Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

29.04.2019 | Марина Войтенко

Политика роста: стимулы и риски

Марина Войтенко22 апреля Минэкономразвития опубликовало на своем сайте характеристику базового варианта среднесрочного прогноза. Оценка темпов роста ВВП не изменилась. Однако подчеркнуто, что, начиная с 2020 года, главным его драйвером станут вложения в основной капитал.

После замедления-2019, прежде всего, из-за снижения вклада чистого экспорта (до 0,2 п.п. после 0,9 п.п. в 2018-ом) и торможения потребления домашних хозяйств (вследствие низкой скорости реальных зарплат) в 2020 году суммарный эффект всех факторов приведет к повышению темпов до 2,0%. В 2021-2022 годах ожидается ускорение до 3,1-3,2%, причем опережающий вклад в 1,8-2,0 п.п. выпадет на долю инвестиций. В 2023-2024 годах ВВП назначено расти на 3,3% в год. При этом вес конечного потребления населения повысится до 1,5 п.п., чистого экспорта – до 0,4 п.п. Предполагается, что в этот период экономика будет расти быстрее, чем глобальное хозяйство в целом. Сбываемость любого макропрогноза, как известно, существенным образом зависит от изменчивости внешних условий (включая, например, вероятность нового мирового циклического спада в начале следующего десятилетия[1]) и содержания внутренней экономической политики. Последняя, между тем, только складывается в некую систему регулятивных ускоряющих действий. Некоторые будущие стимулы к этому вполне просматриваются. Но и обозначившиеся риски уже вызывают вопросы.

Неустойчивый баланс возможностей и сдержек российской макродинамики в полной мере отразился в решении Совета директоров ЦБ РФ (26 апреля) сохранить ключевую ставку на уровне 7,75% годовых. В пресс-релизе Банка России подчеркнуто: в марте годовая инфляция прошла локальный пик, затем начала замедляться (до 5,1% по состоянию на 21 апреля). Напомним, что это текущее значение «вписалось» в прогнозный годовой интервал регулятора в 4,7-5,2%. Как отмечают центральные банкиры, повышение ставки в сентябре и декабре 2018 года способствовало возврату месячных темпов потребительских цен к уровням вблизи 4% в годовом выражении. Сдерживает их и слабый потребительский спрос. Кроме того, влияние оказали такие временные дезинфляционные факторы как укрепление рубля (в январе-марте его реальный эффективный курс вырос на 3,6%, в том числе к доллару США на 4%, к евро – на 5,2%), снижение цен на основные виды моторного топлива и отдельные продовольственные товары. Краткосрочные проинфляционные риски снизились. В то же время, остаются значимыми те, что связаны с повышеннами и незаякоренными ожиданиями роста цен у населения и предприятий, а также нарастающей волатильностью мировых товарных и финансовых рынков[2].

Прогноз по инфляции ЦБ РФ пока оставил без изменений, подтвердив, тем не менее, уверенность в том, что она в годовом выражении вернется к цели в 4% в первом полугодии 2020-го[3]. Последовательный курс денежных властей на восстановление и последующее удержание низкоинфляционной среды усиливает запрос на смягчение денежно-кредитных условий, что способно поддержать замедляющуюся экономику[4]. Главная интрига заседания 26 апреля как раз и состояла в том, что Центробанк обозначит время для первого шага в этом направлении. Ответ обнадежил: регулятор «допускает снижение ключевой ставки во II-III кварталах 2019 года». Можно констатировать почти 100%-ое попадание в ожидания участников рынка. В марте, напомним, по данным Reuters, 15% аналитиков надеялись, что первое снижение состоится уже во втором квартале, 38% – во втором-третьем кварталах, 77% – во II-IVкварталах. Одно из наиболее популярных предположений финаналитиков на прошедшей неделе: «не раньше июня, не позже сентября», а затем опять пауза – до тех пор, пока годовой рост цен не окажется устойчиво ниже даже ожидаемых МЭР 4,3%.

Кроме того, срок первого снижения ключевой ставки (вполне возможно, что и единственного в текущем году) будет зависеть от решения ЦБ РФ ряда актуальных задач: сдерживания потребительского кредитования (в марте его годовой темп достиг 23,6%) в условиях околонулевой скорости реальных зарплат; усиления притока вкладов (весьма существенная часть ресурсной базы банков); запуска регулятивных мер, тормозящих рост закредитованности компаний. Нелишне также отметить, что смягчение денежно-кредитной политики – это лишь одно из необходимых условий желаемого общеэкономического ускорения, но далеко не достаточное.

