении для компаний (особенно со 100%-ым и прочим участием государства) преимуществ нерыночного характера. Далеко нелишним в этом перечне остается и бюджетный маневр, означающий увеличение доли расходов, повышающих качество человеческого капитала. Первые, умеренно обнадеживающие шаги, необходимые для исполнения этой повестки, сделаны. Остается главное – добиться их достаточности.

Марина Войтенко – экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net