Пересмотр Росстатом данных по динамике ВВП в 204-2018 годах не изменил взгляда ЦБ РФ на текущее состояние экономики. Она по-прежнему находится вблизи потенциала, что позволяет оценить рост-2019 в 1,2-1,7%. Причем во втором полугодии, очевидно, усилятся госрасходы инвестиционного характера за счет дополнительных средств, полученных от повышения НДС и начала реализации нацпроектов, призванных обеспечить ускорение темпов ВВП в последующие годы.

Заметим, что такой подход в целом согласуется с базовым сценарием МЭР, где капвложения в основной капитал после разворота понижающейся траектории (2017 год – 4,8%, 2018-й – 4,3%, в 2019-ом прогнозируется 3,1%) должны стать главным фактором ускорения макродинамики. В свою очередь сами инвестиции будут, как предполагается, крепнуть и расширяться на основе:

ü во-первых, общесистемных мер, создающих стимулы для частного бизнеса (стабильных налоговых условий, предсказуемого тарифного регулирования, реформы контроля и надзора, сокращения доли государства в экономике и повышения его регуляторной эффективности, создания «длинных финансовых источников», например, в виде перезапуска накопительной пенсионной системы и т.п);

ü во-вторых, отраслевых и секторальных механизмов, включая фискальные преференции, субсидии и льготные кредиты;

ü в-третьих, эффективной реализации инвестпроектов с госучастием.

Ожидаемые структурные сдвиги в результате этих усилий, между тем, пока (?) выглядят не слишком радикальными. Представленная МЭР на минувшей неделе версия «Сценарных условий …»[5] предполагает, что доля инвестиционных отраслей (прежде всего, строительства и машиностроения будет увеличиваться. Но в результате за шесть лет прирост обработки в общем объеме ВВП составит только 0,8 п.п. (с 12,3% в 2018 году до 13,1% в 2024-ом), в том числе и за счет развития импортозамещения в отраслях пищевой промышленности. Увеличение доли строительства на те же 0,8 п.п. (с 5,4% до 6,2%) произойдет на фоне «интенсивного роста в прогнозный период после серьезного спада в 2014-2016 годах, а также реализации национального проекта «Жилье и городская среда». Доля же здравоохранения и образования вырастет на 0,4 и 0,3 п.п. соответственно (с 3,0% до 3,4% и с 2,9% до 3,2%). При этом снижение веса в ВВП добычи полезных ископаемых составит 0,5 п.п. (с 11,5% в 208 году до 11,0% в 2024-ом).

Важно, однако, иметь в виду, что речь идет по сути дела о первой, во многом предварительной версии оценок, проведенных в условиях высокой неопределенности в отношении того, как именно будет происходить реализация российской структурной повестки и как будет складываться баланс ее двух важнейших составляющих – собственно реализации нацпроектов (их финансирования, результативности и т.п.) и создания деловой среды, стимулирующей бизнес на их поддержку и соинвестирование[6]. Тем не менее, вопросы у экспертов возникают уже на подступе госуправления «к снаряду».

Так, согласно расчетам экономистов Альфа-банка Наталии Орловой и Наталии Лавровой, приведенным в обзоре «Национальные проекты. Эффект на экономический рост» (опубликован на минувшей неделе), несмотря на амбициозные размеры финансирования (в 25,7 трлн рублей с 2019 до 2024 года), влияние их реализации на общеэкономическую динамику может оказаться ниже ожидаемого, в том числе:

- прямой эффект может быть ограничен и достигнет всего 0,2% ВВП ежегодно в течение 2019–2021 годов, если новые расходы будут профинансированы за счет повышения налоговой нагрузки или сокращения прочих расходов;

- коэффициент косвенного, то есть мультипликативного эффекта от госрасходов эксперты оценили в 0,3 (в ноябре-2018 исследовательский департамент ЦБ РФ – в 0,5), что добавит 0,1 п.п. к темпу ВВП в год (в параметрах расчетов экономистов Банка России – 0,2–0,3 п.п. в среднем за год за период до 2024).

Основным позитивным результатом, по мнению экспертов Альфа-банка, может стать ускорение динамики потенциального роста ВВП до 1,6% к 2024 году, что ниже не только цели прогноза МЭР в 3%, но и среднего потенциального показателя по странам G 7 в 2%.

На обозначившиеся риски нацпроектного госуправления обращает внимание и Счетная палата. В их числе:

- отсутствие организованного статистического наблюдения – к моменту утверждения паспортов национальных проектов более 75% показателей не имели утвержденных методик расчета и не были включены в федеральный план статистических работ;

- несопряженность заявленных целей со сроками разработки методик их расчета (не позднее декабря-2019), что повышает вероятность уточнения плановых значений показателей и оценки хода реализации национальных проектов не ранее 2020 года;

- трудности и/или даже невозможность проведения регулярного в рамках года мониторинга исполнения – значительная часть целевых показателей вычисляется с годовой периодичностью, но при этом более 77% ожидаемых результатов реализации нацпроектов запланированы на четвертые кварталы;

- ключевыми инструментами осуществления мониторинга национальных проектов становятся планы их реализации и объемы освоенных средств федерального бюджета, что представляется недостаточным.

В годовом отчете СП РФ за 2018 год[7] подчеркивается: отсутствие достоверной информации о значениях целевых показателей и неопределенность результатов федеральных проектов создает риски принятия недостаточно обоснованных или несвоевременных решений в ходе их реализации.

В перечне поручений премьера Дмитрия Медведева по итогам отчета правительства в Госдуме обозначена проработка вопроса «об увеличении доли оплаты труда в структуре ВВП до 60%». Внимание к повышению социальной отдачи от будущего роста (в 2018 году доля зарплат в общеэкономическом «пироге» составляла 46,4%) логично и справедливо. Однако привлекательность высокой цели требует одновременно и более глубокого анализа причин того, что баланс возможностей и рисков на пути к ускорению остается неустойчивым. Выстраивание системы проектного управления госфинансами перевешивает усилия по созданию деловой среды, стимулирующей частные инвестиции. При этом по меньшей мере не снижается вероятность расширения практик «ручного управления» в ущерб замыслам укрепления конкуренции. Распознанные риски, впрочем, – это всегда руководство к действию. Обилие инициатив в экономической политике пора приводить в работающий «регулятивный порядок». Главное, чтобы намеченные решения, прежде всего, связанные с законопроектами о защите и поощрении капиталовложений и об индивидуальном пенсионном капитале, не остались «полуфабрикатами», не добавляющими новых мотиваций деловой активности.

Марина Войтенко – экономический обозреватель

[1] Примечательно, что консервативный вариант прогноза, предполагающий снижение нефтецен в 2020 году до $42,5 за баррель (вполне возможно, такой «эзопов тренд» не исключает вползания в мировую рецессию) исходит из темпов-2020 в 1,5% с возвращением к 2,8-3,0% в 2022-2024 годах. В альтернативных сценариях аналитиков рост 2020-2021 в этом случае оказывается близким к нулю (не выше 0,5%) при ключевой ставке Центробанка в 9,5-11,5%.

[2] Наглядное свидетельство тому – расхождение трендов нефтецен и курса рубля, наблюдавшееся на минувшей неделе. Brent торговалась выше $75 за баррель (на максимумах с осени-2018), курс же потерял примерно 1 рубль к доллару. Причины – сокращение притока средств нерезидентов в российский госдолг (в первом квартале cash flow составил $7,5 млрд) вследствие снижения аппетита инвесторов к рискам развивающихся стран и новый виток геополитической напряженности в мире. Нелишне иметь в виду и ожидания участников углеводородного рынка – нефть со второго полугодия будет дешеветь на росте предложения. Отсюда не удивителен и размах прогнозов курса рубля на конец лета – начало осени: от 64,5-65,5 до 68-70 руб/$.

[3] Это обстоятельство уже заложено в среднесрочный прогноз МЭР по тарифам на услуги инфраструктурных монополий. При этом предполагается, что единые принципы ценообразования в этом секторе будут установлены новым законом «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)» на основе приоритетного метода эталонных расходов. Индексация оптовых цен на газ для всех категорий потребителей в 2020-2024 годах не превысит 3%. Такая же планка предусматривается для потребителей электроэнергии за исключением населения, тарифы для которого будут индексироваться на 5,0% ежегодно. Рост цен на услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, как и предельные индексы изменения платы граждан за коммунальные услуги в 2020-2024 годах сохранятся на уровне, не превышающем целевую инфляцию. Тарифы на железнодорожные перевозки в 2020 году индексируются на 3,8%, в 2021-ом – на 4,1%, в 2022-ом – на 3,8%, в 2023-2024 – на 3,9%. Ставки портовых сборов повышаются на 3,7% в 2020 году, на 4,0 в 2021-2024 годах.

[4] Первые апрельские замеры общеэкономической конъюнктуры заметных позитивных перемен не зафиксировали. Индекс предпринимательской уверенности Росстата вырос в добывающих отраслях (вместе с нефтеценами) до 3% с 1% в марте, в обработке остался на уровне минус 2%, в обеспечении электроэнергией, газом и паром снизился до минус 8% с минус 7%.

[5] Полное название документа: «Сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемые изменения цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». Опубликован 22.04.2019 http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depmacro/2019042102.

[6] Из-за фактора неопределенности в экономической политике доля инвестиций в ВВП в текущей версии базового прогноза МЭР снижена в оценке-2024 с 26,4% до 25,2%.

[7] См. подробнее: http://audit.gov.ru/activities/annual_report/annual-report-2018.pdf, с 25

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net